Зарубежный опыт разработки и реализации кадровой стратегии предприятия

🙂

Скачать текст в WORD

В условиях кризиса, сложившегося в российской экономике, при наличии различных форм собственности, появления конкуренции без правильной кадровой стратегии с учетом альтернативных вариантов развития недостаточно. Компания заинтересована в изучении спроса и предварительного инвестирования квалифицированной рабочей силы. Необходимо проводить поиск нового персонала и в то же время адаптировать собственные кадровые ресурсы к возросшим потребностям с помощью механизмов обучения и динамичной организационной перестройки. В борьбе за ценных работников важное значение приобретают профессионализм, интеллектуальный и творческий потенциал, предпринимательские навыки сотрудников.

В настоящее время наиболее заметны проблемы личного контроля. В связи с этим актуализируется возможность изучения и использования зарубежного опыта. На западе теория и практика обобщаются в следующих направлениях.

Направление нацелено на анализ и расчеты. В этом направлении активно используются количественные методы управления организацией для получения прибыли. Кроме того, в школе используются современные технологии, в том числе компьютеры.

Направление ориентировано на кадровую и трудовую деятельность работников, позволяющую достичь желаемых результатов организации. Этот подход ориентирован на поведение людей в организации и выявление условий для наиболее эффективной работы сотрудников посредством мотивации.

Получение наилучшего эффекта, несомненно, становится возможным благодаря сочетанию разработок обеих школ. Таким образом, высокая производительность организаций становится возможной благодаря работе мотивированного персонала и достаточной оснащенности рабочего места.

Для формирования и успешной реализации кадровой политики организации целесообразно, используя анализ и обобщение отечественных и зарубежных разработок, сформулировать ряд направлений для улучшения.

Наиболее острой проблемой является ограниченность ресурсов и рост их эффективного использования. Акцент в современной модели управления делается именно на персонал.

Изучение зарубежного опыта формирования кадровой политики позволяет выделить 3 подхода к ее формулированию. Среди наиболее принципиально разных подходов мы выделяем американские и японские модели.

В настоящее время существует значи­тельное количество научных работ по вопро­сам экономического развития территориаль­ных образований, однако есть настоятельная потребность в формировании системного под­хода к разработке рекомендаций по управле­нию устойчивым развитием региона на основе комплексного изучения организационно-эко­номических аспектов состояния региона в це­лях обеспечения устойчивого развития, что обусловливает продолжение дальнейших на­учных исследований.

Построение национальной модели ка­дровой политики основано на концептуальных различиях всей системы менеджмента. Аме­риканская модель во многом схожа с запад­ноевропейской и связана с индивидуальным подходом в управлении, то есть результатив­ность деятельности организации постигается за счет разрозненного личного вклада каж­дого сотрудника и острой конкуренции сре­ди персонала. Японская модель основана на преобладании важнейшего ресурса среди ма­териальных факторов производства, а именно человеческом ресурсе и коллективности отно­шений.

В национальной модели американской кадровой политики ярко демонстрируется раз­граничение между администрацией компании и исполнителями. Само содержание деятель­ности кадровых структур в американских ком­паниях значительно различается даже по рас­пределению фонда времени между основными управленческими функциями: обеспечение организации сотрудниками с требуемыми вы­сокими профессионально-квалификационны­ми характеристиками, развитие кадров в про­цессе трудовой деятельности, поддержание и стабилизация.

Основные методы отбора персонала в американских основываются на активных способах поиска и найма сотрудников при на­личии жестких требований к соискателям и процедуре отбора. Примечательно, что в аме­риканской модели отбора сотрудников прини­мают участие не только работники кадровых служб, но и линейные руководители, имею­щие решающее слово при установлении тре­бований к должности и выборе сотрудника.

В американской кадровой политике при приеме на работу в качестве критерия, основ­ное внимание уделяется специализированным знаниям и профессиональным навыкам. При подборе персонала учитывается наличие об­разования. практического опыта работы, пси­хологическая совместимость, умение работать в коллективе.

Западноевропейская система кадровой политики в своей организации направлена:

  • на поддержку стратегии работы с ка­драми, адаптированной к экономическим и социальным явлениям, которые происходят в данных государствах (в том числе интеграци­онным в рамках ЕС);
  • обеспечение качественных форм оцен­ки и измерения услуг;
  • качества и уровнем подготовки персонала.

В связи с этим, персонал немецких фирм по­стоянно повышает свою квалификацию, в том числе в свободное от основной работы время. Стремление персонала повышать квалифика­ционный уровень обусловлено высокими тре­бованиями к персоналу и значительным уров­нем безработицы в стране.

Кадровая политика японских фирм рас­крывается через следующие особенности.

Реализация системы «пожизненного найма». Однако данная система охватывает не всех работников.

Постоянная подготовка и повышение квалификации сотрудников. Примечательно, что руководители японских компаний охотно трудоустраивают молодежь, имеющую только теоретическое образование без подтверждения квалификации. Японская модель основывает­ся на мнении, что качественное образование и получение квалификации возможно только на рабочем месте. Обучение непосредственно в организации имеет ряд значительных пре­имуществ:

  • сотрудник получает квалификацию и навыки, которые действительно требуются фирме;
  • обучение на рабочем месте формирует у молодых сотрудников уважительное отно­шение к труду.

Японская система обучения нацелена на долгосрочное развитие («программы раз­вития карьеры»), высокую интенсивность.

Опыт иностранных компаний в вопро­сах формирования и реализации кадровой по­литики подтверждает активное применение корпоративной культуры, включающей в себя:

  • образ, имидж компании и ее систему внутренних ценностей;
  • философию фирмы (принципы дея­тельности, этика отношений, нормы поведе­ния сотрудников, традиции);
  • применимый в организации стиль управления руководством;
  • формальные и неформальные взаи­мосвязи между сотрудниками;
  • социально-психологический климат в коллективе;
  • наличие социальных гарантий.

Все отличительные характеристики представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Японская, американская, российская модели формирования кадровой политики

Критерии кадровой политикиЯпонская модельАмериканская мо­дельРоссийская модель
Основной фактор организацииГармонияЭффективностьЭффективность
Отношение к вы­полняемым обязан­ностямВыполнение обязан­ностейРеализация заданийРеализация заданий
Конкуренция между сотрудникамиПрактически отсут­ствуетОчень сильнаяОграниченная
Гарантии для каж­дого сотрудникаВысокие, предпола­гающие реализацию системы «пожизнен­ного найма»НизкиеНизкие
Вектор принятия решенийСнизу вверхСверху внизСверху вниз
Делегирование полномочийОграничено, про­является в редких ситуацияхЧастоОграничено, про­является в редких ситуациях
Отношение с подчи­неннымиСкорее семейныеФормальныеСмешанные
Метод наймаПосле окончания учебыПо личным, дело­вым и профессио­нальным качествам«По знакомству» или по деловым критериям
Оплата трудаЗависит от стажа работы в компанииВ зависимости от результатовСмешанный тип

Таким образом, использование зару­бежного опыта с учетом национальных осо­бенностей, традиций и культуры становится главным направлением совершенствования кадровой политики организаций.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *