Дальнейшие пути совершенствования международной трудовой миграции в современной мировой экономике

🙂

Скачать текст в WORD

В предыдущем параграфе были предложены отдельные варианты, которые, на наш взгляд, позволят усовершенствовать миграционную политику, и помогут решить проблему нелегальной миграции не только в России, но и в других государствах.

В частности, особое внимание следует уделить перспективам обоснованного размещения населения на территории развитых и развивающихся государств мира. В частности, речь идёт и о том, чтобы сделать привлекательной для мигрантов всю Россию, а не только отдельные ее регионы и мегаполисы. На наш взгляд, потребуется разработать и воплотить в жизнь соответствующую программу, которая позволит мигрантам размещаться не стихийно, а равномерно на территории всей России. Так, в России имеются в настоящее время регионы с дефицитом рабочей силы, например, Сибирь, Дальний Восток[1].

Однако программа мобильности трудового населения должна касаться не только мигрантов, но и россиян. Отдельные исследователи обращают внимание на то, что многие российские граждане отказываются от трудовой деятельности по различным причинам, но, чаще всего, из-за низкой заработной платы и территориальной удаленности. На вооружение следует взять политику обучения, подготовки и повышения квалификации мигрантов, среди которых много специалистов технических специальностей. Возможно, не следует ограничиваться одной программой о мобильности ресурсов, а дополнить её на федеральном уровне специальным законом, посвященным мобильности трудовых ресурсов.

Для поддержки мобильности потребуется и соответствующий механизм, финансовая помощь и поддержка от государства. Например, мигрантам можно помогать финансово с жильем и переездом, гарантийными выплатами; важно решить проблему социального обеспечения мигрантов. Отдельно на региональном уровне потребуется работать над повышением научно-технического потенциала, инфраструктуры и оснащенности. Так, в настоящее время 75% из числа реальных мобильных работников, готовых к переезду в другую местность, – это мужчины. Женщины достаточно редко соглашаются на переезд и адаптацию ради трудовой деятельности. Интересно, но в Европе, около 40% работников, осуществивших переезд на территорию другого государства, именно женщины[2].

Следовательно, мотивация мигрантов, позволит предотвратить проблему дефицита международной рабочей силы.

Отдельно следует сказать и о перспективах ужесточения юридической ответственности для нелегальных мигрантов в России. В частности, важно оперативно решать проблемы «резиновых квартир» – квартир, в которых прописаны иногда несколько тысяч нелегально прибывших в Россию мигрантов. По разным данным, еще в 2013 году было обнаружено порядка 6,4 тыс. «резиновых адресов»  по всей России, где были зарегистрированы 300 тыс. человек. В 2016 году было выявлено порядка 10 тыс. подобных квартир. Совет при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека озвучил и вовсе космическую цифру: 50 млн. нелегальных мигрантов[3].

Безусловно, в первую очередь, следует ставить вопрос об ужесточении уголовной ответственности для тех граждан, которые занимаются организацией нелегальной миграции. Чаще всего, это собственники квартир или их представители. При этом параллельно с ужесточением ответственности следует решать проблему размещения мигрантов, дабы прибывший из другого государства гражданин по ошибке или незнанию не  попал в «резиновую квартиру». Россия как принимающее государство должна принять все необходимые меры и приложить усилия для возведения необходимых жилых помещений для мигрантов, которые бы соответствовали условиям проживания в них, были пригодными.

Кроме того, важно делать ставку на просвещение населения, повышение его юридической грамотности. Например, мигрантам следует пояснять порядок временной регистрации, разъяснять разницу между разрешением на временное проживание и видом на жительство. При этом, как правило, имеющихся информационных стендов, находящихся в территориальных управлениях Федеральной миграционной службы, оказывается недостаточно. Чаще всего, информативность таких стендов равна нулю, поскольку представляет собой распечатку нормативных правовых актов и образцов незаполненных документов. Кроме того, требует решения кадровый потенциал территориальных органов Главного управления по вопросам миграции МВД России на местах. Некоторые отделы управлений ГУВМ МВД переполнены, другие – наоборот – практически всегда свободны. Остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов, которые бы, прежде всего, могли объяснить все особенности правового статуса мигранта в России. Полагаем, что предложенные нами меры и мероприятия способны дать положительный результат. Реализация обозначенных мероприятий и проведенная оценка свидетельствуют о том, что на международном уровне можно обеспечить надлежащее пребывание трудовых мигрантов, что сократит количество нелегалов. Ввиду участившихся случаев терактов, экстремистских настроений и проявлений агрессии, важно задуматься об ужесточении юридической ответственности не только для нелегальных мигрантов, но и для граждан, которые своими действиями способствуют укреплению позиций данного явления. И, безусловно, важно заняться юридическим образованием всех без исключения граждан: мигранты должны понимать всю важность и значимость документального оборота в стране.


[1] Шевцова Е.В. Миграционная политика: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. С. 45.

[2] Зачем России нужен Закон «О мобильности трудовых ресурсов»? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finexg.ru/zachem-rossii-nuzhen-zakon-o-mobilnosti-trudovyx-resursov/ (дата обращения: 26.11.2018).

[3] Тимошкина Е. «Резиновые квартиры»  доведут до цугундера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravda.ru/society/how/defendrights/06-08-2015/1269958-flat-0/ (дата обращения: 22.01.2018).

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *