Определение кредитного риска контрагента

🙂

Скачать текст в WORD

Кредитный риск контрагента (Counterparty Credit Risk) — это риск, возникающий в случае дефолта контрагента до погашения им существующих обязательств по сделке.

Кредитный риск контрагента, как правило, возникает в результате использования следующих финансовых инструментов:

— Внебиржевые производные финансовые инструменты (такие как процентный своп, валютный форвард, кредитно дефолтный своп и тд.)

— Сделки прямого и обратного репо.

Данный риск присущ исключительно внебиржевым производным финансовым инструментам т.к. расчеты по биржевым сделкам гарантируется биржей и соответствующим клиринговым центром которые, как правило, имеют близкую к нулевым значениям вероятность дефолта.

Кредитный риск контрагента по сделкам репо не будет рассматриваться в данной работе, так как они имеют очень краткосрочный характер и крайне сложны и неудобны с точки зрения анализа и финансового моделирования риск параметров.

Кредитный риск контрагента в общем виде, это кредитный риск возникающих между контрагентами в результате заключения сделок с внебиржевыми производными финансовыми инструментами (далее ПФИ).

В отличие от типичного кредитного риска, который носит односторонний характер и автоматически возникает при появлении кредитных обязательств клиента перед банком, кредитный риск контрагента является двусторонним и, как правило, носит вероятностный характер и возникает в случае наличия обязательств контрагента перед банком по уплате суммы контрактных платежей, в конкретный момент времени.

Основным компонентом необходимым для поминания сущности, как кредитного риска, так и кредитного риска контрагента является термин «потери в случае невыполнения контрактных/кредитных обязательств заемщиком/контрагентом» или «значение потерь в случае дефолта заемщика/контрагента» или exposure.

Exposure возникает при наличии кредитных/контрактных обязательств заемщика/контрагента перед банком и определяет размер потенциального убытка в конкретный момент времени.

Официальное определение exposure – это затраты необходимые для репликации сделки в случае дефолта заемщика/контрагента, предполагающие сто процентный уровень потерь.

Под термином exposure для кредитного риска можно считать размер кредитных обязательств заемщика, а в случае кредитного риска контрагента размер дебиторской задолженности контрагента перед банком по уплате контрактных обязательств. В общем виде exposure это размер непогашенной задолженности заемщика/контрагента перед банком.

Особенностью exposure для кредитного риска контрагента является то, что оно может быть как положительным, так и отрицательным. В случае наличия у банка дебиторской задолженности по уплате контрактных обязательств контрагентом на момент его дефолта (положительное exposure), банк понесет убыток. А в случае наличия кредиторской задолженности по уплате контрактных обязательств контрагенту (отрицательное exposure) на момент его дефолта, банк должен рассчитаться по обязательствам.

Понятие exposure является неотъемлемой частью кредитного риска контрагента т.к. для большинства сделок с внебиржевыми ПФИ риск возникает не по основной сумме сделки (principal amount) а по затратам необходимым на ее репликацию. Как пример можно привести процентный своп, данный контракт предполагает обмен платежей рассчитываемых на основе фиксированной процентной ставки на платежи, рассчитываемые на основе плавающей ставки, вычисляемых как процент от основной суммы (principal amount). В международной практике банки стараются снизить величину положительного значения потерь в случае наступления дефолта и достичь этого можно с помощью, так называемых способов снижения риска (risk mitigation techniques).

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *