Уголовно-правовая характеристика мелкого взяточничества

Федеральным законом № 324-ФЗ от 03 июля 2016 года в Уголовной Кодекс была введена новая статья, касающаяся мелкого взяточничества. Мелкими признано считать преступления до десяти тысяч рублей. Данную меру Совет судей посчитали необходимой, так как раньше и крупный коррупционер и мелкий взяточник проходили по одной статье. Как пояснил председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев, за 2012-2014 годы преступления с мелкими взятками составили 65% уголовных дел30. Часть 1 новой статьи устанавливает ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, и наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей. В части второй говорится об ответственности за те же деяние, только совершенные лицом, имеющим судимость за преступления по статям 290, 291, 291.1 УК РФ, и наказывается штрафом до одного миллиона рублей. Так, примером мелкого взяточничества явился случай, произошедший 25 июля 2016 года в г. Красноярск, когда обвиняемый Т. попытался дать взятку лично должностному лицу в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Участковый уполномоченный выявил факт незаконного нахождения гражданина Т. на территории РФ, о чем уведомил его, пообещав составить в отношении него административный протокол. Тогда у Т., находящегося в кабинете отдела полиции, появился умысел дать взятку данному должностному лицу за совершение им заведомо незаконного бездействия, выраженного в не привлечение Т. к административной ответственности. Реализуя задуманное, Т. предложил участковому взятку в виде денег в размере 2100 рублей, но, несмотря на то, что должностное лицо отказалось принять деньги и разъяснил, что предлагая деньги тот совершает преступление, Т. положил деньги на письменный стол. Не приняв данные денежные средства, участковый изобличил Т. в даче взятки должностному лицу, в результате чего преступление не было доведено до конца по независящим от Т. обстоятельствам. В результате данных действий суд признал гражданина Т. виновным в покушении на дачу взятки лично в размере, не превышающем десять тысяч рублей (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ) и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей31. Важно отметить, что до настоящего времени возникали проблемы квалификации действий взяткодателя в случае передачи им денежных средств в размере, не превышающем 10 тыс. руб., за незаконное бездействие должностного лица. Ранее, до внесения изменений в уголовный закон, такие действия квалифицировались по ст. 30 ч.3, 291 ч.3 УК РФ как покушение на дачу взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействие), которые относились к категории тяжких преступлений и, следовательно, заслуживали более строгого уголовного наказания. После введения изменения в Уголовный кодекс, судебная практика формируется по пути квалификации данного вида преступлений по ст. 30 ч.3, 291.2 УК РФ как покушение на мелкое взяточничество.  Кроме этого, сложным вопросом для квалификации такого преступления как мелкое взяточничество остается разграничение взятки от подарка должностному лицу. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Таким образом, незаконное получение вознаграждение за исполнение своих должностных обязанностей, независимо от размера вознаграждения, является взяткой и квалифицируется по ст. 291.2 УК РФ. Таким образом, мелкими признано считать преступления до десяти тысяч рублей. Данное преступление введено в Уголовный кодекс совсем недавно 03 июля 2016. Это нововведение обусловлено тем, что до настоящего времени возникали проблемы квалификации действий взяткодателя в случае передачи им денежных средств в размере, не превышающем 10 тыс. руб., за незаконное бездействие должностного лица.  Итак, подводя итог по I главе, можно выделить несколько основных момент такого преступления как взяточничество.  Взяточничество является основным и наиболее опасным коррупционным преступлением, подрывающее принципы демократии страны, нарушающая безопасность общества, равенства членов этого общества и справедливость. Основной вред преступления заключается в том, что оно разрушает государственную власть, делает ее хрупкой, немощной. Доверие к представителям такой власти постепенно теряется, а без доверия граждан власть и страна в целом не может нормально функционировать, проводить необходимую политику, реформы. Поэтому, подрывая уверенность к власти, взяточничество затрудняет реализацию общественных интересов, причиняет ущерб международному сотрудничеству, политике и т.д. Основной причиной возникновения взяточничества является желание представителей власти к прибыли с использованием своих властных полномочий. Существует также и другая масса причин: социально-политические, экономические, психологические и другие. Таким образом, взяточничество стало обыденным, постоянным явлением, приобрело грандиозный масштаб. Раскрытие данного преступления очень затруднительно, появляются много спорных момент при квалификации взяточничества. В основном барьером к раскрытию преступления выступают определенные особенности, такие как: заинтересованность сторон, противодействие расследованию, коррупционные связи и многое другое. Поэтому для эффективной борьбы с коррупционной преступностью важным элементов является ее предупреждение, т.е. влияние на ее причины и условия, а также совершенствование законодательства.  Так, например, Федеральным законом №324 от 03. 07. 2016 г. в Уголовный Кодекс были внесены дополнения в статьи 290, 291, заключающиеся в таком выражение, как «в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу».  Данные дополнения очень важные, так как раньше при передаче предметов взятки третьим лицам было практически невозможно привлечь лицо к уголовной ответственности. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 сказано, что совершение должностным лицом действий заведомо в пользу других лиц не может быть квалифицировано как получение взятки. Теперь этот пробел в законодательстве устранился. Так же ФЗ №324 была введена новая статья, схожая с нормой ст. 291 – ст. 204.1 «Посредничество в коммерческом подкупе». Минимальные изменения коснулись и 304 статьи УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа» в виде дополнения круга лица, в отношении которых не допускается провокация взятки32. В целом изменения и дополнения к статьям, касающихся коррупции, нужные, они сводят к минимуму лазейки для преступников, но все же не приведут к снижению числа коррупционных преступлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *