Одним из важнейших направлений региональной политики современной России является развитие социально-экономической сферы жизни общества. В настоящее время данной проблеме уделяется большое внимание со стороны властей всех уровней власти.
Особое внимание при разработке и реализации региональной политики необходимо уделить особенностям административно-территориальному деления территории страны. Решение задач повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности на основании устойчивого экономического роста должно осуществляться с использованием преимуществ федеративного устройства государства, его децентрализованной структуры, а также с учетом ограничений, накладываемых на экономическую политику особенностями территориального устройства России.
Региональная политика Российской Федерации строится с учетом многонационального, полиэтнического состава населения с присущими для него различиями жизненных укладов, традиционных видов деятельности, способов природопользования, особенностей культуры и быта населения. Исходя из сути региональной политики, важно создать условия и предоставить соответствующие возможности для сохранения этого уникального многообразия.
В условиях федеративного государства и самостоятельности местного самоуправления с учетом масштабов территории страны для решения указанных задач приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и внедрение системы мер, обеспечивающих мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий. Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная материальная поддержка регионам и муниципальным образованиям как инструмент региональной политики должна предусматривать ее предоставление на условиях, стимулирующих экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий.
Согласно Концепции Стратегии развития регионов Российской Федерации принципами федеральной региональной политики на современном этапе должны стать: во-первых, принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы; во-вторых, принцип «преференции за реформы», предполагающий государственную поддержку тех территорий, которые не получили статус опорного региона. Государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам – она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы.
В-третьих, принцип синхронизации действий, подразумевающий синхронизацию основных реформ, которые осуществляются в стране и оказывают влияние на социально-экономическое развитие регионов и выстраивают федеральные приоритеты в логике кооперации регионов, а также согласованность направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемых федеральными органами власти.
В-четвертых, принцип дифференцированности государственной политики регионального развития. Данный принцип подразумевает выделение на территории Российской Федерации территорий (зон), в отношении которых должны быть определены цели социально-экономического развития и сформированы меры достижения данных целей. Согласно Концепции Стратегии выделены следующие территории: сырьевые зоны; зоны безопасности, среди них выделяют приграничные территории, зоны с потенциалом этно-конфессиональных конфликтов, кризисные территории, ситуация в которых создает угрозу для единства и стабильности Российской Федерации; зоны технологического трансферта; зоны инновационного развития; мировые города; старопромышленные регионы; территории, прошедшие первичную индустриализацию. Для каждой такой территории специалистами выявлены проблемы социально-экономического развития и сформулированы приоритетные задачи государственного управления.
И, в-пятых, принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.
Таким образом, основной задачей государственной региональной политики выступает содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России; обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста; усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире.