Мирное послевоенное урегулирование: создание ООН и основные направления деятельности ООН

Организация Объединенных Наций (ООН) создавалась в период Второй мировой войны как организация, которая должна была прийти на смену Лиги Наций и обеспечить глобальный мир и безопасность. Этот международный институт был призван избавить грядущие поколения от бедствий войны. В научной литературе отмечается, что Лигу Наций и ООН объединяют условия создания (решение о создании обеих этих организаций было принято в период мировых войн) и предназначение – развивать сотрудничество между народами, содействовать предотвращению военных конфликтов и укреплению мира, однако Лига Наций с этой задачей не справилась.

Скачать текст в WORD

14 августа 1941 года на линкоре «Принц Уэльский» встретились президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль. Они подписали Атлантическую хартию, в которой говорилось о необходимости создания после войны «широкой и надежной системы всеобщей безопасности». В том же году Советский Союз в Декларации Правительства СССР от 24 сентября о присоединении к Атлантической хартии на Межсоюзной конференции в Лондоне высказал мнение о необходимости определить пути и средства организации международных отношений и послевоенного устройства мира. Декларация призывала уважать суверенные права народов, принципы самоопределения, суверенитета и равноправия наций. В Декларации о дружбе и взаимопомощи между СССР и Польшей от 4 декабря 1941 года отмечалась необходимость создать в послевоенный период международную организацию на основе союза демократических сил и уважения международного права. Это было началом работы по формированию послевоенного мироустройства, новой планетарной международной организации.

Термин «объединенные нации» впервые был использован в официальных документах Вашингтонской конференции, состоявшейся в 1942 году. Его автор президент США Франклин Рузвельт обозначил им альянс государств, боровшихся с нацистской Германией, фашистской Италией и Японией.

В 1943 года на Московской конференции министров иностранных дел было принято решение о созыве конференции экспертов, которая изучила бы проекты создания международной организации, представленные СССР, США и Великобританией. В том же году данное решение было подтверждено на конференции в Тегеране.

Летом 1944 года началось практическое выполнение положений декларации Московской конференции министров иностранных дел об учреждении международной организации безопасности. Министерства иностранных дел стран антигитлеровской коалиции активизировали работу по подготовке конференции для выработки основных принципов создания такой организации. Конференция состоялась в городе Думбартон-Окс (США) с 21 августа по 28 сентября 1944 года с участием представителей СССР, США и Великобритании. На конференции были определены основные органы ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Международный суд и Секретариат, а также их состав, процедуру работы, права и обязанности; намечено создание вспомогательных органов. Самые широкие полномочия предусматривались для Генеральной Ассамблеи, но с одной оговоркой: она может предпринимать различные действия только по рекомендации Совета Безопасности (в его состав предлагалось ввести по одному представителю от 11 стран). Пять его членов (СССР, США, Великобритания, Китай и в дальнейшем Франция) определены как постоянные. Совету Безопасности поручалось расследовать любой спор между государствами для определения степени угрозы для международной безопасности, а также получал право применения дипломатических, экономических и военных санкций.

Важное место в переговорном процессе занимала, среди прочего, проблема структуры, функций и принципов работы центрального органа будущей международной организации – Совета Безопасности. Даже несмотря на общую цель и наличие ясной необходимости в подобной организации, союзные державы (США, СССР, Великобритания, а также Китай) долгое время не могли согласовать между собой ряд важных вопросов. Наиболее сложными среди всех вопросов, касающихся создания международной организации безопасности, были так и не решенные вопросы о порядке голосования в Совете Безопасности, применении права вето и первоначальном членстве в Организации. На заседании глав делегаций на Думбартон-Окской конференции США и Великобритания огласили свою общую позицию, согласно которой любой член совета (постоянный или непостоянный) будет обязан воздержаться от голосования по вопросу о споре, в котором он является стороной. СССР же указал на необходимость тем или иным образом обеспечить единогласие и согласованность действий постоянных членов совета. СССР считал крайне важным обеспечить единогласие постоянных членов совета. Данный вопрос не был решен в Думбартон-Оксе в отличие от многих других и остался на рассмотрение главам США, СССР и Великобритании на их встрече в Ялте. Официально представители СССР заявляли о необходимости обеспечения полного единогласия великих держав – постоянных членов совета как гарантии мира и безопасности. Реальные интересы сторон объяснялись тем, что контуры послевоенного мира уже начинали складываться, будущее противостояние коммунистической и капиталистической моделей развития, позднее вылившееся в холодную войну, становилось для политиков очевидным, и становилось понятно, что СССР, скорее всего, будет наталкиваться на противодействие других постоянных членов Совета Безопасности (следует учитывать, что на тот момент Китай был представлен в международных отношениях правительством, сформированным партией Гоминьдан, антикоммунистической по своей идеологии). При обсуждении спорного вопроса Советский Союз мог остаться в одиночестве среди постоянных членов, и, не имея возможности заблокировать принятие невыгодного для себя решения, он рисковал быть вынужденным подчиниться воле остальных постоянных членов Совета Безопасности. Поэтому СССР старался исключить такую ситуацию. Соединенные Штаты и Великобритания, напротив, стремились упрочить свое растущее влияние и обеспечить возможность контроля над Советом Безопасности, возможность принятия выгодных им решений. Проблема эта была путем переговоров, взаимных уступок и с учетом военной обстановки решена. СССР согласился на то, что рекомендательные решения Совета Безопасности будут приниматься без участия в голосовании задействованной в споре стороны, т.е. фактически дал возможность своим будущим противникам по холодной войне указывать себе на проблемы и давать рекомендации, формировать общественно мнение. Но при этом никакие меры принудительного характера не могли быть приняты без согласия всех постоянных членов совета, что фактически исключало возможность применения легальных санкций на уровне ООН или осуществления легальных военных действий против одного из постоянных членов Совета Безопасности.

Еще одним дискуссионным вопросом при создании ООН, как уже упоминалось, явился вопрос о первоначальном членстве в Организации. Первоначально СССР ставил вопрос о членстве в ООН всех союзных республик. Несмотря на то, что со стороны союзников твердо выраженного отказа на это предложение не поступило, в дальнейшем СССР выдвинул инициативу о предоставлении членства в ООН союзным республикам, в наибольшей степени пострадавшим от фашистской агрессии и внесших наибольший вклад в победу над врагом. Первоначально предполагалось, что это будут Украина, Белоруссия и Литва, однако в итоге членами ООН стали лишь Украина и Белоруссия. Эти республики рядом атрибутов своей государственности: собственными республиканскими вооруженными силами, задекларированной полной свободой во внешней политике (с правом заключать союзы и международные договоры), наличием наркоматов иностранных дел и обороны. На учредительную конференцию было решено пригласить те из государств, подписавших Декларацию Объединенных Наций (а также Турцию), которые объявят Германии войну до 1 марта 1945 года.

Устав ООН был выработан и подписан на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года.

Скачать текст в WORD

В настоящее время ООН является самой крупной и авторитетной международной политической организацией. На протяжении всего срока своего существования ООН удалось достичь серьезных успехов в стабилизации международных отношений, в том числе в сфере поддержания международного мира и безопасности, оказания экономической и гуманитарной помощи третьего мира, борьбы с террористическими организациями и т.д. Согласно ст. 1 Устава ООН основными направлениями деятельности данной организации являются: 1) поддержание международного мира и безопасности; 2) развитие дружественных отношений между нациями; 3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *