На территории России функционирует развитая система железнодорожного сообщения, которая требует непрерывного обслуживания, сопровождения и современного оборудования. Основную функцию технического обслуживания, а также формирование и пропуска железнодорожных составов выполняют железнодорожные сортировочные станции.
Крупнейшая сортировочная станция РЖД находится на Транссибирской железной дороге в Свердловской области. Называется она – Свердловск-сортировочный. Она осуществляет комплексное обслуживание грузовых и пассажирских поездов, проверяет исправность составов, пропускает транзитные поезда и занимается формированием составов.
На территории России можно выделить ключевые сортировочные станции, которые имеют наибольшую нагрузку, это:
- Свердловск – Сортировочный.
- Челябинск – Главный.
- Санкт-Петербург – сортировочный – Московский.
- Инская.
- Орехово – Зуево.
- Бекасово.
- Кинель.
- Пермь.
- Лоста.
- Московка.
- Кочетовка.
- Брянск – Льговский.
- Батайск.
- Иркутск-Сортировочный.
Станции выстроены согласно объему обслуживаемых вагонов. Это наиболее значимые сортировочные станции нашей страны. Огромное внимание уделяется техническому оснащению станций и квалификации сотрудников. Именно эти ключевые позиции способствуют улучшению эффективности работы. Крупные сортировочные станции обладают собственными железнодорожными контейнерными терминалами. Это достаточно важный сегмент в железнодорожных грузоперевозках, но не основной. Поэтому, железнодорожные терминалы по работе со стандартными контейнерами зачастую не имеют должного развития.
Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов; располагаются в районах массовой погрузки и выгрузки грузов (на выходах из добывающих бассейнов, на подходах к крупным промышленным центрам, вблизи крупных морских и речных портов), а также в железнодорожных узлах, где происходит значительная корреспонденция вагонопотоков между сходящимися линиями и переформировывается большое число поездов. Основной продукцией сортировочной станция являются сформированные поезда на станции назначения, задаваемые планом формирования.
Вагонопотоки и поездопотоки, перерабатываемые и пропускаемые сортировочными станциями[1]:
- транзитный с переработкой (тр с/п) – основная доля в общем вагонопотоке (ВП);
- транзитный без переработки (тр б/п);
- транзитные поезда с изменением веса или длины, с заменой групп вагонов;
- местный вагонопоток (МВП), прибывающий в разборочных поездах.
Основные признаки классификации сортировочных станций[2]:
- по значению в эксплуатационной работе сети железных дорог:
- основные – это опорные станции сетевого значения. Формируют дальние технические маршруты, проходящих без переработки не менее одной участковой или сортировочной станций. Доля других категорий формируемых поездов незначительна. Основные сортировочные станции располагаются в узлах, где пересекаются магистральные линии с мощными вагонопотоками, а также в районах зарождения больших грузопотоков;
- региональные (районные) – перерабатывают, как правило, вагонопотоки, которые зарождаются и погашаются между соседними техническими станциями. Доля дальних технических маршрутов невелика, либо таковые не формируются;
- промышленные – перерабатывают вагонопотоки отдельных крупных промышленных предприятий;
- по количеству сортировочных систем:
- односторонние (ОСС) – с одной сортировочной системой;
- двухсторонние (ДСС) – с двумя сортировочными системами;
- по взаимному размещению парков:
- с поперечным расположением парков;
- с последовательным расположением парков;
- с комбинированным расположением парков;
- по расположению главных путей:
- с объемлющим (по обе стороны станции);
- с односторонним (нечетный и четный пути с одной стороны станции);
- с внутренним (между сортировочными системами на ДСС).
В таблице 1 показаны технологические операции при пропуске транзитных поездов без переработки на сортировочных станциях.
Таблица 1
Технологические операции при пропуске транзитных поездов без переработки
Операция | Используемые пути, устройства |
Прием транзитного поезда | Главный путь линии, транзитный парк |
Уборка поездного локомотива (при смене поездного локомотива) | Локомотивный тупик, соединительный (ходовой) путь, ЛХ |
Подача поездного локомотива (при смене поездного локомотива) | ЛХ, ходовой путь, путь транзитного парка |
Отправление транзитного поезда | Путь транзитного парка, главный путь линии |
Технологические операции при переработке транзитных вагонопотоков с переработкой представлены в таблице 2.
Таблица 2
Технологические операции при переработке транзитных вагонопотоков с переработкой
Операция | Используемые пути, устройства |
Прием разборочного поезда | Главный путь линии, парк приёма |
Уборка поездного локомотива | Соединительный (ходовой) путь, ЛХ |
Заезд горочного локомотива | Ходовой путь, локомотивный тупик |
Надвиг состава на горку | Путь надвига |
Расформирование (роспуск) состава, накопление вагонов | Горка, путь роспуска, сортировочный парк |
Окончание формирования накопленного состава | Вытяжной путь и пути сортировочного парка |
Перестановка сформированного состава | Вытяжной путь сортировочного парка, путь парка отправления |
Возвращение маневрового локомотива после перестановки | Локомотивный тупик, ходовой путь, вытяжной путь сортировочного парка |
Подача поездного локомотива под состав, готовый к отправлению | ЛХ, ходовой путь, путь парка отправления |
Отправление поезда | Парк отправления, главный путь линии |
Технологические операции при пропуске транзитных
поездов с изменением веса или длины, с
заменой групп вагонов показаны в таблице 3.
Таблица 3
Технологические операции при пропуске транзитных поездов с изменением веса или длины, с заменой групп вагонов
Операция | Используемые пути, устройства |
Прием поезда | Главный путь линии, транзитный парк |
Уборка поездного локомотива (при смене поездного локомотива) | Локомотивный тупик, соединительный (ходовой) путь, ЛХ |
Маневровая работа по отцепке (прицепке) вагонов | Транзитный парк, вытяжные пути, сортировочный парк |
Подача поездного локомотива (при смене поездного локомотива) | ЛХ, ходовой путь, путь транзитного парка |
Отправление транзитного поезда | Путь транзитного парка, главный путь линии |
Вагоны местных назначений поступают в разборочных поездах. При их расформировании вагоны распределяются по путям сортировочного парка.
После накопления составов сборных, вывозных и передаточных поездов производится подборка вагонов в поездных групп в соответствии с задаваемым признаком детализации (если планом формирования станции предусмотрено формирование многогруппных составов). Перечень технологических операций после накопления таких составов приведен в таблице 4.
Таблица 4
Перечень технологических операций после накопления таких составов на сортировочных станциях
Операция | Используемые пути, устройства |
Сортировка вагонов с целью их группировки в соответствии с заданным признаком детализации в формируемом составе | Вытяжной путь в выходной горловине сортировочного парка и пути сортировочного парка |
Сборка подобранных групп в заданной последовательности в формируемый состав | Вытяжной путь сортировочного парка, путь сборки в сортировочном парке |
Перестановка сформированного состава | Вытяжной путь сортировочного парка, путь парка отправления |
Возвращение маневрового локомотива в район формирования | Локомотивный тупик, ходовой путь, вытяжной путь сортировочного парка |
Подача поездного локомотива под состав, готовый к отправлению | ЛХ, ходовой путь, путь парка отправления |
Отправление поезда | Парк отправления, главный путь |
Кроме того, на сортировочных станциях производится техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов транзитных грузовых поездов и поездов своего формирования; отцепочный ремонт вагонов; техническое обслуживание, экипировка и ремонт локомотивов; смена локомотивов и локомотивных бригад; обслуживание подъездных путей. На некоторых станциях организуется сортировка мелких отправок и контейнеров, снабжение водой поездов с живностью и другие операции.
На станциях имеются технические и служебные здания, устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, пути, электроснабжения, СЦБ и связи, материальные склады, при необходимости сортировочные платформы и площадки для сортировки контейнеров. Для остановки пассажирских поездов, посадки и высадки пассажиров предусматриваются пассажирские остановочные пункты с платформами.
Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией
(ЭЦ) стрелок и сигналов, устройствами механизированной очистки стрелок
(пневмообдувка или электрообогрев), телевизионными установками, системами
автоматизации работы горок и другими устройствами новейшей техники. Станции
включаются в автоматизированную систему управления железнодорожным транспортом
(АСУЖТ).
Таким образом, неотъемлемой частью грузовых железнодорожных перевозок
является сортировочная работа, в рамках которой комплектуют составы для
отправки в то или иное направление. Станции, на которых осуществляется
перераспределение грузов, называются сортировочными
[1] Сортировочные станции : учеб.-метод. пособие / В. В. Григорьев. — Екатеринбург : Изд -во УрГУПС, 2014. — 79 с.
[2] Савин В.И. Перевозка грузов железнодорожным транспортом / В.И. Савин. – М. : Дело и сервис, 2017. – 760 с.