Особенности реализации принципов результативности и эффективности государственных закупок в Российской Федерации

Система государственных закупок ни что иное, как инструмент, при помощи которого могут быть удовлетворены государственные и муниципальные потребности в определенных видах товаров и услуг.

Если разобраться более подробно, то можно сказать что система государственных закупок- это комплекс определенных действий, главной целью которых является наиболее выгодное для заказчика приобретение за счет средств бюджета различных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей No 3 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в качестве государственных или муниципальных заказчиков могут выступать организации, которые осуществляют закупки за счет бюджета, а именно:

1. Органы государственной власти;

2. Госкорпорация «Росатом»;

3. Органы управления государственными внебюджетными фондами;

4. Государственные казенные учреждения;

5. Муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения;

6. Бюджетные учреждения1.

Принять участие в закупке может любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Система государственных закупок основывается на ряде принципов, к ним относятся:

  1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок;
  2. Принцип обеспечения конкуренции;
  3. Принцип профессионализма заказчиков;
  4. Принцип стимулирования инноваций в сфере государственных закупок;
  5. Принцип единства контрактной системы государственных закупок;
  6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  7. Принцип эффективности осуществления закупок.

Среди всех принципов наиболее ярко выделяется принцип эффективности закупок, который находится в одной статье с принципом ответственности за результат закупок. Детальная информация о принципе эффективности отражена в статье 12 ФЗ-44 «Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок». Главное значение принципа ответственности за результативность заключается в том, что каждый, кто является участником государственных закупок, несет ответственность за результативность и законность своих действий.

Если одна из сторон не выполняет свои обязательства, которые были оговорены в договоре (контракте), то незамедлительно следуют соответствующие последствия.

Примерами таких последствий могут быть как финансовые санкции ( неустойка, штраф и т. д.), так и, например, попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

Так же, в широком смысле, под эффективностью государственных закупок понимают результативность процесса закупки, который определяется как отношение полученного результата к произведенным затратам, расходам, которые обеспечили выполнение контракта.

Сама методика оценивания эффективности государственных закупок позволяет оценить результат деятельности государственных заказчиков с точки зрения эффективности и законности исполнения их функций по обеспечению государственных нужд в товарах услугах или работах. Оценка эффективности проводится двумя способами: оперативным — рассмотрение отдельных элементов системы государственных закупок; аналитическим – комплексная оценка эффективности государственных закупок.

В качестве объектов оценки выступают:

  1. Размещенные заказы;
  2. Государственные заказчики;
  3. Уполномоченные органы и департаменты.

Субъектами оценки эффективности государственных закупок являются:

  1. Государственные заказчики;
  2. Отраслевые департаменты;
  3. Уполномоченные органы.

Оценить эффективность государственного заказа возможно с помощью определенных критериев. Определение критерия зависит от действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов, а так же на основе общепринятых научных норм, которыми руководствуется субъект исследования.

Можно выделить несколько основных критериев определения эффективности государственных закупок:

1. Экономность – говоря простыми словами, это экономное использование средств государственного бюджета, с сохранением хорошего качества выполняемых работ и оказываемых услуг;

2. Качественность – то есть это определенная степень ценности и качества определенных услуг, работ или товаров, которые удовлетворяют нужды государственного заказчика. От того, на сколько высоко качество зависит реализация государственных программ, целевых функций органов государственной власти и органов местного самоуправления. Критерий качества характеризуется как степень удовлетворённости заказчика оказанными услугами, работами или поставленным товаром.

3. Смешанный эффект — представляет собой тесное взаимодействие между первым и вторым критерием, то есть когда достигнута средняя степень экономии, при этом качество поставляемого товара или услуги находится на достаточном уровне.

На сегодняшнем этапе развития системы государственных закупок нельзя достаточно четко оценить эффективность государственных закупок, так как отсутствует единый метод или реальный механизм ее оценки. Основной критерий, определяющий эффективность государственных закупок — это наиболее выгодные условия, при которых минимизируются затраты бюджетных средств. Иными словами, под эффективностью государственных закупок понимается наилучшее удовлетворение общественных потребностей на выделенные бюджетные средства.

Часто данный критерий оценки эффективности называют лжеэкономией.

Исходя из вышесказанного, можно заключить что традиционная оценка эффективности государственных закупок или оценка эффективного расходования средств бюджета по параметру экономии является недостаточной. Такая оценка позволяет оценить эффективность только с одной стороны, со стороны экономии бюджетных средств и не более. По этому, сложившуюся систему оценки эффективности государственных закупок необходимо дополнить оценкой качества, так как она позволит оценить основные показатели предоставляемых услуг или приобретаемых товаров.

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *