КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ

Скачать текст в WORD

Международное сотрудничество между Россией и Евросоюзом стало следствием все большего охвата международным правом межгосударственных отношений, в том числе, в сфере культуры.

Несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку сфера культуры остается направлением сотрудничества. В сфере культурного сотрудничества Россия и Евросоюз использует договорные, внедоговорные и институциональные формы сотрудничества.

В настоящее время Концепция внешней политики России обращает внимание на необходимость сосредоточения усилий на соблюдении прав и свобод человека и гражданина, по нашему мнению сотрудничество в сфере культуры между Россией и Евросоюзом способствует реализации культурных прав человека и гражданина в России, которые закреплены в Конституции РФ.

Отметим, что особенностью сотрудничества России и ЕС в сфере культуры является то, что указанное сотрудничество носит, не двусторонний, а многосторонний характер и проявляется в сотрудничестве между Россий и другими странами, входящими в Евросоюз, а также России и другими международными организациями, членами которых являются России и страны ЕС.

В девяностые годы двадцатого столетия международно-правовым драйвером в отношениях России и ЕС принято было считать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившее в силу в 1997 г. Данное Соглашение устанавливает основы сотрудничества в социальной, финансово-экономической и культурной областях.

Соглашение 1997 г. предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном, в области экономики, но не только. С начала нынешнего века отношения стали дополняться секторальными диалогами.

Значение принятия СПС было огромно для культурного сотрудничества России и Евросоюза, так как долгое время Россия и европейские страны были изолированы друг от друга. Восстановление культурного климата играло большую роль для дальнейшего развития отношений между молодыми поколениями европейцев и россиян.

Шаги, сделанные на пути к культурному сотрудничеству путем принятия СПС стали основой для возобновления отношений партнерства и в политических вопросах.

Еще одной значительной вехой в истории становления сотрудничество в сфере культуры между Евросоюзом и Россией стали саммиты. На саммите в 2003 году который проходил в Санкт-Петербурге была достигнута договорённость об укреплении сотрудничества в сфере науки, образования, а также в сфере культуры.

Первый расширенный саммит на официальном уровне состоялся в мае 2004 года, где было принято решение о распространении СПС на десять новых стран. Участниками саммита было принято решение развивать сотрудничество в четырех пространствах, одних из которых является пространство научных исследований, которое включает, в том числе вопросы культуры.

10 мая 2005 года представители России, Люксембурга и европейской комиссии Европейских сообществ утвердили очень важный документ способствующий налаживанию взаимодействия в области культуры – «Дорожную карту».

Некоторыми политиками было воспринято принятие указанной карты как проекты территориального расчленяя государств, осуществляемый под международным контролем.

Если обратиться к анализу принято документа, то можно отметить, что основными направлениями сотрудничества России и Евросоюза являются:

— содействие творчеству, международному диалогу, взаимному распространению культуры и искусства;

— продвижение культурного и языкового разнообразия, развитие сотрудничества между ЕС и Россией также путем соблюдения права культурного меньшинства.

Для реализации поставленных направлений сотрудничества были намечены следующие мероприятия: проведение фестивалей, мастер-классов; сотрудничество между университетами; подготовка профессиональных кадров; распространение произведений кинематографии, — аудио, — видео и т.д.

«Проводниками» политики интеграции и сотрудничества в области культуры являются министерство культуры РФ и министерство иностранных дел РФ.

Указанные ведомства осуществляют достаточно интенсивную деятельность в области налаживания культурных связей, особенно это касается заключения межправительственных межведомственных соглашений.

Деятельность министерства культуры РФ в сфере сотрудничества в области культуры со странами ЕС направлена на подготовку и реализацию международных проектов в сфере культуры и массовых коммуникаций, развитие сотрудничеств в области международными правительственными и неправительственными организациями.

Отметим, что важнейшим мероприятием по развитию взаимодействия в области культуры между Россией и странами ЕС является содействие мобильности студентов и преподавателей. Отметим, что препятствиями на пути к взаимодействию являются изначальная стоимость для российских студентов и преподавателей обучения заграницей, трудности в признании в России европейского диплома и т.д.

Договаривающимися сторонами следует урегулировать вышеназванные вопросы, в частности наладить интеграционные процессы в области поощрения получения степени магистра в зарубежных образовательных организациях; внедрение в российские образовательные организации стандартов качества и механизмов проверки качества получаемых образовательных услуг применительно к зарубежным.

В сотрудничества России и ЕС значительную роль играет информационно-аналитическое обеспечение мероприятий и процессов. Для обеспечения наиболее эффективного сотрудничества необходим постоянный анализ достигнутых результатов, оценка возможности повышения роли молодых деятелей культуры и т.д.

Развитие сотрудничества в сфере культуры между Россией и странами ЕС направлено не только на реализацию проектов, но и на совершенствования законодательства в указанной сфере, в частности имплементацию норм международного права в законодательство РФ.

В настоящее время происходит расширение нормативной правовой базы сотрудничества между ЕС и Россией. Указанное положение вещей позволят надеяться на то, что намечается расширение взаимопонимания и взаимодействия между Россией и ЕС.

Список литературы

  1. Волков А. С. Стратегии формирования экономики инноваций в России на основе опыта Азиатско-Тихоокеанского региона // Стратегия формирования экономики знаний и инноваций в России / Под ред. А. С. Воронов, А. В. Каширова, М. В. Кудина, З. Ю. Пронина. — ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В.Ломоносова» Москва, 2017. — С. 8–16.

  2. Захарова В.И. Культурные связи — эффективное средство международных отношений // Ценности и смыслы, Институт эффективных технологий. — № 6. -2014. — С. 47.

  3. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // Официальный сайт Президента РФ: http://president.kremlin.ru.

  4. Ларин А.Г. К анализу сущности проекта ЭПШП и его сопряжения с ЕАЭС // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2016. – № 21. — С.138-149.

  5. Малый А. Ф. О принципах участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях. Творческое объединение Казанских юридических школ и современное развитие юридической науки. Учебное пособие / А. Ф. Малый. – : Казань. – 2016. – 310 с.

  6. Соколова Н.А. Международное сотрудничество в сфере науки, инноваций и образования Российской Федерации со странами Европейского союза // Lex russica. 2018. N 12. С. 48 — 56.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *