История возникновения и развития лизинга

По мнению историков и экономистов, принято считать, что первое упоминание об аренде (лизинге) возникло, еще в древнем государстве Шумер задолго до нашей эры. Археологами были обнаружены в шумерском городе Ур, глиняные таблички, которые содержали сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земель, животных.

Впрочем, экономисты, во всех исторических документах видят лизинг, когда речь идет об имущественном найме (аренде), и называют лизингом все имущественные отношения, связанные с владением вещи на ином праве, чем право собственности. Считается, что данные утверждения сформированы на ошибочном понимании сущности договора лизинга и его признаков, выделяющий лизинг, как отдельный вид договора аренды.

Впервые в экономическом лексиконе понятие «лизинг» (от англ. to lease — брать и сдавать в аренду ) появилось в 1877 году, его связывают с действиями одной телефонной компании «Bell». Её руководство решило не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду, то есть ставить данное оборудование в дома или в офисы и взимать за это арендную плату. Столь специфическая услуга того времени, дала хороший толчок для развития связи.

Первая компания, для которой основным видом деятельности являлись лизинговые операции, была создана в 1952 году в американском городе Сан-Франциско и называлась «United States Leasing Corporation», таким образом США стала родиной зарождения нового вида бизнеса. Вскоре правительство США оценило данный вид деятельности, и стали разрабатывать государственные программы по стимулированию лизинга. Так же лизинговыми операциями заинтересовались коммерческие банки, они получили от Федеральной резервной системы США разрешение на создание дочерних фирм, которые будут осуществлять лизинговые операции. В скором времени американские предприниматели «перевезли» лизинг через границы страны в Европу. В 1962 году в Дюссельдорфе (ФРГ) появляется первая лизинговая компания- «Deutsche lising GMBH», а с 1972 года здесь образовался европейский рынок лизинга.

Большой спрос на новое оборудование и преимущество лизинговых сделок для потенциальных пользователей создали отличные условия для быстрого роста лизинга и уже к концу 80-х годов, прибыль получаемая от лизинговых операций, выросла за четверть века более чем в сто раз.

Считается, что одним из факторов огромного распространения лизинга, часто называют развитие железнодорожного и авиационного транспорта: компании что бы уйти от больших расходов, стремились приобретать локомотивы вагоны и иные транспортные средства не в собственность, а в долгосрочное пользование. В данном случая, в начальном этапе в США использовалась конструкция траста, это когда транспортные средства приобретались трастовыми фирмами с дальнейшей передачей их в пользование компаниям.

Вскоре предприятия занимающиеся производством транспортных средств, активно заинтересовались реализацией своей продукции, а финансовые компании в выгодном вложение своего капитала, что и привело к изменению системы инвестирования. Теперь финансовые компании стали приобретать оборудование и транспортные средства, и другое необходимое транспортным компаниям у конкретного производителя по просьбе эксплуатирующих организаций с дальнейшей передачей их последним в аренду.

Долгое время в СССР не применяли практику лизинговой деятельности, которую использовалась на Западе. В первые в СССР о лизинге узнали во время Второй Мировой войны, когда США стали снабжать своих союзников оружием, боеприпасами, продовольствием, медицинскими препаратами на основе лизинговых соглашений. Но, к сожалению, в СССР это было не оценено и, к сожалению забыто больше чем на сорок лет.

И только в начале 90-х годов лизинг стал применяться в небольших масштабах и только в международной торговле. Лизинг рассматривался, как одна из форм приобретения дорогостоящих станков, машин, морских судов, ЭВМ и энергетического оборудования.

К середине 90-х годов, государством был оценен потенциал лизинга и все его преимущества для развития экономики страны. В скором времени выходит указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. №1929 «О развитии финансового лизинга и инвестиционной деятельности», который легализовал лизинг и определил его одним из основных направлений активизации инвестиционной деятельности.

Позже был принят Федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», в котором сформулирована программа действия правительства и федеральных органов управления по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса.

Так же была создана благотворительная программа развития лизинга в РФ, задача которой заключалась в создание благоприятных экономических условия для развития лизинга, создание нормативно-правовой базы, организация Фонда содействия развитию лизинга в РФ и т.д.

Видимый прогресс в развитие лизингового бизнеса был замечен в 1998-2002 гг. Что привело к росту лизинговых операций по трем основным причинам. Одна, из которых это кризис 1998 года, который заставил обратить внимания организаций на лизинг, который был схож с банковским кредитованием. Вторая-отмена лицензирование лизинговой деятельности, внесение поправок в закон «О финансовой аренде (лизинге)» в 2002 году. Третья-оптимизация институциональной организации лизингового бизнеса.

Лизинговые компании имели разные предпосылки образования, так как они могли быть созданы различными структурами. В основном выделяют пять типов компаний, которые активно действовали в лизинговом бизнесе:

  1. Банки
  2. Государство
  3. Отечественные промышленные группы
  4. Поставщики оборудования
  5. Иностранные учредители

Первым кто оценил положительные стороны лизинга, был банк. Сначала он появился только в качестве дополнительного, более гибкого инструмента кредитования, а в некоторых случаях более удобным как для банка, так и заемщика. Лизинговые сделки были использованы в финансировании нестандартных проектов, привлекательных для банка, но не отвечающих требованиям его кредитной политики.

Государство создавало лизинговые компании в основном на поддержку отдельных отраслей, а так же для реализации программ поддержки малого бизнеса.

Лизинговые компании, возникшие при промышленных группах, как правило использовались для перераспределения финансовых ресурсов внутри группы с использованием налоговых льгот.

Основатели мирового лизингового бизнеса являются лизинговые компании при производителях. Всем было известно, что лизинговые компании, имевшие тесное сотрудничество с поставщиком, получают значительное преимущества, которые выражаются в предоставлении коммерческого кредита функции обратного выкупа поставленного объекта, а так же его дальнейшая продажа на вторичном рынке.

Созданные лизинговые компании при иностранных учредителях отличались лишь тем, что у них было иное понимание сути лизинга, и они имели не большие преимущества в привлечении зарубежного финансирования, как от международных финансовых агентств, так и от поставщиков оборудования и инвесторов.

Все это помогло открыть дорогу новому этапу в развитие российского лизинга. Хотя лизинг тех времен не был таким доступным, как сейчас, его ограничивали множественные требования к клиенту и длительные сроки рассмотрения заявок. Им могли воспользоваться только крупные предприятия, и до реального массового продукта было еще далеко. Но именно с этих времен лизинговые компании стали вести активную деятельность и сейчас возглавляют рейтинги российского рынка.

Так же смотрите по данной теме:

Отличительные особенности лизинговых операций
Особенности лизингового договора
Объекты и субъекты лизинга. Этапы лизинговых отношений
Понятие, функции и виды лизинга
Страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *