Оценка эффективности создания региональных инновационных кластеров

🙂

Скачать текст в WORD

Кластерный подход в России начал применяться в процессах современных трансформационных преобразований региональной экономики. Это необходимо для повышения эффективности и обновления региональной политики в условиях дефицита бюджетных средств и финансового кризиса для помощи региональным предприятиям, увеличения их конкурентоспособности. На основе успешного мирового опыта, можно сделать вывод, что с помощью использования кластерного подхода можно добиться наиболее эффективного механизма для реализации задач модернизации предприятий и обеспечения развития инновационных секторов экономики.

По результатам исследования инновационных систем (Regional Innovation Scoreboard), проведенного в 2006 г. в Европе, показатели представили положительную связь между инновационным развитием региона и присутствием успешных кластеров. На основе этих данных растет интерес к проблеме формирования кластеров и анализу их влияния на инновационную активность фирм в России.

В мировом опыте корпоративного хозяйствования имеется несколько подходов к оценке эффективности функционирования кластера. Оценка синергетического эффекта кластера является одним из самых легких подходов. В нем суммарная стоимость предприятий, которые входит в кластер, становится больше суммы стоимостей, которые входят в нее организаций. Однако использование этого подхода разумно для последующий оценки эффективности формирования кластера и при наличии большого количества регулярных оценок стоимости бизнеса предприятий кластера. На предварительном этапе представляется целесообразным оценка и анализ конкретных эффектов, которые возникают при формировании кластера.

Понятие “кластерный эффект” означает влияние участия кластеров на различные показатели, которые показывают результаты деятельности фирмы и региона в целом.

Эффективность компаний кластера характеризует собой переход от принципа экономии на масштабе производства, к более обширному принципу стратегической экономии, источником которой является взаимная поддержка различных участников кластерных формирований.

Развитие системных эффектов интеграции происходит за счёт того, что предприятия, которые образуют кластер, начинают следовать согласованной политики на рынке факторов производства, преимущественно в части формирования и использования рыночной и инновационной инфраструктуры, а также единой маркетинговой политики в отношении к иным предприятиям, которые не входят в кластер. Образуется возможность координации усилий и финансовых средств в процессе отработки новых технологий и вывода их на рынок. Вырабатывается стабильная система неформальных отношений отдельных руководителей и специалистов, совместного участия в научных ассоциациях и сообществах, формируются общие нормы деловой этики.

Анализ эмпирических и теоретических исследований способствовал выделению видов кластерных эффектов. Рассмотрим кластерные эффекты и оценку бюджетной эффективности и эффективности для предприятий, которые являются участниками кластера.

Эффект снижения трансакционных издержек

Следуя из определения К. Далмана, трансакционные издержки включают издержки переработки и сбора информации, принятия решений и проведения переговоров, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению.

Рональд Коуз смог выявить взаимосвязь размера трансакционных издержек от наличия межфирменной координации. Он считал, что стимулы экономии трансакционных издержек представляются главными при выборе размеров и организационной формы компании. Кластерная форма является промежуточной формой интеграции фирм между централизованной и децентрализованной, что способствует значительному снижению определенных видов трансакционных издержек по сравнению с открытой рыночной средой.

Рис. 4. Совокупность кластерных эффектов

Развитие кластеров позволяет достичь экономии на трансакционных издержках в целом, благодаря:

усовершенствованию методов, процедур, контроля качества и стандартов производства, обязательного для изготовления новых продуктов;

ускорению обмена данными в пределах единого информационного пространства кластера;

увеличению возможностей партнерства и аутсорсинга в процессе осуществления объединенных проектов, по причине роста доверия между участниками кластера;

Эффект операционного рычага необходимо учитывать компаниям при оценке эффекта от создания кластера.

Эффект операционного рычага= (Выручка-Переменные Затраты)Прибыль

Рычаг трансакции приводит к положительному для бизнеса эффекту: следует повышение конкурентоспособности фирмы, которая входит в кластер. В связи с данным эффектом от формирования кластера для отдельной фирмы в части оценки трансакционного эффекта будет рассчитываться как абсолютное снижение суммы трансакционных издержек и, как следствие, роста конкурентоспособности за счет снижения затрат.

Эффект для государства при оценке целесообразности развития и создания развития кластера можно оценить с помощью расчета дополнительной потенциальной прибыли, которая получается предприятиями с помощью понижения трансакционных издержек и, следовательно, увеличения налоговых поступлений.

Формирования кластера не способно снизить трансакционные издержки, однако его формирование может избирательно влиять на те или иные их виды. Поэтому кластерная форма интеграции является весьма сильным катализатором изменения форм организации бизнеса.

Кластерный эффект от снижения стоимости капитала

Доступные финансовые ресурсы дают возможность развития новых проектов предприятий кластера, а также способствует повышению финансовой устойчивости всех предприятий кластера.

Региональные кластеры оказываются более заманчивыми для инвестиций, в том числе иностранных, при условии укрепления хозяйственных связей, также снижаются рыночные риски у предприятий кластера, и со временем повышается конкурентоспособность.

Стоимость капитала указывает на уровень рентабельности инвестированного капитала, показатель включает в себя данные о конкретном составе элементов сформированного капитала, их индивидуальной стоимости и значимости в общей сумме капитала.

Сложности при расчетах показателя WACC заключаются в расчете цены единицы капитала, которая получена из конкретного источника средств, так как от этого зависит точность расчета WACC.

Оценка кластерного эффекта от увеличения предложения капитала и снижения его стоимости возможна следующим образом:

Необходимо заметить, что данный метод подсчета представляет только оценку потенциального эффекта, а более точные данные можно получить при наличии сведений об объемах привлекаемого финансирования, его структуре и условиях.

Эффект совместного использования инфраструктурных объектов

В компетенции государства традиционно оставалось решение вопросов управления инвестициями в инфраструктуру. Все же в наше время растет роль проектов ЧГП в создании инфраструктуры, к тому же, в особых случаях, инвестирование происходит за счет частных средств через коллективное инвестирование.

Конкурентное преимущество кластера в целом формируется на базе инфраструктуры. В условиях нашей страны кластеры не обладают историческими характеристиками развития, именно поэтому наличие инфраструктуры в той или иной степени развитости представляется основой, на которой и создаются кластерные взаимосвязи. Речь, разумеется, идет о производственной инфраструктуре.

В последнее время в России большое внимание уделяется развитию инфраструктуры.

Проектирование инновационной инфраструктуры — это процесс, который переводит требования инвесторов и предпринимателей в установленные характеристики инновационной инфраструктуры, результатом которого должно стать создание востребованных и эффективных объектов, которые вносят значительный вклад в рост высокотехнологичных отраслей региональной экономики.

Оценку эффектов для бюджета и предприятий в формировании кластера с учетом использования и создания инфраструктуры можно проводить данным образом:

I. Оценка эффективности для органов власти – как рентабельность бюджетных инвестиций в создание инфраструктуры:

В абсолютном выражении бюджетный эффект от создания инфраструктуры можно рассчитать следующим образом:

II. Оценка эффективности для компаний кластера – как снижение затрат на создание и поддержание инфраструктуры.

Допустим, что фирмы, являющиеся участниками кластера, имеют интерес в производстве определенного общественного блага, которым может являться новая технология, информация, исследовательское или производственное оборудование, лицензионное программное обеспечение, объект интеллектуальной собственности, уникальные профессиональные навыки специалистов и так далее. Каждая фирма получает определенный доход от использования. Цена данного блага зафиксирована и является выше финансовых возможностей каждой отдельной компании, поэтому с целью потребления данного блага фирмам надо объединять свои инвестиционные возможности. Эффективность для каждой фирмы, вне зависимости от метода распределения затрат, может быть рассчитана:

Бюджетный эффект при приобретении общественных благ фирмами кластера с помощью коллективных инвестиций можно рассчитать данным образом:

Согласно кластерной концепцией может быть осуществлена реализация промышленных инфраструктурных проектов. В данном случае кластер может реализовать синергетический эффект использования инфраструктуры, а именно мультипликативно увеличивая объем выпускаемой продукции.

Из чего следует, что в процесс проектирования необходимой инфраструктуры необходимо учитывать размер синергетических эффектов в кластерах при выборе приоритетных проектов и видов создаваемой инфраструктуры.

Маркетинговые эффекты в кластере.

В сфере маркетинговой коммуникации при реализации кластерной политики выделяют 2 основные стратегии:

Концентрация на продвижении бренда – ядра кластера;

Создание единого бренда кластера.

Рост брендово-имидживых характеристик кластера влияет на сокращение затрат на рекламу, так как все компании используют общий бренд. Узнаваемость бренда компании, т.е. ядра кластера, позволяет продвигать торговые марки компаний – поставщиков, компонентов, опираясь на бренд кластера.

Оценка маркетингового эффекта во время формирования кластера для компании кластера и бюджета может быть рассчитана по следующей формуле:

Важно отметить, что не всегда происходит снижение издержек на маркетинговые услуги при формировании кластера. Случается, что создаваемый кластер формирует новый бренд, тогда издержки предприятий растут, а кластерные эффекты выражаются в увеличении объема прибыли и выручки участников кластера.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *