Для малого предпринимательства не нужно больших вложений, и обеспечивает не плохую скорость оборота и дает хорошие шансы на высокую прибыль.
Это очень привлекает частных вкладчиков, и тех, у кого не большие сбережения и хочет укрыться от инфляции. Развитие бизнеса это составная органическая часть, которая помогает реализовать другие ее части, и общей стабильности, и подъему в экономике.
Те, кто работает на малом предприятие, получают стабильную, не плохую заработную плату, могут позволить себе хорошие товары, это очень стимулирует производство.
Малый бизнес практически не зависит от государства, уменьшает количество безработных людей. Это помогает получить экономическую, политическую и социальную стабильность.
Развитие малого предпринимательства определяется рядом преимуществ, которыми он обладает.
Гибкость и подвижность малого бизнеса, которые позволяют быстро реагировать на окружающие изменения и на удовлетворение рынка. Малый бизнес можно отнести к экономическому как к творческому типу поведения, для которого свойственны предпринимательский дух и инициативная деятельность, связанная с риском для не большого количества заинтересованных людей.
Создать атмосферу и возможность эффективного хозяйствования способствует соединению управленца и собственника в одном человеке, такое характерно для малых фирм.
Так же еще одним преимуществом в малом предпринимательстве является взаимозаменяемость сотрудников. В маленьком коллективе очень важно поддержка и помощь оказываемая друг другу, если есть необходимость, то функции между сотрудниками дублируются и заменяются.
Так же, на маленьких предприятиях быстро и оперативно доносится информация. Это связано с тем, что объем информации на таких предприятиях не большой и сам руководитель общается со своими сотрудниками.
Для начинающих предпринимателей очень заманчивым становится тот факт, что для малой организации в основном, не нужно ни каких больших вложений. Разумеется, это видно на себестоимости продукции, которую они выпускают.
В малом бизнесе так же есть и недостатки.
У собственника всегда присутствует страх разориться, это все потому, что существует большая степень риска. Большинство зависит не только от успешного руководителя, но еще и от воздействия окружающей среды.
Так же слабой стороной малого предприятия будет накопление денежных средств. В основном, чтобы расширить производство, собственники предприятий могут выделить лишь небольшую часть средств. Как правило, для получения кредита много ограничений. Высокий процент выплатить могут не всегда.
В организации не бывает возможности приобретать материалы большими партиями со значительными скидками, покупки ограничены масштабом производства.
Нет возможности организовать подразделение маркетинга или открыть дилерскую сеть.
Малые организации не могут проводить научные исследования или перспективы начинания.
Небольшая номенклатура выпускаемых товаров делает малое предприятие слабым с точки зрения состояния рынка.
Ограниченные масштабы производства и скромные ресурсы ставят в неблагоприятное положение малые организации, делают их не конкурентоспособными с крупными предприятиями.
Основной задачей руководителей малых фирм является ослабление негативного влияния на итоги деятельности их предприятия.
На практике успешные бизнесмены не всегда являются хорошими руководителями. Собственники предприятия ориентируются на прибыль, а вопрос управления производством остается на заднем плане. Правильное управление очень важно, так как является залогом для дальнейшего развития предприятия.
Необходимо подумать над названием предприятия. Это можно сделать самим или привлечь специалистов. Название предприятия нужно для:
— узнаваемости,
— ограничения предприятия от конкурентов,
— для рекламной организации.
Для того чтобы люди узнавали организацию нужны опознавательные знаки такие как логотип, название, цвета.
Так как большая часть малого бизнеса действуют как индивидуальное владение, в котором главным будет собственник предприятия, или доверенное лицо, задача внутриорганизационного управления состоит в необходимости выбора управляющего и определению функциональных обязательств для работников. Все главные функции менеджмента повседневной работы выполняются руководителем организации. И это вполне объяснимо, ведь при численности рабочих в 5-10 человек, нет необходимости формировать отдельные подразделения, например отдел бухгалтерии или отдел сбыта.
Управление — это руководство, направление деятельности предприятия и его рабочего персонала.
Предприятие — это самостоятельный субъект с правами юридического лица, который производит товары и оказывает услуги, для удовлетворения потребностей людей.
Существуют пять методов управления организацией:
1) Организационно-административные, основанные на прямых обязательных указаниях, такие как:
— приказы, запреты,
— согласительные,
— пожелания и рекомендации.
Организационно – административные методы отличаются от других тем, что они направлены на соблюдение законов, приказов, распоряжений от руководства, контроль за их выполнение, в целях улучшения производственного процесса. Невыполнение распоряжений считается как нарушение рабочей дисциплины и влечет за собой наказания.
2) Экономические;
Планирование, прогнозирование итогов экономической деятельности предприятия, сроки выполнения поставленных задач, определяется развитие предприятия в целом, устанавливаются конечные цели и задачи.
3) Социально-психологические.
Главная цель социально – психологического метода сформирование в трудовом коллективе положительный климат, благодаря хорошей обстановке, будут решаться организационные и экономические задачи. Социально — психологический климат проявляется в эмоциональном настрое сотрудников, его общем мнении, их результатах, к которым относятся:
— моральное поощрение,
— социальное планирование,
— убеждение,
— внушение,
— личный пример,
— регулирование отношения в коллективе,
— поддержание психологического климата в коллективе.
4) Правовые методы управления.
Предусматриваются законодателем. Они закрепляются в уставах, указах, постановлениях, инструкциях, правилах, приказах, служебных записках, положениях и т.д. При решении управленческих дел, должны использоваться формы, которые установлены законодательством.
5) Мотивация исполнителя.
Хорошей работой сотрудников по исполнению заключается в:
— расположении информацией о целевых установках и мероприятиях организации,
— цели и задачи должны быть реализуемыми для работников, важно чтобы они еще и не нарушали юридические и этические нормы,
— работникам должны быть предоставлены денежные средства для выполнения заданий и поручений,
— работники должны быть мотивированы.
Под мотивом понимают внутреннее желание к действиям на основе личного интереса.
Процесс управления несет цикличный характер, он начинается с выявлением потребностей в практических действиях и постановки целей, заканчивается либо достижением, либо отказом от них. В управленческой деятельности выделяют пять:
1) Планирование. Является одним из самых важных функция в менеджменте. На основе анализа предприниматель формирует стоящие перед ним цели и задачи. Разрабатывает стратегии дальнейших действий, составляет необходимые планы на будущий период. Процесс планирования усиливает координацию структурных подразделений, этим самым укрепляет отношения руководителей разных подразделений на предприятии. Из этого следует, что процесс планирования, это постоянный процесс изучения. Поэтому планы меняются в соответствии с конкретной ситуацией. С помощью планирования руководство направляет всех сотрудников на достижение общей цели.
2) Организация. Это структура организации и все что с ней связано. Техника, материалы, сотрудники и т.д. При планировании и организации руководитель точно знает, чем будет заниматься организация, кто и что будет выполнять работу, с кем придется взаимодействовать.
3) Мотивация. Побудить людей делать определенную работу, для достижения общих целей. Для этого создаются условия труда, мотивируется персонал. Мотивировать деньгами в обмен на работу не всегда верно, потребности у людей со временем меняются.
4) Координация. Эта функция обеспечивает взаимодействие между структурными подразделениями. В основном это собрания, отчеты, документы, компьютерная сеть и т.д. Обеспечивает единство всех функций управления.
5) Контроль. Завершающая стадия управленческих функций. Результаты работы соизмеряются с поставленными целями, и делается вывод, достигает ли организация поставленных целей или нет. С помощью контроля можно выделить проблемы или, в общем, их избежать, прежде чем организации будет нанесен ущерб, так же можно скорректировать возможные отклонения от поставленных целей. Или пересмотреть цели для того, чтобы они были реализуемы.
Так же существуют и другие подходы:
— системный подход. Объединяет все системы и подходы, способствует нормальной постановке проблем в определенных науках и выработке эффективной стратегии изучения. Системный подход способствует мышлению в организации управления.
— ситуационный подход. Прямое дополнение научных разработок для решения задач в определенных ситуациях. Анализируются различные ситуации между организациями и внутри ее. На успешность ситуационного подхода влияет количество проанализированных ситуаций их правильность и толкование.
— комплексный подход. При использовании этого подхода учитываются политические, экономические, организационные и другие стороны менеджмента и их взаимосвязанность.
— интеграционный подход. Основой будет являться исследование и увеличение взаимосвязей, а именно между уровнями и субъектами управления, разными подсистемами и частью системы менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления.
Благодаря этому подходу можно расширять сотрудничество субъектов управления. Удваивать взаимозависимость элементов системы управления.
— маркетинговый подход. Ориентирует управление системами при решении задач, которые направлены на клиентов. Продолжение идеи о приспособляемости предприятия к внешней среде.
Задача маркетингового подхода состоит в обеспечении на целевых рынках продукцией и услугах более улучшенной, продуктивной, чем у других организаций. Из-за большого разнообразия деятельности маркетингового подхода выделили отдельно «Маркетинг».
— нормативный подход. Главным в нормативном подходе будет установление нормативов управления по всех подсистемах менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по всем главным структурам:
1) целевой подсистеме (показатели качества и ресурсоемкости, параметры рынка, т.д.),
2) функциональной подсистеме (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля и т.д.).
3) обеспечивающей подсистеме (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для работы и выполнения, стоящих перед ними задач и т.д.).
Нормативный подход в современном менеджменте служит основой для оптимизации процессов управления в крупных организациях и в сочетании с другими подходами и решает довольно сложные управленческие задачи.
Развитие, функционирование и становление малого предприятия, структура и динамика, очень зависят от степени политических и социально- экономических условий страны.
Мгновенный рост числа малых фирм явившейся причиной ноу-хау, оборудования, научных разработок, глобальными переменами в развитии разносторонних отраслей инфраструктуры, увеличением роли сферы товаров и услуг в обществе.
Точные направления развития малого бизнеса, его развития состоят из рыночных ниш, которые крупные организации оставили незанятыми, а малые организации замечают возможность эффективной деятельности и получения дохода.
Вот несколько главных факторов, которые влияют на развитие малых фирм:
1) Политическая атмосфера в социуме,
2) Экономическая обстановка в стране,
3) Политика в сфере экономики,
4) Способы поддержки малого предпринимательства,
5) Правовое обеспечение малого предпринимательства,
6) Налоговая политика,
7) Финансово-кредитная,
8) Уровень жизни общества,
9) Цивилизованность предпринимательства.
К сожалению, в России для развития производственного малого бизнеса условия не самые лучшие.
Когда государство создаст благоприятные условия для формирования производственной среды, малое предпринимательство не сможет создаться в полной мере, или будет развиваться однообразно, предпочтительно только в форме торгово-предпринимательской сфере.
Для малых фирм должны быть показаны механизмы денежно- кредитной, налоговой, бюджетной и ценовой политики, материально- технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание одинаковых стартовых условий в развитии предпринимательской сфере.
Стоит обратить внимание на формирование успешных институтов рыночной инфраструктуры, ценные бумаги и товарные рынки, инвестиции и венчурное предпринимательство, информация, аудит и консультации, на создание господдержки малого бизнеса, включаю подготовку и переподготовку кадров, привлекая к этому социально активное общество.
Так же стоит привлечь иностранные инвестиции и обеспечить поддержку внешнеэкономической деятельности к развитию предпринимательства.
Для исполнения этих программ, нужно полагаться не только на государственный бюджет, но и частный, собственный капитал, а если и есть возможность, то и иностранный.
Основной стороной применения государственных ресурсов должно быть страхование и гарантии на предоставленные кредит, а не на выделение прямых инвестиций.
В малом предпринимательстве, не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Факторы, которые влияют на развитие малого бизнеса:
1) технические недочеты, сложен процесс получения лицензии, регистрации фирмы, открытие счетов, собирать справки и другие.
2) ослабленная материально-техническая база, отсутствие или недостижимость помещений, оборудований, новых технологий, квалифицированных сотрудников, правильной информации, господдержки малого бизнеса.
3) Законодательная база не совершена. Вот основные проблемы:
-отсутствие единой законодательной основы российских малых фирм.
-существуют отдельные установления, которые исполняются в реальность не полностью.
4) нет системы анализа деятельности малых фирм. Отсутствует результат работы надлежащего учета, практически нет отчетности по показателям, в которых будет расписано использование всевозможных льгот по налогообложению.
5) Проблема в получении кредита на развитие предпринимательства и обслуживание оборота капитала.
6) отсутствие квалифицированных сотрудников.
7) Финансовые недочеты. Они связаны с легализацией прибыли и оборотных средств, уклонение от уплаты налогов и введение двойной бухгалтерии.
В финансовой поддержке бизнеса основным фактором является налоговая политика.
Налогообложение заставляет повышать технический уровень организаций, насыщает потребительский рынок, развивает фирму, использует вторичные ресурсы и этим самым способствует налаживанию окружающей среде.
В регионах, где присутствует излишек трудовых ресурсов лучше всего стимулировать налоговыми льготами развитие организаций, поглощающую свободную рабочую силу.
На сегодняшний день идет подавление малого предпринимательства. Упадок малого бизнеса ведет к результату налогообложения, который не позволяет во всем объеме реализовать свои доходы.
Можно сделать вывод, что большая работоспособность в деловой части ведет в теневой оборот. Успешные предприниматели, по итогам некоторых оценок, 90 из 100 своего оборотного капитала держат в тени. С общественной стороны это является финансовой основой преступного мира. Основную роль в развитии малого бизнеса предстоит сыграть регионам, ведь упрочение этого сектора может способствовать не только прибыли доходов местного бюджета, но и развитие социальной жизни населения, и оздоровление окружающего мира.
Финансовая поддержка индивидуального, в частности и малого бизнеса должна стать основной задачей региональных фондов, наряду с которыми учредители вместе с местной администрацией могут вступать все лица, которые причастны предприятия и организации, находившиеся в регионе и за его пределами.
Средства, которые участвуют в разработке и реализации региональных и федеральных программ, направленные на поддержку предпринимательства, осуществляющие финансовую, материальную, техническую, организационно-методическую поддержку руководящих субъектов, присваивавшие себе исключительное право на рынке товаров и услуг, которые учувствуют в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.
Множество организаций, которые выдают кредиты, имеют связь с малыми предпринимателями, находятся в регионах и не имеют хорошего оборотного капитала.
В основном кредиты получают те организации, у которых продукция пользуется большим спросом:
— переработка продуктов питания,
— деревообработка,
— разливные напитки,
— складские услуги,
— транспортные услуги,
— легкая промышленность.
Очень небольшое количество предпринимателей занимается финансированием инновационного рынка – новыми технологиями, которые решают будущее технологического процесса.
В России невозможно окрепнуть и образоваться без поддержки малому бизнесу.
Любая проблема, которая касается малого бизнеса, необходима государственная поддержка. Слабость и неопределенность государственной поддержки, если иметь в виду реальные ситуации, а не декларации. Это один из главных факторов, которые не допускает малому предпринимательству обрести устойчивую почву под ногами, и тем самым создать хорошую опору для выхода из страны из замкнутого ее, довольно продолжительного экономического кризиса.
Сами собственники малого предпринимательства выделяют следующие причины:
— некомпетентность,
— отсутствие опыта в управлении,
— отсутствие опыта в маркетинге, снабжении в фирме,
— небрежность в делах,
— мошенничество.
Стоит упомянуть о том, что лишь небольшое количество руководителей имеют образование, которое соответствует сфере, в котором они занимаются.
Все эти проблемы поддаются решению. Но для этого необходимо понять, что из себя представляет госрегулирование и как с этой помощью решить те или иные проблемы.
Подводя итог параграфа можно отметить, что для эффективности или неэффективности предприятия малого бизнеса принципиальное значение имеет роль и компетентность его руководителя.
Все главные функции менеджмента повседневной работы выполняются руководителем организации.
Сотрудников следует воспринимать как инвестиции в человеческий капитал, как основной источник прибыли, нужно мотивировать сотрудников, это приведет к улучшению фирмы.
Не бывает одинаковых предприятий. Попытки руководить, опираясь на какие-то общие принципы, игнорируя все, что делает учреждения или организация непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются большими проблемами.