Анализ различных теорий и подходов к объяснению истоков и движущих сил агрессивного поведения личности позволяет объединить их по приоритетности в изучении той или иной совокупности факторов различного характера. Результатом данного объединения является выделение четырех групп теорий и подходов к пониманию агрессивного поведения как психологического феномена.
К первой группе относятся теории и подходы, основоположники которых выделяют биологические факторы как приоритетные в процессе формирования и проявления агрессивного поведения личности;
Ко второй группе можно отнести авторов, чьи теоретические построения занимают промежуточные позиции, с определенным, но не значительным уклоном либо в сторону признания большей роли биологических факторов, либо – факторов социального характера.
В третью группу объединяются теории и подходы, в которых наиболее существенную, если не определяющую роль, при объяснении движущих сил формирования агрессивного поведения играют социальные факторы.
И, наконец, к четвертой группе можно отнести тех авторов, чьи взгляды отражают многофакторную природу агрессивного поведения личности. Биологические и социальные факторы рассматриваются представителями теории и подходов четвертой группы в системе, что позволяет выделять ряд уровней агрессивного поведения в зависимости от характера взаимодействия представленных факторов.
Агрессия как правило объясняется как тенденция подчинения себе других или преобладания над ними, выражающаяся в реальном поведении или фантазии (М.С. Калистратова, 2000; С.А. Колосова, 2000; Б. Крэйхи, 2003 и др.).
Особый интерес вызывает определение агрессии как «социально адресованной активности в неудовлетворяющей субъекта ситуации», данное О.Ю. Михайловой, т.к. в нем отражены как внутренний (связанный с внутренними представлениями индивида), так и внешний (обусловленный факторами социального характера) уровни в описании агрессии как психологического феномена.
Агрессия является видом деструктивного поведения, однако некоторые источники объединяют эти понятия, включая в этот список и разные виды девиации. В таблице 1 представлен сравнительный анализ агрессии, деструкции и девиации, как форм поведения.
Подростковый возраст становится одним из кризисных этапов онтогенеза, характеризующимся напряженностью механизмов адаптации, связанным с активными нейрогуморальными трансформациями и характерным психологическим содержанием этого периода.
Особенности возраста данного периода предъявляют завышенные требования к психофизиологическим возможностям молодежи, обосовывая высокий риск развития адаптационных нарушений при негативных воздействиях среды и увеличивая возможность проявления разных девиаций поведения (рисунок 1).
Таблица 1 — Сравнительный анализ агрессии, деструкции и девиации, как форм поведения [5]
В подростковом возрасте агрессия постоянно проявляется в качестве устойчивого личностного образования. Подростковый возраст может провоцировать появление тяжелых психологических проблем и становиться болезненным состоянием. В связи с этим исследование особенностей данного возрастного периода важно для осознания психологии агрессии в подростковом возрасте. Причины агрессии подростков представлены в Приложении Б.
Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется, прежде всего, в отношении людей, находящихся рядом: в школе, на улице, дома.
Рисунок 1 – Перемены в поведении подростка, сопровождающие возрастные изменения [1]
Поскольку агрессия является результатом фрустрационных переживаний, то она способна проявляться в различных формах, и итоги от её проявления могут быть разными (Приложение В).
Результаты исследованияпроявления агрессии в подростковом возрасте и сделанные на основе их выводыпозволят не только выбрать наиболее оптимальные направления профилактической ипсихокоррекционной работы в отношении несовершеннолетних подростков, но иприменимы в практике расследования преступлений, их психолого-правовой оценки врамках судебных экспертиз и организации психолого-педагогической работы сагрессивными подростками.