Человек — существо социально, поэтому общение для него — это неотъемлемая составная часть жизни. Невозможно переоценивать значение общения в жизни человека. Оно необходимо человеку для общей деятельности, «для утоления голода особенно, вызванного не телом нашим, а разумом». В современном мире люди не могут обходиться без общения, человек проводит большинство времени в обществе и для эффективного и насыщенного общения ему необходима речь [45].
К. Д. Ушинский говорил: «Родственное слово — это основа всякого умственного развития и сокровищница всех знания». Для того, чтобы ребенок полноценно развивался с точки зрения психического состояния, необходимо вовремя и качественно обучить его речи. Педагог дошкольного учреждения должен ставить эту задачу в число самых первостепенных в своей педагогической деятельности. Без правильно развитой речи не может быть полноценного общения, творчества, очень сложно добиться успехов в учебе.
Развитие речи – это сложный, творческий процесс. Очень важно, чтобы дети хорошо владели родным языком. Особое значение имеет, чтобы дети, как можно раньше начали говорить хорошо и правильно. Поэтому, чем раньше начать обучение ребенка правильной речи, тем меньше у него будет проблем в общении, тем он свободнее будет чувствовать себя в коллективе [11] Рисунок 1.1.
Рисунок 1.1. Классификация видов речи
Развитие речи представляет собой целенаправленную и последовательную педагогическую работу, в процессе которой применяется множество специальных педагогических методов. Упоминая термин «связная речь», нами понимается, что это такое высказывание, которое, во-первых, развернутое по своей структуре, во-вторы — имеет определенное смысловое наполнение. Если ребенок может логически сочетать предложения и с помощью взаимодействовать с другими людьми и общаться, то он хорошо владеет связной речью. [45]
Когда мы пытаемся донести свои мысли собеседнику, главное, чтобы они были ему понятны. Именно в доступном изложении и заключается основной смысл и предназначение связной речи. В этом вопросе будет не лишним процитировать С.Л. Рубинштейна, который называл ее «адекватностью речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [23].
Речь, предметное содержание которой выражено со всех существенных сторон справедливо должна называться связной. Но есть причины, по которым ее нельзя назвать таковой: например, в ней не осознанны связи и не сформулированы в мыслях говорящего, или эти связи не представлены должным образом [27].
В методике понятие «связная речь» истолковывается по-разному: в одном случает так называется сам процесс в контексте деятельности того, кто говорит. Есть и другие определения, которое под связной речью понимает название одного из разделов по развитию речи, а также продукт — результат этой деятельности, текст, высказывание. В данном случае высказывание синонимично тексту. Связная речь представляет собой единое целое по смыслу и структуре. Она соединяет в себе связанные и объединенные тематически между собой законченные отрезки. Ее основная функция — коммуникация. Существует две формы связной речи ( Рисунок 1.2.)- диалог и монолог. У каждой из них свои особенности, которые дают направление для характеристики методики их формирования. В методической и психолого-педагогической литературе, рассматривая диалогическую и монологическую речь, их противопоставляют друг другу. Это делается в связи с тем, что они различны по направленности в коммуникации и по психологической природе.
Рисунок 1.2. Формы связной речи
Проблема развития связной речи имеет параметры к которым обращаются многие исследователи, дал ее С. Л. Рубинштейн. В очередной раз обратившись к известному исследователю, мы увидим отсыл к тому, что развитие связанной речи и освоение звуковой стороны, в равной степени как и словарного состава, грамматического строя языка, тесным образом переплетены и зависимы друг от друга. Становление речи образной, пробуждение интереса к художественному слову — это важные элементы в работе по развитию речи. Дети учатся строить свои изречения (высказывания) используя средства художественной выразительности, поэтического слога, развивая способности к речевому творчеству[23].
Упомянутый выше ученый писал так: « …связной называет такая речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания» [47]. В, считает Л.С., идет от к : от слова к или трех, — к простой, еще — к сложным, а связная речь это конечный этап, состоящий из развернутых, логически правильно оформленных предложений. [13]. А. М. Леушина в своих работах объясняет закономерности становления связной речи детей с момента их появления. По ее мнению, связная речь развиваясь проходит путь от ситуативной до контекстной, переходит в параллельное развитие. Образование функций связной речи зависит от условий, форм, содержания, окружающей среды и определено уровнем интеллектуального развития. Исследованием данного процесса и факторам ее развитиязанимались Е.А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова, В. И. Логинова, Н. М. Крылова, В. В. Гербова, Г. М. Лямина…
Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста является актуальной в настоящее время, так как , на сегодняшний день при условиях реализации федерального государственного учебного стандарта дошкольного образования встает вопрос о разнообразии форм работы с детьми учитывая новую социальную ситуацию развития современного ребенка [44].
ФГОС ДО определяет «речевой развитие» как ключевое направление, а развитие связной монологической речи становится одной из центральных задач речевого развития дошкольников. Для успешного решения этой задачи, следует принимать во внимание речевую и социальную среду, благополучие в семейном кругу, индивидуальные особенности и познавательную активность ребенка. Эти условия необходимо принимать во внимание при организации речевой работы и целенаправленного речевого воспитания.
Связная речь – самостоятельная речемыслительная деятельность, средство получения знания, контроля этих средств. Полноценное формирование навыков связной речи не может быть стихийным, для этого необходима целенаправленная работа .
Методы и приемы, используемые в развитии связной речи дошкольников, подробно изучались и рассматривались Е. А. Смирновой, О. С. Ушаковой, В. В. Гербовой, ими описаны и раскрыты возможности потенциала связной речи в развитии детского творчества [44].
Рисунок 1.3. Методы развития связной речи детей
Нельзя утверждать, что связная монологическая речь представляет собой лишь один-единственный вопрос. Это не так. В нем сокрыто достаточно много глубоких аспектов. Поэтому ее активно изучают с помощью методов и дисциплин, образовавшихся на стыке психологии и лингвистики. [21]. Изъясняясь литературным языком, мы можем подчеркнуть упор на понятие «связная», потому и в определение «Связная речь» входит такая единицы языка как предложение, ведь в предложении слова связаны между собой по смыслу. Связная речь сложный, особый вид речевого общения и речемыслительной деятельности [23].
Связность речи неизменно ориентирует на точность мыслей, неотделима от них. То, как ребенок выстаивает рассказывание, свидетельствует об уровне его речевого развития, а умение донести до окружающих свои мысли- рассказать помогает быть более общительным, преодолевать застенчивость и укрепить уверенность в своих силах.
Вопросу изучения связной речи и ее особенностям посвящено большое количество трудов специальной и методической литературы таких ученых как А. В. Текучев, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. С. Цветкова, И. А. Зимняя. Первым в обосновании теории развития речи был крупный ученый Л. С. Выгодский. Он опирался на концепции, подразумевавшую единство процессов мышления и речи. Так же он в теории соотносил два понятия — «смысл» и «значение». Он считал, что ребенок переходит от мысли к слову тогда, когда возникает мотив, благодаря которому она появляется и оформляется, а потом отражается в действиях. Теория порождения речи предположила дальше свое развитие в трудах авторов А. А. Леонтьева , И. Р. Луриной, Л. С. Цветковой, И. А. Зимней.
И. М. Шахнорович, В.Н. Овчинникова, Н. А. Краевская освещают вопросы формирования речевой деятельности детей через призму психологии и психолингвистики. Вопросы формирования связной монологической речи детей очень подробно освешены в работах Л. А. Пеньевской, Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыжевской, А. Н. Гвоздевой, Т. А. Фомичевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, и др.
Одним из средств развития связной монологически речи является обучение рассказыванию.
Рассказывание, как способ общения и средство влияния на аудиторию с помощью живого слова вокруг известно с давних времен. Появилось оно задолго до возникновению письменности и являлось важнейшей функцией передачи опыта и знания.. Рассказывание – это трансляция имеющихся знаний и передача опыта, культурных традиций, норм и ценностей, а также способ заполнения досуга, желанное и доступное развлечение. Виртуозное владение словом это искусство (ораторское искусство) [5].
Использование рассказывания в детской аудитории и педагогической работе берет начало еще с давних времен. Тогда существовала традиция рассказывания (пестования), от первых дней жизни детей приобщали к художественному слову, народному словотворчеству – колыбельным, потешкам, частушкам и в зависимости от взросления к сказкам, легендам, сказаниям и былинам.
Рассказывание употреблялось в школах и детских садах, большое значение использования рассказывания в системе работы выделялось Ф. Фребелем и отечественными практиками А. С. Симоновичем и М.М. Конина подчеркивали значимое место рассказывания в развитии ребенка в повседневной жизни, на занятиях и в детском саду. Говоря о зарубежной практике, нужно заметить, что интерес к рассказыванию , как к средству приобщения ребенка к художественному слову возник в 20 в. в Америке. Его целью было привлечения детей к чтению в библиотеках. Для этого организовывались «часы рассказов» на которых с помощью выразительного слова детей знакомили с содержанием книг, событиями и фактами. Опыт оказался успешным. А рассказывание было адаптировано под детскую аудиторию.
Большой вклад в становления и развитие методику и рассказывания детям дошкольного возраста внесли Н.Е. Румянцева, Е. А. Флерина, Е. Ю. Шабанодов, В. М. Федяевская, М. К. Боголюбская идр.
В начале 20 века взаимосвязь между рассказыванием детей и детям была очень тесной. Глядя на взрослых, слушая их рассказы, ребята дошкольного возраста впитывали все, что те делали и говорили, параллельно учились высказываться. Еще в 1938 году были предприняты попытки обратить внимание на развитие речи как на самостоятельный раздел — такой появился в документе с программами и методиками, получивший название «Руководстве для воспитателей детского сада». Там же были определены основные средства решения поставленных речевых задач — это рассказывание детям и художественное чтение. Каждый воспитатель должен был профессионально владеть этим искусством, поэтому его прививали еще на этапе профобучения будущих педагогов.
Было сложно себе представить, как воспитатель сможет полноценно решить вопросы речевого развития дошкольника, если он сам плохо владеет живой силой слова. В итоге получилось так, что главное внимание было приковано к воспитателю, который не только сам был рассказчиком, но и обучал этому детей ( Е. А. Флорина, Е. Ю. Шабанова, В. М. Федяевская, М. К. Боголюбская…) Техники раскатывания и применяемые методики нашли широкое распространение в профессиональных журналах. Те, кто интересовался данной темой, старались организоваться, объединиться в товарищества.
К чему мы пришли? Характеризируя монологическую речь, автор обращает ваше внимание на то, что ей присуще отражать существенные стороны своего предметного содержания. Если правильно обучить ребенка рассказыванию, то это сподвигнет его на развитие связной монологической речи. Если внимательно оглядеться вокруг, то мы сможем убедиться, что такое простое, на первый взгляд, явление, обнаруживает свое присутствие везде. Оно есть и в особенностях национальной культуры и менталитета, педагогических дисциплин — особенностей отечественной науки и опыта зарубежных коллег, общественного воспитания детей и институте семьи. Это ли не свидетельство о колоссальной его роли в жизни общества? Но требуются силы и время, чтобы опыт и традиции были глубоко осмыслены в условиях тех вызовов, которые бросает нам современность, в том числе по отношению к сложившейся системы работы по развитию речи детей дошкольного возраста и уровня их речевого развития[17].