Способы снижения кредитного риска контрагента

🙂

Скачать текст в WORD

Существует много способов снизить или ограничить кредитный риск контрагента. Некоторые из них довольно простые и достигаются за счет заключения соответствующих договоров с контрагентом, в то время как другие более затратные и сложны в применении.

Исторически самым эффективным и в то же время простым методом снижения кредитного риска контрагента является ведения бизнеса только широко известными компаниями, у которых высокое значение кредитного рейтинга. Другие способы снижения риска сконцентрированы на контроле и снижении exposure и самыми распространенными из них являются:

— Диверсификация. (Заключение сделок с большим количеством контрагентов)

— Ликвидационный нэттинг (наличие легального права осуществить зачет взаимных требований с контрагентом в случае его дефолта)

— Обеспечение (наличие обеспечения в виде денежных средств или ценных бумаг)

— Хеджирование (покупка кредитных деривативов позволяющих снизить негативные последствия в случае дефолта контрагента)

Диверсификация.

Основная идея диверсификации это «не класть все яйца в одну корзину». В контексте кредитного риска контрагента участника рынка могут добиться этого установив лимиты на размер exposure с различными контрагентами, привязав размер лимита к вероятности дефолта. Осуществляя сделки большим количеством контрагентов убыток одного из них не так сильно повлияет на финансовый результат банка. Но в реальности диверсификация не всегда практичный инструмент, так как банк может получать значительные выгоды из-за установленных хороших отношений с небольшим набором ключевых клиентов. В таких случаях exposure может достигать существенных величин и должны применяться другие способы снижения риска контрагента.

Соглашение о неттинге.

Неттинг это наилучший способ контроля суммарного exposure на контрагента при наличии двух и более транзакций. Он применяется к специфическим сделкам (таким как производные финансовые инструменты) которые могут иметь как положительное, так и отрицательное exposure на одного контрагента. Без наличия неттинга убытком в случае дефолта контрагента для банка будет сумма общего положительного exposure на контрагента в данный момент времени. Это означает что сумма по сделкам, которые имеют отрицательное exposure должна быть заплачена контрагенту, в то время как сумма сделок с положительным exposure будет выражена обязательством контрагента и будет взиматься в течение процедуры банкротства. Из этого следует, что даже в случае наличия полностью противоположных сделок с контрагентом в случае его дефолта банк понесет убыток и ситуация при которой вторая сделка была заключена с целью отменить первую не означает что будет произведен их взаимозачет.

Существует два типа неттинга активно используемых в торговле производными финансовыми инструментами:

— Платежный неттинг. Платежный неттинг используется в том случае если банк должен за определенный промежуток времени (к примеру, день) осуществить один и более платежей и получить один и более платежей от контрагента. В таком ситуация в случае наличия договора о платежном неттинге все эти платежи сгруппируются в один платеж который будет представлять собой разницу в между совокупной дебиторской и кредиторской задолженностью контрагентов. Платежный неттинг очень удобный инструмент позволяющий уменьшить риски при совершении платежей (settlement risk) и повысить операционную эффективность.

— Ликвидационный неттинг. Эта форма договора являться очень удобным инструментом для снижения кредитного риска контрагента, так как она предполагает осуществления зачета взаимных требований в случае дефолта контрагента в определенный период времени в будущем.

Соглашение о ликвидационном неттинге — это договор юридически обязывающий производить зачет взаимных требований в случае дефолта одного из контрагентов. Это означает, что две одинаковых по су  ме сделки с противоположным знаком могут быть взаимозачтены и в случае дефолта контрагента суммарное exposure по этим сделкам будет равняться нулю.

Рассмотрим на примере размер суммарного exposure с соглашением о ликвидационном неттинге и без него.

Допустим у финансового института существует две сделки с контрагентом. Размер exposure для первой сделки является положительным и составляет $10 млн., а размер exposure для второй сделки является отрицательным и составляет $ 9 млн. Эффект от наличия соглашения о ликвидационном неттинге представлен в Таблице 1 а так же в Приложении 3 и Приложении 4.

Таблица 1. Эффект от наличия соглашения о ликвидационном неттинге

Из приведенных выше расчетов видно, что соглашение о ликвидационном неттинге дает существенное преимущество и помогает значительно снизить значения суммарного exposure на контрагента в случае наличия с контрагентом нескольких противоположных по финансовому результату сделок.

Так же стоит отметить, что соглашение о ликвидационном неттинге дает преимущество банку в случае дефолта контрагента перед другими его кредиторами. Это связанно с тем, что рынок производных финансовых инструментов очень волатилен и его участники постоянно изменяют свои позиции по сделкам (в основном в целях хеджирования (частичного или полного)) и в случае дефолта контрагента, участники не могут ждать процедуры банкротства т.к. это ожидание создаст существенный сдвиг для всех позиций, которые были захеджированны с помощью сделок с данным контрагентом.

Соглашение о ликвидационном неттинге, позволяет осуществить незамедлительный зачет взаимных требований и избежать принципа очередности в процессе банкротства контрагента.

Преимущества и недостатки неттинга:

— Уменьшение exposure. Осуществляя зачет взаимных требований при наличии договора о неттинге, контрагенты по большому счету должны управлять только их чистыми позициями оставшимися после взаимозачета. Но этот положительный эффект имеет огромные недостаток – в то время как наличие договора о неттинге уменьшает совокупное exposure, при наличии сильной волатильности на рынке управление чистыми позициями становиться более комплексной задачей и за того, что в случае сильной волатильности контрагентом необходимо фактически ежедневно производить переоценку своих контрактов чтобы размер exposure адекватно отражал действительность.

— Стабильность. При наличии договора о неттинге между двумя контрагентами, в случае существенно ухудшения кредитного качества одного из них другой контрагент может расторгнуть с ним все существующие сделки (это, как правило, прописано в договоре неттинга), что по факту только усугубит финансовое положение контрагента (с кем будут расторгнуты сделки) и может в итоге привести его к банкротству.

Так или иначе, наличие договора о неттинге существенно снижает кредитный риск контрагента при торговле производным финансовыми инструментами. Для примера в конце 2008 года, по приблизительным оценкам с помощью неттинга удалось сократить примерно 88.7% exposure на внебиржевом рынке Соединенных Штатов Америки.

Обеспечение.

Обеспечение наравне с неттингом является одним из наиболее эффективных инструментов снижения кредитного риска контрагента.

Договор обеспечения (Credit Support Annex) заключается между контрагентами с целью снизить значения существующего положительного exposure и может быть как односторонним, так и двусторонним. Односторонний договор обеспечения заключается в том случае если кредитный рейтинг у одного из контрагентов существенно выше, чем у другого.

Идея обеспечения очень проста – контрагент exposure которого на данный момент является отрицательным (имеется задолженность по уплате контрактных обязательств) должен выставить некое обеспечение, как правило, денежные средства или высоколиквидные ценные бумаги, чтобы снизить значение положительного exposure для другого контрагента.

Процесс обмена обеспечением, как правило, выгляди следующим образом:

— Стороны согласуют и подписывают договор обеспечения, который включает в себя оговоренные условия обмена обеспечением

— Сделки и сумма из текущего exposure на которые распространяется договор обеспечения переоцениваются с оговоренной периодичностью

— Контрагент с отрицательным значением текущего exposure выставляет обеспечение

Договор обеспечения должен включать в себя всевозможные параметры и сценарии развития событий. И, как правило, включает в себя следующие основные параметры:

— валюта обеспечения;

— вид договора (односторонний или двухсторонний)

— количественные параметры обмена (округление обеспечения, минимальная сумма обеспечения, процент покрытия exposure и дт.)

— время, требуемое на выставление обеспечения

— процент, уплачиваемый на сумму выставленного обеспечения

— и другие параметры

Хеджирование.

Хеджирование кредитного риска контрагента предполагает покупку такого финансового инструмента как кредитно дефолтный своп.

Кредитно дефолтный своп (англ. credit default swap, англ. CDS) — рыночный дериватив, страхующий от риска дефолта  заемщика/контрагента. По условиям соглашения CDS, «Покупатель» делает разовые или регулярные взносы (уплачивает премию) «Продавцу» CDS, который берет на себя обязательство погасить задолженность третьей стороны — в случае наступления некоего «Кредитного события» (заранее оговоренного события, свидетельствующего о невозможности погашения обязательства третьей стороной, например, принудительной реструктуризации, объявлении моратория на выплаты, банкротства). «Покупатель» получает защиту от кредитного риска и в данном случае кредитного риска контрагента  — своего рода страховку существующего обязательства. В случае дефолта, «Покупатель» передаст «Продавцу» обязательства третьей стороны  —, а в обмен получит от «Продавца» денежную компенсацию суммы долга плюс все оставшиеся до даты погашения  проценты.

Существует две формы исполнения обязательств по CDS после наступления «Кредитного события» — денежная компенсация и физическая поставка. Первая форма предусматривает покрытие «Продавцом» убытка «Покупателя» в размере разности между номинальной и реальной (текущей) стоимостью обязательств третьей стороны (англ. recovery value). В случае физической поставки, «Продавец» CDS обязан выкупить у «Покупателя» CDS определённый в соглашении актив за определённую цену, например, его номинальную стоимость. Таким образом, риск неблагоприятного изменения кредитного качества актива переходит на «Продавца».

Так или иначе, кредитно дефолтный своп в разрезе кредитного риска контрагента является более неоднозначным способа снижения риска т.к. значение будущей задолженности контрагента в случае его дефолта всегда является неизвестной величиной. Тем не менее, премия и размер, будущий компенсации всегда являются договорными между продавцом и покупателем кредитно дефолтного свопа.

Выводы Кредитный риск контрагента, безусловно, является одной из самых динамично обсуждаемых тем в мировом финансовом сообществе. Анализируя статистику по мировому объему торгов с внебиржевыми производными финансовыми инструментами и последствия мирового финансового кризиса сложно недооценить всю значимость и потенциал возможных убытков способных возникнуть в результате реализации данного риска. В результате понимания данного потенциала участниками рынка и были разработаны вышеуказанные способы снижения кредитного риска контрагента. Некоторые способы чрезвычайно просты и легки в применении (торговля с высококачественными контрагентами, диверсификация) в то время как другие (неттинг, хеджирование и наличие обеспечения) требуют специальных знаний и наличия согласия контрагента.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *