МАТРИЦА ПРАВОВОГО ХАОСА

Название статьи подсказала изданная в 2015 году книга А.С. Овчинского и С.О. Чеботаревой «Матрица преступности». Разъясняя понятие «матрицы», авторы напоминают об исходном значении этого латинского слова. «Matrix» – отражение части репродуктивной системы – матки. В технологическом же смысле это шаблон для отливки и прессования, применяемый в металлообработке, полиграфии, печати электронных микросхем. Применяя данный термин к своему исследованию, авторы определяют матрицу как принцип функционирования и системы управления в таком обществе, в котором правящие верхи бесконтрольно владеют ресурсами, научными, технологическими и культурными достижениями, оставляя гражданам заранее заданные системой ниши в производстве и потреблении.

Скачать текст в WORD

Проецируя понятие матрицы на преступность, А.С. Овчинский и С.О. Чеботарева приходят к выводу, что создана система защиты криминального управления государством, матрица представляет собой систему обеспечения криминальных интересов. Она формирует кампании по борьбе с преступностью, которые на деле отводят от нее реальные угрозы. Модернизация законодательной базы по противодействию преступности сводится в итоге к еще большей неуязвимости и безопасности преступного бизнеса (исключение из Уголовного кодекса института конфискации имущества, декриминализация доселе преступных деяний и пр.).

Автор на основе многолетних исследований прогностического направления совершенствования правовой системы, пришел к выводу, что и общий хаос (беспорядок, неразбериха, путаница) в современном российском праве имеет матричный (целенаправленный и организованный) характер. Порядок в беспорядке! Попробуем разобраться, почему это происходит, кому это выгодно и как поставить правовому хаосу заслон.

Начнем с того, что в современном российском правотворчестве отсутствует прогностический этап. А ведь прогнозные оценки развития законодательства являются непременным этапом на пути к планированию законодательной деятельности на долгосрочную перспективу. Смысл прогнозных оценок в том и состоит, чтобы способствовать законодательному планированию, направить его на долговременный стратегический путь. Планирование законодательных работ без прогнозирования не будет научно обоснованным. Процесс подготовки, обоснования и принятия нормативных актов должен исходить из прогноза и опираться на прогноз.

Однако прогностического этапа в правотворческой деятельности нет, поэтому отсутствуют и стратегические планы по совершенствованию законодательства. Это и есть основа хаоса, бессистемности принятия нормативных правовых актов. Хватаясь то за один законопроект, то за другой, законодатель распыляется, не имеет приоритетов законодательного регулирования. Автор полагает, что в данном ситуации злой воли нет. Такова общая ситуация в стране, когда впередсмотрящих, как на корабле, нет практически ни на одном направлении государственного управления.

Что же касается качества принимаемых законопроектов, равно как и вопрос о приоритете одних при откладывании в долгий ящик других, то здесь все не так просто. Многие существенно важные для страны и людей законопроекты пылятся в недрах Государственной Думы годами, между тем как другим, далеко не столь существенным, включается зеленый свет. Встает вопрос – почему? Остается только догадываться, и очень не хотелось бы, чтобы матрица законодательного хаоса имела аналогию с выводами авторов указанной в начале настоящей статьи книги А.С. Овчинского и О.С. Чеботаревой «Матрица преступности», согласно которым государству как раз выгодна такая «стратегия» борьбы с преступностью, которая на деле оборачивается торжеством криминалитета практически во всех сферах жизни.

Хотя определенные мысли напрашиваются сами собой. Быть может, существует группа высших управленцев, которые не хотят, чтобы люди жили по-человечески, чтобы, согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы действительно обрели высшую ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина стали, наконец, обязанностью государства?

Центральный и сакраментальный вопрос – создало ли российское государство условия для нормального проживания людей? Ответ очевиден. Можно сколько угодно ссылаться на то, что государство и правящая элита – не одно и тоже, суть дела от этого не меняется. Если государство устроено таким образом, что управлять им могут квазиспециалисты, для которых благо народа – отдаленная цель, то ясно одно: «Неладно что-то в датском государстве. (Уильям Шекспир. Гамлет. Действие 1-е, явление 4-е.).

Можно сколько угодно рассуждать о макроэкономических проблемах страны, но если их решение ведет к непрерывному обнищанию людей, то следует, по-видимому, задуматься о методах решения этих проблем. Количество докторов экономических наук все растет и растет, выходят в свет новые монографии о способах вывода Российской Федерации из экономического кризиса, а воз и ныне там. Промышленное производство в затяжной депрессии, инфляция растет, рубль обвалился. Следовательно, государство не выполняет свою главную функцию – поддержание экономической стабильности, которая зависит от таких составляющих, как долгосрочное планирование развития ключевых отраслей экономики, грамотное формирование и целевое распределение бюджета, сбалансированная налоговая и кредитная политика, поддержка малого и среднего бизнеса.

Ни по одному из важнейших направлений не наблюдается позитивных тенденций. Более того, государство действует зачастую с точностью до наоборот. Так, например, оно формирует бюджет и сокращает бюджетный дефицит за счет беднейших слоев населения, а распределяет денежную массу вообще непонятно по какому принципу. Неудивительно, что Российская Федерация прорывается в лидеры по числу бедняков. «Про Рублевку по телевидению сериалы показывают. Обложите ее налогом на имущество! — советует академик РАН Дмитрий Львов. — Посмотрите, у нас Одинцовский район, Барвиха, Николина Гора — каждая сотка земли стоит порядка 80 тысяч долларов и выше. Введите, как в Америке или Германии, налог на имущество. Небольшой — 1,5-2 процента, но от рыночной стоимости земли. Один Одинцовский район за год даст казне более 8 миллиардов долларов дополнительных доходов. А сколько нужно, чтобы ликвидировать бедность? Те же 8 миллиардов долларов в год. То есть, если ввести этот налог, рыночную ставку, с бедностью можно справиться за год!».

Государство не может найти 8 млрд. долларов в год на ликвидацию бедности, которые может принести налог на земли в одном только Одинцовском районе Подмосковья, зато очень быстро нашло 6 млрд. на строительство олимпийского комплекса в г. Сочи, а потом еще 664 млрд. рублей (примерно 10 млрд. долларов) и на чемпионат мира-2018 по футболу. Граждан регулярно информируют об изымаемых астрономических суммах у коррумпированных чиновников, но какова их дальнейшая судьба?

Государство не желает отменять подоходный налог для граждан с низкими доходами и вводить прогрессивную шкалу налогообложения для богатых, зато задумалось об увеличении пенсионного возраста, чтобы оттянуть на несколько лет выплату пенсий.

Автор убежден, что порочные принципы формирования и распределения бюджета лежат в основе неэффективной экономической и социальной политики государства. О последней вообще говорить не приходится. Социальная функция государства призвана способствовать всестороннему развитию личности, защищать ее от жизненных невзгод. На деле мы наблюдаем полное запустение практически во всех сферах социальной жизни. Унизительный минимальный размер оплаты труда, нищенские заработные платы и пособия по безработице, не соответствующие общепринятым социальным стандартам пенсии и пособия на детей, явно недостаточный размер материнского капитала, зашкаливающие процентные ставки по кредитам, недоступное для подавляющего большинства населения отдельное жилье, запредельно дорогие услуги здравоохранения и, как следствие, преждевременное старение и высокая смертность вгоняют людей в тоску и уныние, вырабатывая у них представление о государстве как о гоббсовском Левиафане — монстре, воплощающим зло и несправедливость, подминающим под себя все сферы общественной жизни и свободное развитие личности.

Особенно беспокоит катастрофическая ситуация в здравоохранении. Лига защита пациентов разработала Декларацию о сохранении государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи, в которой призывает к противодействию нарастанию барьеров при оказании гражданам бесплатной медицинской помощи.

В последнее время, отмечается в Декларации, государством приняты решения, которые сделают в ближайшее время необратимым процесс разрушения государственной системы здравоохранения. Правительство готовится представить главе государства предложения по внесению в законодательство изменений, касающихся расширения возможности использования механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений в сфере здравоохранения. Предполагается снижение государственного финансирования здравоохранения более, чем на 400 млрд. рублей.

Сокращение государственного финансирования, подчеркивается в Декларации, приведет к дальнейшей эскалации частного капитала в медицине, экономии на таблетках и диагнозах, а за этим неизбежно последует полное доминирование платных услуг в здравоохранении, что недопустимо ни с правовой, ни с этической позиций.

На задворках остается и другая важнейшая функция государства — культурно-образовательная, состоящая в воспитании всесторонне развитой личности, приобщенной к образованию, культурным и духовным ценностям. Платное образование, оставляющее за бортом огромное количество талантливой молодежи, непомерные цены на билеты в научно-художественные и культурно-просветительные центры (театры, Третьяковскую галерею и пр.) выталкивают и стар, и млад на обочину жизни, в душераздирающее одиночество, заставляют искать утешения в алкоголе, наркотиках и прочих «заменителях» радости.

На краю гибели находится библиотечное дело. 29 февраля 2016 года утверждена разработанная Министерством культуры Российской Федерации «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года». Во время подготовки этого документа ведущие представители библиотечного сообщества неоднократно обращались в Министерство культуры с настоятельной просьбой отразить в нем роль и значение библиотек как базового общедоступного социального института в реализации общественной миссии культуры, поскольку именно деятельность библиотек отвечает всем перечисленным в Стратегии целям: сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям; сохранение единого культурного пространства (включая языковое, образовательное и информационное); государственная поддержка и защита культуры и языков народов России.

Мнение библиотечных специалистов осталось гласом вопиющего в пустыне. Министерство культуры его проигнорировало. В части документа, которая касается перспектив развития культуры и ее учреждений, библиотеки отсутствуют.

А что происходит с кадровой политикой? Места в престижных предприятиях и организациях заняты «своими» выпускниками, управленческий аппарат и кадровый резерв государственных служащих также формируется по характерному для феодального общества сословно-иерархическому принципу.

Обратимся к такой важнейшей функции современного государства, как природоохранительная, или экологическая, направленная на защиту окружающей природной среды. К сожалению, и здесь к российскому государству есть серьезные претензии. Самые загрязненные российские города – Норильск, Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Асбест, Липецк, Новокузнецк, Омск, Ангарск, Магнитогорск. В той же Москве каждый год в воздухе оказывается около миллиона тонн вредных веществ, из которых 93% приходиться на выхлопы из автомобилей, и эта статистика год от года угрожающе растет. Российская Федерация уверенно занимает первое место в мире по загрязнению атмосферы. За ней следуют Индия, Филиппины, США, Китай, Румыния. Предложения автора этой статьи о скорейшем принятии Экологического, Эколого-хозяйственного и Эколого-процессуального кодексов остаются втуне. Не прислушивается законодатель и к необходимости разработки и принятия единого законопроекта, который учитывал бы не только нормы хозяйствования, но также позволял выявлять нарушения в производственном цикле на уровне осуществления контроллинговых, мониторинговых и проверочных действий со стороны органов государственной власти, контроля и надзора.

Функция по охране правопорядка, состоящая в неукоснительном соблюдении законности, охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций, выполняется российским государством также неудовлетворительно. По данным Министерства внутренних дел, в 2015 году в стране было зарегистрировано 2,35 миллиона преступлений. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 8,6 процента.

Граждане опасаются зачастую не только самих преступников, но и полицейских. Этому способствует как злонамеренная демонизация образа борца с преступностью в средствах массовой информации, так и факты проникновения в правоохранительные структуры лиц с криминальными наклонностями. Нет доверия у людей и к судебной системе. Можно попасть под каток правосудия за «мешок картошки», а крупные хищения сходят порой с рук.

Добавьте к вышеперечисленным проблемам удушение малого бизнеса, неразбериху в банковской системе (отзыв лицензий у банков, которым вполне можно было бы помочь), невнятное антитеррористическое законодательство, странно лояльные наказания в виде условного осуждения за тяжкие преступления против собственности и в сфере экономической деятельности, видимость борьбы с коррупцией, безработицей и прочие «прелести» нашего безвременья, и поневоле встает вопрос – а не является ли матрица правового хаоса хорошо отрежиссированной операцией самого государства?

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, размышляя о причинах социально-государственного кризиса и его политико-юридический контексте, предупреждает об «антиправовой нормативности» коррупции и кумовства, разъедающей социальный и государственный организмы российского государства. «Антиправовая нормативность», подчеркивает Председатель Конституционного Суда, явилась причиной коррупционного сращивания значительной части бизнеса и государственной бюрократии, глубоко затронувшее также и судебно-правовую систему. Именно «антиправовая нормативность» способствует выводу из страны капитала в самых разнообразных формах — от преступных махинаций до легального вывода активов в зарубежные юрисдикции. А государственная власть, которая не может или не хочет преодолеть негативные тенденции, воспринимается людьми как чуждая и неправедная.

Скачать текст в WORD

Какие же меры следует предпринять, чтобы если не ликвидировать, то хотя бы обуздать правовой хаос. В.Д. Зорькин отмечает необходимость осознания опасности сложившейся ситуации и властью, и обществом, ответственным за страну, за своих детей и внуков. Председатель Конституционного Суда настаивает, что диалог между властью и обществом должен вестись исключительно в рамках права (совершенствование действующих, отмена устаревших и изживших, принятие новых нормативных правовых актов, общенациональный референдум), и автор с этим совершенно согласен. Массовые акции протеста, гражданское неповиновение в любых его формах лишь подливают масла в огонь. Однако такой диалог будет иметь смысл при условии, что у власти нет злого умысла по отношению к своему народу, что матрица правового хаоса – это не результат потворствования сильным мира сего за счет целенаправленного ухудшения и без того бедственного положения людей, а стечение обстоятельств, вызванное как неблагоприятными внешними условиями, так и разбалансированным государственным управлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *