Политическое устройство Киевской Руси

Скачать текст в WORD

В политическом отношении Киевская Русь представляла собой большую раннесредневековое государство в форме монархии. Во главе государства стоял великий князь киевский, верховный владелец всех древнерусских земель, который сосредоточивал в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной, административно-судебной и военной власти. Власть киевского князя была наследственной[1].

Отдельными частицами государства сначала управляли князья и великие бояре, а в конце Х в. стали назначаться великим князем киевским представители великокняжеского рода или наместники и тысяцкие. Князья и крупные бояре за свою службу пользовались частью дани, которая собиралась с подвластных им территорий.

Впоследствии бояре и князья начали получать земли и превращались в землевладельцев-феодалов. С установлением власти феодалов перестали проводиться народное собрание (вече) при великом князе появился совет ближайших князей и бояр. Их опорой выступали жены на принципе вассалитета и несли службу великому князю[2].

Основную часть княжеских войск составляла младшая дружина («отроки», «дети боярские», «пасынки»). В случае общей опасности собиралось народное ополчение — «вой», куда входили смерды и горожане. Весь политический строй Киевской Руси обеспечивал интересы класса феодалов.

Во времена Древнерусского государства были распространены символические знаки, некоторые из которых, видимо, были начаты еще в первобытнообщинном строе. Одним из древнейших был так называемый трезубец, который в давние времена был символом племени или символом власти[3].

Со времен Киевской Руси изображение трезубца случаются на золотых и серебряных монетах князей Владимира Святославича, Святополка, Ярослава Мудрого, на кирпичах, найденных при раскопках Десятинной церкви и других сооружений, на оружии, посуде. Трезубец в Киевской Руси был знаком княжеской власти, родовым знаком князей из династии Рюриковичей[4].

Киевская Русь не была государством в современном понимании этого слова, ведь в ней отсутствовали разветвленный государственный аппарат и централизованное управление. Однако это не должно вызывать удивления, ведь Киевская Русь — классическая раннефеодальная государство с монархической формой правления. Связь обладателя и подвластных людей держался в основном на системе сбора дани. В этом князю помогала дружина — личный военный отряд князя.

И именно на дружину на ранних этапах развития Киевской Руси опиралась княжеская власть, которая была частью военной, а не светской. Поэтому при захватнических походах (в Византию, Волжскую Булгарию, Хазарский каганат) значительная часть добычи доставалась именно дружине князя[5].

Со временем власть князя стала опираться не на приближенную военную элиту, а на бояр. Бояре — правящая элита русского общества. Этим слоем стали торговцы, бывшая племенная верхушка и часть дружины, то есть бояре были денежными людьми. Но они были не только богатым слоем общества, но и властным органом. Боярский совет мог существенно влиять на князя, ведь все свои решения он должен согласовывать с советом, а неповиновение могла стоить монарху привязанности зажиточного слоя населения.

Однако у князя оставались все рычаги управления страной. Он был главой всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной; также князь был верховным главнокомандующим и основным представителем страны на международной арене. Военное могущество князя опиралась на личную дружину, которая была связана с ним вассальными обязательствами, а светская власть поддерживалась церковью (в ранний период развития Руси — волхвами языческих культов), за что и щедро вознаграждалась обязательным налогом на церковь — десятиной[6].

На Руси был развит еще один орган власти — вече.

Вече — народное собрание горожан для решения неотложных дел общины. Выполняло близкие к законодательству функции; к участию допускалось взрослое мужское население. Происходит от племенных собраний, которые были распространены до образования Руси.

Вече могло существенно повлиять на то или иное решение князя, согласившись с ним или нет. Вече могло пригласить и выгнать князя из города (Изяслав Ярославич был как приглашенным, так и снятым с киевского престола) также горожане могли попросить князя о тех или иных изменениях, однако вече не могло самостоятельно предлагать и принимать какие-либо законы, хотя и имело значительные права[7].

В период раздробленности на Руси зародился «коллективный сюзеренитет», когда важные решения для развития государства принимал не только киевский князь, а также сборы самых влиятельных князей со всей Руси: Киева, Чернигова, Суздаля, Владимира и так далее. Это происходило на княжеских съездах, которые становились масштабными событиями в русской жизни.

Таких съездов известно несколько, ведь эта система не прижилась: съезд Ярославовичей, что после смерти отца собрались в Вышгороде (1072) для решения неотложных вопросов во внутренней политике, также считается, что на этом съезде была составлена ​​«Правда Ярославовичей »- модификация законов« Русской правды »Ярослава Мудрого; на Городецком съезде 1026 Ярослав и Мстислав Владимировиче заключили мир и разделили Русь по Днепру; Любецкий и Уветицький съезды 1097 и 1100 годов соответственно были призваны прекратить междоусобную борьбу и наказать виновников ее начала[8].

Итак, киевская  Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы. Государство Киевская Русь сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Историческим ядром Киевской Руси было Среднее Поднепровье. В Киевской Руси очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

[1] История Отечества. Учебник для вузов / Под ред. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2015. – 655 с.

[2] История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред.. , цев. М.: АСТ, 2016. – 576 с.

[3] История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред.. , цев. М.: АСТ, 2016. – 576 с.

[4] Отечественная история: Конспект  лекций / Под ред. В.А. Потатурова. — М.: МИЭМП, 2014 — 92 с.

[5] Юшко А. А. Московская земля  IX—XIV вв. — М.: Высш. шк., 2015. — 387с.

[6] Гордиенко Н. С. Крещение Руси: Факты против легенд и мифов. — М.: Наука, 2016. — 421с.

[7] Там же

[8] Гордиенко Н. С. Крещение Руси: Факты против легенд и мифов. — М.: Наука, 2016. — 421с.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *