Инвестиционная политика Австралии. Инвестиции за рубежом и иностранные капитальные вложения в экономику Австралии

Скачать текст в WORD

Австралия богата ресурсами, имеет высококвалифицированную рабочую силу и имеет международную инновационную привлекательность. Чтобы извлечь максимальную пользу из этих преимуществ, Австралия нуждается в международном капитале в дополнение к внутренним сбережениям.

Иностранные инвестиции помогают Австралии достичь своего экономического потенциала за счет предоставления капитала для финансирования новых отраслей промышленности и расширения существующих отраслей, расширения инфраструктуры, повышения производительности и расширения возможностей трудоустройства.

Более высокий рост, поддерживаемый иностранными инвестициями, выплачивает дивиденды всем австралийцам за счет увеличения налоговых поступлений федеральным правительствам и правительствам штатов и увеличения средств, которые можно потратить на больницы, школы, дороги и другие основные услуги.

У иностранных инвестиций есть и другие преимущества, помимо введения нового капитала. Благодаря привлечению новых предприятий, имеющих связи на разных рынках, это открывает дополнительные экспортные возможности, повышая общую экспортную производительность. Это также стимулирует конкуренцию и увеличивает инновации за счет привлечения новых технологий и услуг на австралийский рынок.

Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности 2016 – 2017 гг., отчету выпускаемом Всемирным экономическим форумом, Австралия занимает 22 место из 138 стран в рейтинге глобальной стран по инвестиционной привлекательности и по стабильности экономического положения. Согласно отчету, преимуществами Австралийской экономики являются:

— Эффективности деятельности институтов;

— Инфраструктура;

— Макроэкономическое положение;

— Здравоохранение и начальное образование.

Негативно на показатель конкурентоспособности влияют низкие показатели таких критериев как опыт ведения бизнеса и уровень инноваций.

В рейтинге Doing business, Австралия находится на 15 месте после Новой Зеландии, Сингапура, Гонконга (САР Китая), Республики Корея и Тайвань из стран АТР.

Расположение Австралии дает нам преимущество в двух направлениях — благодаря сильным географическим, торговым и культурным связям с быстрорастущим регионом Индо-Тихоокеанского региона, и путем предоставления моста с 24-часовой связью между главными часовыми поясами мира в Европе, Азии, Северной и Южной Америки.

Стратегически расположенные порты Австралии, хорошо спланированные железнодорожные, автомобильные транспортные сети и эффективные логистические сети были разработаны с учетом потребностей бизнеса.

Чтобы предложения иностранных инвестиций соответствовали национальным интересам Австралии, Правительство рассматривает предложения по иностранным инвестициям в каждом отдельном случае через Совет по обзору иностранных инвестиций (FIRB). Совет рассматривает значительные заявки на иностранные инвестиции, которые подпадают под сферу действия австралийской политики в области иностранных инвестиций и Закона 1975 года о приобретении и поглощении иностранных компаний, и выносит рекомендации правительству по этим предложениям.

Система обзора позволяет правительству учитывать интересы сообщества в отношении иностранного владения некоторыми активами при оценке национальных интересов Австралии.

Тест по национальным интересам также признает важность австралийской рыночной системы, в которой компании реагируют на акционеров и где решения в отношении инвестиций и продаж руководствуются рыночными факторами, а не внешними стратегическими или некоммерческими соображениями.

По состоянию на конец 2015 года общий объем инвестиционных потоков составлял 424 млрд. долл. США, включая 348 млрд. долл. США внутренних сбережений и 76 млрд. долл. США иностранных инвестиций.

Общая стоимость (доля) иностранных инвестиций в Австралии на конец 2015 года составляла 3,0 трлн. долл. США. США и Великобритания являются двумя крупнейшими источниками инвестиций в Австралии, опережая Бельгию, Японию и Сингапур. Уровень китайских и индийских инвестиций в Австралию выросли с 2005 года, достигнув соответственно 75 и 12 млрд. долл. США в конце 2015 года.

Австралийские компании являются значительными мировыми инвесторами, общая стоимость внешних инвестиций из Австралии на конец 2015 года составила 2,1 триллиона долларов.

Среди отраслей экономики, наиболее привлекательных для ПИИ, лидеров является разведка и добыча природных ресурсов – доля данного сектора составил 40%, также наиболее популярными сферами являются производственные предприятия (12%), недвижимость (9%), финансовый и страховой сектор (8%).

США и Великобритания являются двумя крупнейшими направлениями внешних инвестиций на сумму 594 млрд. Долл. США и 353 млрд. Долл. США соответственно. Объем внешних инвестиций Австралии в основные азиатские страны (Китай, Индия, Гонконг (САР Китая), Япония, Республика Корея, Тайвань и все страны АСЕАН) увеличился с 70 млрд. долл. США в 2005 году до 346 млрд. долл. США в 2015 году.

Австралийское правительство работает над поддержкой австралийских инвесторов и их инвестиций в другие страны, включая международные усилия по содействию более предсказуемой и прозрачной среде для инвестиционных и регулирующих механизмов, которые в большей степени способствуют трансграничному потоку инвестиций.

Отчет экспертов ОЭСР показал, что приток инвестиций значительно увеличится при сокращении Австралией ограничений по допуску иностранных инвестиций до уровня Великобритании.

Проводя оценку влияния двухстороннего соглашения о торговле между Австралией и США (AUSFTA) другие ученые также пришли к выводу о существенном положительном характере возможного воздействия такого регулирования и либерализации австралийского инвестиционного режима.

Эконометрические модели, представленные в данной работе, показывают, что повышение порога для обязательного уведомления инвестиционных проектов американских инвесторов позволило не только сократить издержки, но и уровень премии за риск для компаний, планирующих инвестировать в Австралийскую экономику. В совокупности эти факторы сделали Австралийскую экономику более привлекательной для американских инвесторов и в конечном итоге может привести к увеличению уровня экономического благосостояния.

Изучение правовых норм, регулирующих допуск инвестиционных и чисто экономические показатели могут быть дополнены анализ институциональных факторов, которые составляют инвестиционный климат. Так, например, по индексу доверия (Kearney FDI Confidence Index) Австралия занимает довольно высокую позицию — 9-e место в 2017 году. Данный опрос составляется с помощью опроса руководителей крупнейших компаний, на которые приходится 75% прямых иностранных инвестиций в мире, что свидетельствует о высоком уровне доверия со стороны корпораций и бизнес-сообщества, как в национальную экономику и в существующей правовой среде. Всемирный обзор инвестиционных перспектив ЮНКТАД (World Investment Prospects Survey) также отмечает высокий уровень привлекательности Австралии для иностранных инвесторов. Специалисты этой организации отдают Австралии 10-е место в мировом рейтинге и 4-ое место среди развитых стран. Индекс инвестиционной свободы (Heritage Foundation Investment Freedom index) отнесли Австралию к группе стран с наиболее благоприятными и свободными условиями для иностранных инвесторов, ее определяющие 5-е место после Сингапура, Новой Зеландии и Гонконга. В целом эти показатели свидетельствуют о достаточно благоприятном инвестиционном климате в Австралии, однако они указывают на существование возможностей для улучшения.

Помимо внутренних нормативно-правовых актов значительное влияние на ситуацию, связанную с допуском иностранных инвестиций, оказывают международные обязательства государства. По этой причине в этой части будет сделана попытка анализа некоторых существующих мер многостороннего регулирования. Прежде всего это две основные организации, имеющие возможности для регулирования инвестиционного режима – ОЭСР и ВТО, а также соглашения о зоне свободной торговли. В дополнение к внутренним нормативно-правовым актам, осуществляющих регулирование допуска иностранных инвестиций, также большое влияние имеют государства, международные объединения и организации. Двумя, наиболее крупными организациями, регулирующими инвестиционный режим на мировом уровне, являются – ОЭСР и ВТО, а также соглашения о создании зоны свободной торговли.

Допуск иностранных инвестиций в рамках ОЭСР регулируется тремя основными нормативно-правовыми актами: Декларация ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и принципе национального режима, содержащийся в нем; Кодекс либерализации текущих невидимых операций (The Code of Liberalisation of Current Invisible Operations) и Кодекс либерализации движения капитала (The Code of Liberalisation of Capital Movements). Каждый из вышеперечисленных документов содержит исключения, которые позволяют принимать во внимание национальные особенности каждого государства. Что касается прямых инвестиций, изъятия из Национального режима декларации практически полностью повторяют исключения, которые содержатся в кодексах либерализации.

Декларация о международном инвестировании выделяет основные 6 пунктов:

Основные положения для ТНК (руководящие принципы, которые выделены в отдельный документ; согласно декларации, принципы имеют рекомендательный характер к следованию данным принципам деятельности);

  1. Инструмент национального режима;
  2. Меры по стимулированию иностранных инвестиций;
  3. Деятельность в условиях конфликта интересов;
  • процедуры консультирования;
  • порядок осуществления обзора.

Инструмент национального режима состоит из официального подтверждения о предоставлении национального режима для иностранных компаний-участниц декларации, которая содержится в Декларации, а также процессуальные решения Совета ОЭСР, которые фиксируют изъятия из Национального режима. Австралия составила список замечаний в отношении применения закона об иностранных слияниях и поглощениях – Foreign takeovers and acquisitions act 1975. Таким образом, по данным последнего утвержденного списка исключений, национальный режим наибольшего благоприятствования не распространяется на иностранных инвесторов, которые обязаны уведомлять компетентные органы в случае, если общий объем инвестиций превысит 10 миллионов долларов США. Кроме того, обязательное уведомление требует применения на долю в австралийской компании, чьи активы более чем на 100 млн. долл. США. (пороги будут ежегодно индексироваться, а для инвесторов из США такое ограничение будет выше). Приобретение нежилой недвижимости в течение более чем 50 миллионов долларов, как правило, исключено (для культурно значимых объектов пороговое значение находится на уровне 5 млн. долл. США). В других случаях, иностранные инвесторы обязаны получать разрешение на любые виды сделок, связанных с недвижимостью. В сфере авиаперелетов внутренние рейсы должны осуществляться компаниями, зарегистрированными в Австралии. Иностранные инвесторы имеют право на приобретение до 100% доли австралийских авиаперевозчиков, если сделка не противоречит критерию национальных интересов. Что касается ограничений на иностранные инвестиции в сфере телекоммуникаций, изъятия из Национального режима полностью повторяют австралийского законодательства: ограничение на общий объем иностранной собственности в компании Qantas; ограничения на размер доли одного лица; ограничение на иностранное владение аэропортами. Установлено также, что общая сумма иностранной собственности в Telstra не может превышать 35%, с лимитом в размере 5% для отдельных акций индивидуальным инвесторам, и Австралийское правительство должно владеть 50,1% акций, дающих право голоса в этой компании.

Помимо вышеперечисленных льгот, австралийские власти сделали определенные оговорки в отношении региональных ограничений:

  1. В штате Виктория, общее иностранное владение предприятием TABCORP Holdings Limited не может превышать 40% (2,5% для отдельных акций).

  1. В штате Западная Австралия, использование сельскохозяйственных земель возникает только при условии предварительного получения разрешения.

  1. Доля иностранной собственности в игорных компаниях ограничена до 40%.

  1. В Австралии, иностранные инвесторы могут владеть до 20% в капитале перерабатывающих предприятий лобстеров; лицензии на производство жемчуга выдаются исключительно для австралийских граждан или компаний, зарегистрированных в этом государстве.

Кроме уже указанных ограничений Кодексы либерализации добавляют ряд оговорок, касающихся конкретных секторов экономики. Подобные оговорки применяются к процессу создания или же расширения уже имеющегося предприятия, получения абсолютного контроля над предприятием, участие в формировании вновь созданного предприятия, предоставление займа на срок 5 лет и более является капиталовложениями в банковский сектор, деятельность которых регулируется Законом о банковской деятельности (Banking Act 1959), Закон о финансовой сфере (акционерных обществах) 1998) и банковской политике. Кроме того, оговорки применяют для добычи урана (расширение или создание уже существующего предприятия, обретение полного контроля над предприятием, предоставление кредита на пять лет или более, участие в создании нового предприятия). Функционирование данной отрасли регулируется законом о добыче полезных ископаемых (Mining act 1992), Законом об охране окружающей среды и защите биоразнообразия (Environment Protection and Biodiversity Conservation Act 1999), который предусматривает обязательное получение предварительного разрешения от соответствующих органов. Кроме того, есть оговорки к положениям австралийского законодательства, которые не позволяют работу прямых иностранных дочерних компаний в области страхования жизни; размещение ценных бумаг эмитента на предъявителя с иностранными центральными банками, правительствами иностранных государств или государственных образований в австралийском рынке, а также в отношении заимствований из этих объектов более чем на $ 200 на австралийские рынки капитала.

В рамках ВТО, регулирование допуска иностранных инвестиций является менее выраженным и происходит в основном в рамках двух документов: ГАТС и ТРИМС. Главным предметом регулирования ГАТС торговля услугами, прием инвестиций регулируется в настоящем документе, только косвенно. Это связано с тем, что один из способов предоставления услуги является коммерческое представительство. Наличие «коммерческое представительства» в списке способов поставки услуг на практике является обязательством для открытия определенных секторов экономики, например, банковского и страхового дела, для деятельности иностранных инвесторов. ТРИМС (соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей), как следует из названия, больше предназначена для регулирования инвестиций. Однако, данное соглашение не содержит четкого определения инвестиционных мерах, связанных с торговлей, только в приложении приводится список мер, которые негативно сказываются на международной торговле: введение обязательств для иностранных компаний по закупке товаров у отечественных производителей, а также количественных ограничений для иностранных компаний на импорт. Также в рамках ТРИМС является обязательство сторон применять национальный режим и запрет на количественные ограничения.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *