Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

🙂

Скачать текст в WORD

Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. С помощью речи, речевого инструмента ребенок делит свои переживания, чувства с окружающими людьми, взаимодействует и получает опыт от взрослых[43].

Дошкольное детство – период изменений мышления детей, расширения их кругозора, совершенствования мыслительных операций, приобретений новых знаний и умений, а значит и совершенствования речи.

Чем наблюдательнее и восприимчивее ребенок, тем лучше формируется связная речь. Связный рассказ строится на вынужденном представлении себе явления или объекта После этого следует анализ и отбор основных свойства и качеств, установление  причинно-следственных связей[10].

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной монологической речи демонстрируется на достойном уровне. Дошкольники старшего возраста активны в беседе, справляются с вопросами детей, своевременно подают реплики. Уровень задач, которые требуется решить группой, определяет характер монолога. При этом дефисами выбирают необходимые из разных видов групп высказываний, с опорным материалом или без.

Детские рассказы, если мы обратим на это внимание, становятся более сложными, в структуру начинает входить большее количество предложений сложносочиненного или сложноподчиненного типа. Конечно, не все постоянно и в устойчивой форме используют их в своей речи. Очень часто ребенок дошкольного возраста сталкивается с затруднением при отборе фактов для своих рассказов, в логике последовательного построения их расположения, структурирование высказываний а также их языковом оформлении.

Вся мыслительная деятельность ребенка первых семи лет жизни постоянно совершенствуется, и основывается этот процесс на том, как развиваются детские представления и в сознании ребенка формируются какие-либо общие понятия. В результате мы видим, что ребенок умеет обобщать и делать выводы, не боится и реально имеет навыки в высказывании суждений, умозаключений по конкретным вопросам.

Когда дети разговаривают между собой, они могут включать в диалог разные типы ответов, но чаще всего это емкие, короткие, иногда подробные ответы. Дошкольники этого возраста уже умеют самостоятельно формулировать и задавать вопросы друг другу, подавать реплики при общей беседе, вносить коррективы в то, что было сказано их товарищем.

Совершенствование мыслительной деятельности сильно влияет на то, что содержится и в какой форме существует речь детей. Дошкольники старшего возраста активно выражают свое мнение и отстаивают свои убеждения — тем самым они учатся влиять на взгляды собеседника, менять их в пользу собственных позиций. Если раньше ребенок в беседе ограничивался лишь названием явления или предмета, то сейчас он может дать характеристику или проанализировать, исходя из накопленного опыта [31].

Старшие дошкольники, в большинстве своем ориентируясь на образец воспитателя при составлении рассказа, все же могут самостоятельно выстраивать линию описания или сюжета. Конечно, нельзя ожидать от них отработанного умения отражать в своем расскажу собственные эмоции по рассказам, эта способность находится на стадии совершенствования [27].

В этом же возрасте речь и непосредственный практический опыт перестают быть чем-то единым в поле ребенка. Речь начинает приобретать функции планирования, становится все более контекстной, монологичной. Рассматривая разницу между диалогом и монологом к контексте описываемого возраста, можно сказать, что второй тип речи более сложен. Монологическая речь ребенка служит в первую очередь для того, чтобы его слушатели смогли как можно глубже погрузиться в те образы, обстоятельства и ситуацию, которые он описывает. Именно поэтому монологи развернутые, чтобы их правильно воспринимать, необходимо сконцентрировать внимание, напрячь свою память. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательна, чем в процессе диалога.

Для ребенка очень важно научиться рассказывать, поскольку во многом это — первооснова процесса общения людей друг с другом. Дошкольник использует этот навык и для того, чтобы расширять свои познания, проверять информацию, оценивать. Формирование речи ребенка связано с развитием его мышления, а основой для становления связной монологической речи является свободное владение словарем и грамматическим строем языка . [27].

Когда же появляется в жизни ребенка монологическая речь? Психологи относят эту точку к пятилетнему рубежу. Так, по мнению Д. Б. Эльконина, дифференциация функций и форм речи начинается с изменения образа жизни ребенка, когда у него активно проходи стадия формирования новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности. Ребенок начинает испытывать потребность передавать взрослому свои переживания и впечатления, делиться планами: «Появляется новая форма речи — сообщение в виде монолога, рассказа о пережито или увиденном…». [16].

Совершенствуясь  мыслительная деятельность изменяет   содержание и  формы речи детей,  появляется умение вычленять    существенные черты в предметах или явлениях . Старшие дошкольники  более активно  участвуют в  беседе или  разговоре: спорят, рассуждают  , довольно мотивированно отстаивают свое   мнение, убеждают товарища , они уже не ограничиваются названием предмета  или явления, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более качественный и развернутый анализ предмета или  явления[31].

У    старших дошкольников проявляется умение  последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему, но дети еще нуждаются  в предшествующем образце воспитателя. Умения  передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще не достаточно развито  [27].

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью  является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной.  Дети осваивают  разные типы связных высказываний ( описание ,рассуждение, повествование) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняеется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложноподчиненных и сложносочиненных предложений [35].

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к срдержанию и форме речи. В то же время монологическая речь не существует без  мышления, она последовательна, чего не скажешь о диалогической речи.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством   познания,   средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Если ребенок владеет   словарем и   грамматическим строем языка, то его речь формируется достаточно быстро [27].

Согласно исследованию Д. Б. Эльконина, те процессы, которые происходят в жизни ребенка 4-5 лет, способствуют  формированию новых отношений со взрослыми, видов деятельности, что ориентирует его на изменения в формах речи. Тогда и появляется монологическая речь. [16].

Для связности речи необходимо понимать и осмысливать тему, пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, строить речь преднамеренно и произвольно.

 От того, каковы особенности развития связной  речи детей  и уровень их монологического высказывания  напрямую зависят задачи  и содержание обучения. Монологическое высказывание имеет свои признаки: целостность, структурное оформление, связность.

В современной  методике программа  развития  связной монологической  речи значительно уточнена   и дополнена. В ней  предусматривается формирование таких умений , как умение  отбирать содержание  для своих  рассказов, располагать его в определенной  последовательности.

Рисунок 1.4. Типы и виды монологов

Рисунок 1.5. Виды занятий по развитию связной монологической речи

Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции, источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок. В зависимости от функции выделяются 4 типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминация(смешанные). В дошкольном  возрасте наблюдается преимущественно контаминированные высказывания, и воспитатель должен хорошо ориентироваться в данных вопросах.

Статическая характеристика предмета отражена в описании, рассказ, в котором есть место каким-либо событиям — это повествование. А благодаря рассуждению мы получаем возможность изложить материал в формате доказательства, причем в нем всегда есть аргументированная точка зрения, существуют связи между причиной и тем, что случилось впоследствии. Когда кто-то после прочтения литературного произведения воспроизводит литературный образец устно, значит речь идет о пересказе. Имеет место быть авторское прочтение смысла, содержащегося в тексте — ребенок может копировать фразы и стиль повествования, готовые фразы.

Монологи бывают различного происхождения, как правило оценивется источник высказывания, поэтому условно они разделены на 4 группы:

  • игрушки и предметы;
  • личный опыт;
  • иллюстрация, изображение;
  • творческие рассказы.

На последнем пункте хочется остановиться подробнее, поскольку такие рассказы отражают не реальные, а воображаемые ситуации — например, когда детьми придумываются собственные сказки или рассказы.

Когда ребенок пересказывает художественное произведение, крайне важно научить его делать это без помощи взрослых кураторов, чтобы по интонации голоса слушатели поняли о том, какова ситуация, вокруг которой крутится диалог, какими качествами обладают герои.

Если дошкольнику предстоит рассказывать что-то по картине, то тут понадобятся описательные и повествовательные навыки. Ребенок старается указать как можно больше деталей: время и место, каков характер событий, что именно могло предшествовать  тому, что изображено на картине.

Если это не одна картина, а целый сюжетный ряд, то работая с ним, дети учатся формировать сюжетную линию повествования, по содержанию в скором времени научатся работать с заголовком текста, выстраивать композицию и т.д.

В старшей группе часто рассказываются истории, взятые из жизни дошкольников, при этом их формат может быть разным — таким образом воспитатель может формировать элементарные знания о том, какова должна быть структура текста.

Развивать связную монологическую речь детей возможно через наблюдение повседневных процессов: жизнь в саду и дома, праздники и ежедневные хлопоты. Описывая их, ребенок пытается выстроить точный и связный рассказ, для изложения мыслей использовать понятные образы, в речи — слова, доступные всем. Идет постепенная трансформация и улучшение синтаксического строя предложения, оформленности слов и выразительности слов [22] .

Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать,что совершенствуяс,ь  мыслительная деятельность изменяет   содержание и  формы речи детей,  появляется умение вычленять    существенные черты в предметах или явлениях . Старшие дошкольники  более активно  участвуют в  беседе или  разговоре: спорят, рассуждают  , довольно мотивированно отстаивают свое   мнение, убеждают товарища , они уже не ограничиваются названием предмета  или явления, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более качественный и развернутый анализ предмета или  явления[31].  Характер монолога зависим от сложности задач совместной деятельности. Тем самым данный процесс предстает перед нами сложным и многоплановым, поэтому реализация возможна при условии учета всех мелочей, которые имеют влияние на содержание и качество текста.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *