Инновационные территориальные кластеры: российские условия

🙂

Скачать текст в WORD

В формировании кластеров в России заинтересовались в 2005-2006 годах, именно с этого периода одной из главных идей федеральных и региональных программ социально-экономического развития стала проблема формирования кластеров. Считают, что инновационные территориальные кластеры оказывают содействие экономике РФ в выходе на инновационный путь развития и повышению конкурентоспособности. С тех пор активно начали практическую работу по созданию инновационных кластеров. В 2005 году, например, научно-производственное объединение «Сатурн» объявило о запуске крупнейшего вычислительного кластеры, предназначенного для промышленных нужд. В 2009 году при поддержке ГУП «Петербургский Метрополитен» и по инициативе нескольких специализированных организаций было создано некоммерческое партнерство «Метродеталь», который стал основой для формирования инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения «Метрополитен и железнодорожная техника». В 2008 году Министерство экономического развития РФ приняло концепцию проведения кластерной политики в РФ о необходимости и значении кластеров, в том числе инновационных, говорится в разработанной стратегии социального и экономического развития России до 2020 года. Минэкономразвития РФ разработало специальные методические рекомендации, которые направлены на реализацию кластерной политики в субъектах РФ.

В 2012 году был объявлен конкурс программ развития инновационных территориальных кластеров, на который было подано 94 заявки из 50 регионов из которых отобрали 25 инновационных кластеров. 13 из них предложили финансовую поддержку путем предоставления субсидий и бюджета, остальным 12 предложили поддержку, но без федерального финансирования на первом этапе. В числе отобранных инновационных кластеров оказались: кластер «Зеленоград»; нефтехимический территориальный кластер Республики Башкортостан; кластер ядерно-физических и нанотехнологий в Дубне; нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии и кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины в Обнинске.

К сожалению, анализ состояния и перспектив развития инновационных территориальных кластеров в России не дает поводов для оптимизма:

То, что в РФ называют инновационными кластерами за рубежом скорее назовут квазикластерами, так как наши кластеры не отвечают классическим требованиям кластеров (открытые механизмы конкуренции, высокий уровень доверия между субъектами экономической деятельности, инновационная инфраструктура) или отвечают, но лишь в малой степени. В РФ вместо кластеров формируются структуры, которые отвечают территориально-производственным комплексам и многопрофильным агломерациям вокруг крупных институтов. Подобные структуры существовали в Росси и раньше, но их довольно сложно назвать кластерами.

В нашей стране блокируется развитие инновационных процессов, и становятся кластеры обычными формами объединения субъектов хозяйствования. Всё это происходит из-за полурыночной структуры экономики РФ, где преобладают монополизированные структуры, доминирование государства над бизнесом и наукой, а также ограниченность горизонтальных связей и коррупция во всех сферах жизнедеятельности.

Как известно, кластер – это рыночный механизм, который создается рынком и конкуренцией. Но тем не менее, 25 отобранных инновационных кластеров образованы по решению «сверху» и не прошли предварительное «тестирование» несовершенного рынка. То же самое касается и финансовой поддержки, а также оценки деятельности кластеров, которые маловероятно, действуют по принципу объективности.

Часто, вместо попыток решить актуальные вопросы, такие как борьба с коррупцией, индустриализация страны, развитие производства, осуществляется имитация данных попыток, которые сопровождаются политической пропагандой. Всё это может привести к значительным затратам финансовых ресурсов с минимальным эффектом.

Для того, чтобы кластерная политика оправдала результаты, нужно внести существенные поправки, связанные с реализацией комплекса организационно-экономических мероприятий:

Синхронизация действий всех участников кластера на всех уровнях (федеральный, региональный, местный уровень и уровень отдельных институтов и компаний);

Создание в регионе структуры, которая была бы взаимодействовала с региональными и местными органами управления (управляющая компания);

Формирование рынка управляющих компаний (иначе образованный в регионе координирующий орган может стать директивной структурой);

Создание активных творческих команд, которые будут предъявлять инициативы роста различных показателей (кадровое обеспечение инновационных кластеров);

Финансирование инфраструктуры (транспортная, образовательная, энергетическая): необходимость формирования инфраструктуры и её финансовая поддержка на федеральном и региональном уровнях.

Достижение системности и последовательности мер, которые принимает государство в данной области;

Усиление роли федеральных, региональных институтов развития по инфраструктурному обеспечению работ управляющих компаний;

Формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера;

Равнодоступность к финансовым ресурсам для развития новых технологических компаний.

Но всё же, в наши дни, ключевым мероприятием является то, чтобы инновационные кластеры не были краткосрочными. Чтобы все решения реализовались на практике и были направлены на то, чтобы кластеры стали действенным механизмом экономического развития.

Актуальные проблемы развития региональных инновационных кластеров.

Инновационное развитие и построение региональной экономики, которые основываются на восприятии новых технологий и знаний, — это наиважнейшие направления региональной политики России в наше время. Чтобы увеличить инновационную активность, регионы нуждаются в результативных механизмах, которые бы не только побуждали организации стать инновационно-ориентированными и гибкими, но и которые бы содействовали взаимодействию всех участников инновационной сферы, а также адаптироваться в постоянно переменяющемся мире с целью быть конкурентоспособными на рынках (мировом и внутреннем).

Поэтому инновационные кластеры считают неким катализатором развития в области инноваций. Региональный инновационный кластер – это географическая концентрация взаимодополняющих и взаимосвязанных друг с другом разработчиков ноу-хау и технологий, таких как: исследовательские институты, университеты и т.п.), инновационно-ориентированных фирм, связующих рыночных институтов (например, консультанты или брокеры), а также потребителей, которые бы содействовали для формирования стоимости инновационного продукта.

Большинство организаций, которые находятся в кластере, справляются с инертностью, разобщенностью и замкнутостью на внутренних проблемах в процессе развития взаимодействия и нахождении общих интересов. Это положительно влияет на рост конкурентоспособности. Географическая схожесть организаций дает им возможность эффективно применять производственные ресурсы, сокращая издержки. В общем, инновационные кластеры формируют предпосылки для производства добавленной стоимости внутри региональной системы, что может привести к ликвидации сырьевой ориентации экономики, и содействуют рациональному использованию ресурсов территорий, а также концентрации их на важнейших направлениях.

Куда более важный фактор – это внедрение нововведений внутри кластера и воздействие географической концентрации на улучшение производственных процессов. При применении горизонтальной мобильности персонала с высокой квалификацией, общей инфраструктуры и оперативного обмена информацией кластер начинает стремительно прогрессировать. Производители перенимают друг у друга опыт использования организационных и технических инноваций. Если компании, находящиеся внутри одного кластера, быстро перенимают опыт и знания друг у друга, то это увеличивает общую экономическую эффективность, устойчивость и позволяет компаниям систематически совершенствовать свою продукцию, а также внедрять инновации. Всё это позволяет инновационному кластеру вырабатывать определенную коммуникационную систему распространения новых технологий и знаний.

Существует так называемый триггерный эффект, иначе его называют эффектом нивелирования затрат. Он связан с функционированием инновационного кластера и организаций, находящихся внутри этого кластера, которые имеют преимущество перед отдельной фирмой-новатором. Данный эффект возникает тогда, когда при реализации первичной инновации нужно было совершить большое количество довольно затратных вторичных изменений, в результате чего прибыль от базисной инновации может быть меньше требуемых реорганизацией издержек. Отдельная фирма-инноватор рискует столкнуться с таким эффектом. Организации же, находящиеся в кластере, могут разделить все затраты на различные вторичные изменения между собой. Это позволит внедрять большее количество инноваций. При этом характерная для кластера коммуникационная сеть создает особо благоприятные условия для быстрого распространения технологий.

В наши дни в РФ превалируют латентные кластерные структуры и потенциальные кластеры. Для них свойственен дефицит отдельных структурных элементов и складывающаяся коммуникационная система, которая отличается нестабильностью.

Российские региональные кластеры находятся только на начальном этапе на пути к инновационным кластерам. Главная проблема при создании инновационного кластера – это нехватка устойчивых связей между ключевыми его элементами во время формирования инновационных товаров: спрос – НИОКР – производство.

Рис. 5. Процесс создания инновационного продукта

Для благополучного развития инновационного кластера, по большей части, нужен спрос и инновации. Фирмы, которые предъявляют спрос на инновации являются источниками идей для изобретателей, университетов, ученых, лабораторий и инжиниринговых центров в области инноваций для будущих разработок и исследований.

По всему миру спрос на инновации устанавливают крупные корпорации и государство. В России же преобладают сырьевые компании, не являющиеся заказчиками инноваций и, следовательно, не идут на риск ради новейших технологий. Отсутствие инновационной культуры может привести к тому, что новейшие технологии не будут являться преимуществом в конкурентной борьбе или единственным шансом остаться на рынке. Государство же не может быть универсальным заказчиком.

Поэтому важнейшей проблемой для региональных властей будет стимулирование среди субъектов естественной монополии, венчурных компаний, муниципальных учреждений, государственных заказчиков и крупных промышленных организаций опережающего спроса на инновации. Решение этой проблемы может быть достигнуто с помощью создания системы стимулов к модернизации и технического обновления, которые включают в себя:

модификация системы обязательных нормативов и требований, которые задают повышенные требования в области обрабатывающей промышленности, энергосбережения, строительства, медицины;

установление системы обязательных требований к корпоративным стандартам для естественных монополий и крупных инновационных компаний с участием государства;

установка требований по поэтапному замещению обыкновенной продукции на инновационную в программах технического перевооружения предприятий и в инновационных программах;

обеспечение преимуществами при участии в конкурсах на размещение государственного и муниципального заказа);

стимулирование негосударственных промышленных компаний к принятию корпоративных стандартов (льготное предоставление земельных участков; установление льготных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса);

создание национальных стандартов, которые содержат высокие требования к качеству и характеристикам продукции.

Большое значение при стимулировании спроса на высокотехнологичные разработки придают развитию конструктивного сотрудничества региональных властей и бизнеса. Чтобы сформировать инновационную культуру среди предприятий и населения в целях увеличения всеобщей инновационной восприимчивости, нужно использовать механизм государственно-частного партнерства при реализации коммерческих и социально значимых инноваций.

Важнейшее условие для результативной трансформации идей в инновационный продукт внутри кластера – это развитие сети устойчивых связей между участниками кластера в каждом звене неделимой цепочки формирования стоимости инновационного продукта.

Рис. 6. Виды деятельности, осуществляемые при создании стоимости инновационного продукта.

Развитие инновационной инфраструктуры, которая является совокупностью объектов инновационной деятельности и взаимосвязью между ними, оказывающая содействие на получение новых знаний и новшеств для производства товаров, услуг, а также их распространение и потребление в условиях рынка, — это основное направление региональной политики при стимулировании инновационной деятельности внутри кластера.

Элементы инновационной инфраструктуры призваны обеспечить исполнение каждого вида деятельности в цепочке стоимости инновационного продукта и способствовать максимально эффективному продвижению инновационного товара до конечного потребителя. При реализации инновационной деятельности предприятия –новаторы, которые находятся в кластере с развитой инновационной инфраструктурой, могут оказывать друг другу помощь, а также получать всестороннюю помощь (например, маркетинговую, научно-исследовательскую, кадровую, экспертно-консультационную, имущественную, государственную, финансовую и т.д.). Также существует выгода от географической близости к инновационной инфраструктуре – это способствование расширению кластера, т.е. привлечение в кластер новых предприятий.

Таблица 4. Содержание инновационный структуры.

Наряду с проблемой развития каждого элемента инновационной инфраструктуры внутри кластера появляется необходимость устранить разобщенность между отдельными элементами инфраструктуры и установить их продуктивную совместную работу. Всё это возникает в процессе формирования инновационной инфраструктуры.

В наши дни российская государственная корпорация «Роснанотех» вместе с Внешэкономбанком, Российской венчурной компанией, Российским банком развития и другими институтами развития создали механизм, который помогает налаживать непрерывное взаимодействие и обмен информацией среди отдельных профильных элементов региональной инновационной инфраструктуры. Региональным властям предлагают создать региональную упаковочную компанию (РУК), которой бы поручили дорабатывать бизнес-план поступивших венчурных предложений до той стадии, которая бы удовлетворяла требования к формату проектных заявок, которые выдвигает один их потенциальных инвесторов, кем могут являться частные инвесторы или же государственные институты развития.

Существует стандартный функционал РУК, он включает в себя:

поиск предложений;

отбор предложений;

первичная проработка предложений;

интерактивная экспертиза предложений

доработка одобренных экспертизой предложений до формата требований инвесторов (обнаружение ключевого продукта проекта, анализ рынка, доработка эффективной бизнес-модели, регистрация юридического лица, создание команды проекта, подготовка документов для подачи заявок на спонсирование, поиск инвестора).

Если упаковочная компания будет находиться на территории технопарка или же бизнес-инкубатора, то она сможет передавать выполнение части услуг (например, оценку или экспертизу интеллектуальной собственности, маркетинговые услуги и т.п.) профильным элементам инновационной структуры на основе аутсорсинга. Работа с инновационными предложения заключается не только в составлении документов, но и в подготовке компании-эмитента при выпуске её ценных бумаг в регионе. Поэтому в проработке РУК каждого венчурного предложения должна быть задействована вся инновационная инфраструктура.

К сожалению, региональные упаковочные компании в России еще не имеют большого опыта, но уже сейчас российские институты развития планируют с их помощью оказать содействие становлению малого инновационного бизнеса в регионах. В связи с многосторонней поддержкой упаковочной компании растут шансы доведения идей до стадии высокотехнологичного производства, в результате чего возникает возможность получить доходы от интеллектуальной ренты.

Для обеспечения организованного и согласованного развития кластера обязательно нужно создать субъект развития коммуникативной среды кластера или иначе инновационного Совета, который включает в себя экспертов из сферы бизнеса, науки и государственных структур. Данный состав Совета даст возможность представителям сферы бизнеса оперативно выявлять и решать производственные проблемы в виде инновационных идей, а также организовывать заказы научно-исследовательским образованиям через представителей науки, а органам государственной власти максимально учитывать точки зрения представителей всех участников кластера во время разработки региональной кластерной и инновационной политики. Без вмешательства науки и бизнеса Совет не сможет функционировать. Основная задача региональных властей – заинтересовать представителей кластера в функционировании Совета (например, предоставляя предприятиям информационные услуги, позиционировать кластер на мировом рынке как ведущего производителя в той или иной отрасли и т.п.). Рассмотренные меры формирование опережающего спроса на инновационные товары, развитие инновационной инфраструктуры и создание развитой, скоординированной коммуникационной системы) должны быть ключевыми в политике формирования инновационных кластеров, так как они обеспечивают все необходимые условия для инновационного развития науки, бизнеса, и общества в целом.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *