Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст постоянно находится под пристальным вниманием исследователей, поскольку является одним из самых сложных, ответственных в жизни ребенка и его родителей.

В науке есть много разных точек зрения относительно разграничения возрастных рамок подросткового возраста. Как правило, к подростковый период определяют от 10 (11) до 15 лет. Согласно Л.С. Выготскому, подростничетво можно разделить на несколько периодов: школьный возраст (7–13 лет), кризис (13 лет) и пубертатный возраст (13–17 лет) [4]. По Петровскому подросток — это ребенок, находящийся в среднем школьном возрасте (11–15 лет) и старшем школьном возрасте (15–17 лет).

Это этап психического развития личности, переходный период от «ребенка» к «взрослому». Подростковый возраст психологи считают наиболее подверженным кризисам, так как совершаются резкие качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития и жизни ребенка. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Наличие кризиса зависит от отношения подростка со средой и взрослыми. Подросток стремится перейти в группу взрослых и пользоваться привилегиями, которых нет у детей. Он не считает себя ребенком (маленьким), но и взрослые не принимают его как равного. Эти отношения и являются причиной кризиса переходного возрастав. Поэтому быть или не быть «кризису» в подростковом возрасте во многом зависит от социальных факторов, от отношения взрослого к подростку.

В этот период идет физическое, умственное, нравственное и социальное развитие и происходит становление качественно новых: образований: появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания типа отношений со взрослыми и сверстниками интересов, познавательной и учебной деятельности. Важным фактором развития личности подростка является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей.

Рассматривая изменения, происходящие на подростковом этапе развития индивида, исследователи чаще всего отмечают перестройку организма в результате процессов роста и полового созревания; развитие теоретического рефлексивного мышления; рост избирательности внимания, восприятия, активное формирование творческого мышления; стремление быть как все и одновременно проявлять свою индивидуальность. Именно в этот период происходит интенсивное развитие самооценки. Как правило, самооценка у подростка неадекватная и во многом зависит от его статуса в референтной группе.

Согласно результатам исследования, проведенного под руководством Д.И. Фельдштейна (2004), на первой стадии подростничества (10–11 лет) у многих детей происходит кризис самооценки: 34 % мальчиков и 26 % девочек характеризуют себя полностью отрицательно.

На второй стадии (12–13 лет), наряду с общим принятием себя, у подростков сохраняется ситуативно — отрицательное самоотношение, зависящее от оценок окружающих (в основном, сверстников).

На третьей стадии (14–15 лет) складывается оперативная самооценка, которая определяет отношение подростка к себе в данный момент. При этом, как отмечают многие авторы, подросток все более зависит от оценок соучеников, а не педагога [2].

Еще одной характерной чертой подростка является стремление к самоутверждению, желанию доказать окружающим свою взрослость. Д.Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании данного периода [4]. У подростка появляется потребность в познании себя и своих личностных качеств, а также сравнении себя с окружающими, так как это необходимо для оптимальной организации его поведения.

Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует свое мировоззрение, свои жизненные планы, что, в конечном счете, позволит ему жить самостоятельно. Несмотря на то, что подросток ни физически, ни психически, ни социально еще не может полноценно соответствовать критериям взрослости, он стремится занять равную со взрослыми социальную позицию. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым [3].

Подростки ориентируются на взрослого как на образец в деятельности. Участие в деятельности, наравне со взрослым, формирует у подростка чувство ответственности, самостоятельность, чуткость и т.д. Если рядом нет такого позитивного примера для подражания, подросток может переключиться на «улицу», взрослых ребят с «негативным поведением». Начало подросткового возраста — самое благоприятное время для обучения различным «взрослым» умениям. Ребят надо включать в соответствующие занятия взрослых на правах помощника, доверия взрослых импонирует подростку и он старается оправдать его. В подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности и познавательных интересов. Содержание познавательной деятельности часто выходит за пределы школьной программы. Ребенок часто склонен к самообразованию, обращаемся к справочной литературе. Нередко, при таком стечении обстоятельств уже в младшем подростковом возрасте складываются определенные профессиональные интересы, которые не меняются до конца школы. Чем определеннее и устойчивее представление подростка о будущей профессии, тем раньше происходит дифференциация знаний на «нужные» и «ненужные», «важные» и «неважные». Любопытство и любознательность — важные качества в этом возрасте. Подросток открыт для восприятия нового, интересного, как губка впитывает разные знания. Наша задача, роль взрослого использовать это позитивно. Часто родители замечают, что сын или дочь отдаляется от них, живет своей жизнью, рвется из дома к друзьям. Для подростка очень важным становится общение со сверстниками. Меняется ведущий тип деятельности, если раньше это была учёба, интересно было учиться, то сейчас ведущим становится — общение, отсюда неуспеваемость, и даже отметка перестает играть главную роль в учебе. В 13-14 лет наиболее значимо групповое общение, принадлежность к группе играет для подростка важную роль. Помимо прямого общения большую роль играет так называемая подростковая субкультура, определенные вкусы, интересы, взгляды, мода. Следует подчеркнуть, что несмотря на ослабление влияния семьи и увеличение роли сверстников, благополучие, нормальное развитие подростка в прямой зависимости от семейного воспитания. В этот период ровесники не заменяют семью. Главным новообразованием является то, что подростки учатся общаться, овладевают коммуникативными навыками, поиск причин привлекательности, неуспехов в общении.

Еще одно новообразование– самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а такжесвое место в человеческом обществе и свое назначение в жизни. Согласно мнениюисследователей подросткового возраста, в качестве ведущей деятельности,доминирующей на данном этапе развития, выступает интимно — личностное общение.Именно в общении формируются основные новообразования: возникновение самосознания,переосмысление ценностей, усвоение социальных норм.Структура общения индивида меняется в подростковом возрасте, ее центрвсе более перемещается в группу сверстников. Общение со сверстниками дляподростков выполняет ряд важных функций, среди которых – становление системыморальных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоениесоциальных форм поведения. Подросткам свойственно, с одной стороны, расширениекруга общения, а с другой – избирательность дружеских отношений. В целом же, вподростковом возрасте ребенок занимает качественно новую социальную позицию, характеризующуюсяэмансипацией от взрослых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *