Особенности рынка труда в телекоммуникационной сфере

В настоящий момент информационные технологии оказывают большое влияние, как на национальные экономики в целом, так и на повседневную жизнь населения планеты, в частности. Динамичное развитие большинства отраслей (например, энергетики, торговли, финансового сектора, страхования, образования и др.) связано с внедрением информационных и коммуникационных технологий. С каждым годом открываются все более широкие перспективы для повышения эффективности бизнеса и качества жизни людей вследствие интеграции подобных решений.

Телекоммуникации — сложный и высокотехнологичный сектор. Как следствие, процедура поиска и подбора персонала усложняется из года в год. Этому способствовал целый ряд различных факторов: растущая потребность компании в новых сотрудниках, развитие самого сектора телекоммуникаций, увеличение числа игроков на рынке и соответственно конкуренции [27, с. 12].

Ключевыми факторами, гарантирующими долгосрочный успех любой компании, являются хорошо продуманная стратегия развития, талантливый топ-менеджмент, генерирующий новые бизнес-идеи, и хорошая сплоченная команда специалистов, готовая данные идеи воплощать. В то же время работодатели постоянно сталкиваются со сложностями в процессе подбора персонала. Ведь главный капитал любой компании — люди со знаниями и опытом, чья работа будет способствовать долгосрочному и успешному развитию бизнеса.

Следует сказать, что телекоммуникационная сфера к тому же обладает высоким экспортным потенциалом. Так, в 2017 г. в странах-членах Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) доля информационно-коммуникационного сектора в ВВП составила более 5%. В ряде других стран, не входящих в международную структуру, этот показатель оказался еще выше: например, в Южной Корее — более 10%, в Японии и Швеции — свыше 7% [27, с. 13].

В отношении РФ наращивание экспорта технологичной продукции — это реальная возможность постепенно отказаться от неэффективного экспорта сырья. Вследствие чего в последние несколько лет Правительство РФ стало уделять повышенное внимание поддержке Телекоммуникационной сферы. Власти увидели в нем мощный драйвер роста национальной экономики, который не будет зависеть от мировых цен на энергоносители.

Информационно-коммуникационное направление достаточно быстро эволюционирует в технологическом аспекте. Среди наиболее значимых глобальных тенденций в этой сфере можно выделить усиление мобильности, как пользователей, так и устройств; активное проникновение Интернета и развитие Интернета вещей (Internet of Things); развитие искусственного интеллекта и роботизация человеческой деятельности. ИТ-отрасль РФ также развивается в русле мировой практики.

Необходимо подчеркнуть, что телекоммуникационная сфера достаточно чувствителен к политическим и экономическим изменениям. По данным аналитической компании Gartner, снижение мировых расходов на ИТ (ИТ-устройства, ИТ-услуги, ПО, системы для data-центров, услуги связи) наблюдается, начиная с 2012 г. (на 5-7% в год), что обусловлено замедлением темпов развития глобальной экономики. Спрос на ИТ-решения сократился как со стороны государственных структур, так и со стороны корпоративного сектора. В 2017 г. негативное влияние на глобальный рынок оказал Brexit (объем рынка в 2016 г. — 3,4 трлн. долл.). Однако в 2017-2020 гг. экспертами ожидается положительная динамика при среднегодовых темпах роста, равных 3%. Что касается сегмента ПО, то он является самым быстрорастущим на мировом ИТ-рынке (+6% в 2016 г. до 333 млрд. долл.).

С географической точки зрения, по оценкам аналитиков, крупнейшим потребителем ИТ-решений является Северная Америка, на этот регион приходится около 30% мировых ИТ- расходов. Доля Западной Европы составляет более 20%; доля Азиатско-Тихоокеанского региона (исключая Японию) — менее 30%. Рыночная доля РФ на глобальном рынке не превышает 1% на данный момент [36].

В настоящее время на положение отечественной телекоммуникационной отрасли оказывают существенное влияние как внешние (в частности, варианты развития сложной международной ситуации), так и внутренние факторы (политические и экономические изменения, модификация условий для развития внутреннего ИТ-пространства).

На сегодняшний день в телекоммуникационная сфера является одним из наиболее стабильных на российском рынке труда. По данным HeadHunter, спрос на таких специалистов существенно превышает предложение: в 2016 г. соискателей стало на 10% больше, чем в 2016 г. Это можно объяснить усилением Интернет-активности российских компаний (продажи и привлечение клиентов онлайн), а также активной оптимизацией бизнес-процессов в целях повышения бизнеса и сокращения издержек. Также оживление рынка труда может быть связано с рядом проектов импортозамещения, которые активно набирают новый персонал [36].

Специфика работы в телекоммуникационных компаниях обязывает сотрудников к постоянному профессиональному совершенствованию. Успешный специалист или менеджер направления должен обладать желанием учиться и быть открытым для всего нового. Поэтому, проводя собеседования с кандидатами, специалисты по найму и отбору персонала обращают внимание на такие личные качества кандидатов, как желание постоянно самосовершенствоваться, готовность к обучению и стремление развиваться.

Конкуренция на рынке труда, и особенно в области телекоммуникаций, среди работодателей очень высокая, поэтому даже компаниям-лидерам приходится задействовать все возможные источники поиска кандидатов, а также постоянно расширять и обновлять инструменты и пути для поиска кандидатов. На сегодня наиболее важными источниками являются внутренние кандидаты, рекомендации сотрудников, реклама в СМИ и интернете, а также сотрудничество с рекрутинговыми агентствами и самостоятельный прямой поиск кандидатов. Кроме того, большое внимание уделяется работе со студентами и выпускниками вузов, т.к. именно здесь можно найти перспективных специалистов, «не испорченных» корпоративной культурой других компаний.

В РФ, согласно оценкам экспертов из рекрутинговых агентств, наблюдается дефицит специалистов креативных направлений (в частности, разработчиков и кросс-функциональных и специалистов) на фоне наметившегося профицита сотрудников техподдержки и администраторов (рис. 1.4) [28].

 

Одновременно усиливается разница в условиях оплаты труда и уровне конкуренции внутри самой отрасли. Кроме того, в регионах начался переток кадров в созданные государством центры компетенций, например, Сколково или Иннополис. Это может привести к отставанию ряда регионов РФ.

Также ситуацию осложняет миграция высококвалифицированных кадров за рубеж (преимущественно в страны Западной Европы и США).

В области телекоммуникаций специалисты выделяют ряд наиболее удачных и востребованных специальностей, которые пользуются хорошим спросом: сервисные инженеры и проектировщики. Повышается заинтересованность в труде менеджеров по продаже, менеджеров среднего звена и топ-менеджеров. Это касается руководителей компаний и руководителей направлений, которые связаны с производством и реализацией различных видов продукции, зачастую абсолютно уникальных, не имеющих аналогов.

Если говорить о тенденциях в сферах телекоммуникаций и информационных технологий, то наблюдается активность таких кадров как менеджеры по продаже. Зачастую это менеджеры по продажам компьютерного оборудования и различных комплектующих. Для продуктивной работы в таком случае требуется наработанная база данных менеджера, его контакты, так как реализация осуществляется в коммерческих, государственных учреждениях.

В связи с острой нехваткой специалистов сферы телекоммуникаций, к соискателям порой предъявляются достаточно лояльные требования. Тем не менее, «идеальным» сотрудником для работодателя, являются выпускники государственных технических высших учебных заведений (Киевский Политехнический Институт, Национальный Авиационный Университет, Университет связи). В идеале инженер-проектировщик проходил обучение по продукции всемирно известных производителей оборудования на сертифицированных курсах.

Профиль «идеального» менеджера по продаже: высшее техническое/экономическое/маркетинговое образование, знание продукции и основных игроков рынка, опыт работы в сфере телекоммуникаций не менее двух-трёх лет, широкая сеть контактов и клиентская база.

Так как трудовых кадров в связи с финансовым кризисом не хватает, то работодатели активно привлекают выпускников с техническим образованием и без опыта работы. Предпочтение отдается специалистам с удовлетворительным знанием иностранных языков, в первую очередь высоко котируется английский язык, далее следуют немецкий, итальянский и так далее.

Функции специалистов в некоторых компаниях определяются тоже по-разному. Например, менеджер проектов может совмещать поиск клиентов, их привлечение, проектирование и разработку проекта, оформление документов и прочее. В результате, этот специалист является фактически «универсальным солдатом», совмещая функции инженера-проектировщика и менеджера по продажам. В других фирмах обязанности этих специалистов предпочитают разграничивать.

Как известно, основными мотивирующими факторами выбора такой профессии является материальная компенсация и простор для трудовой деятельности. Если менеджер-проектировщик работает над интересным и креативным проектом, то «переманить» его уже в принципе невозможно. Менеджер по продажам может самостоятельно планировать свой рабочий график, не подстраиваясь ни под кого. Для «ветеранов» компании предлагают дополнительные выгодные условия: повышение оклада за выслугу, отдых за границей, беспроцентный кредит и многое другое.

В таких условиях многие компании будут уделять серьезное внимание обучению сотрудников, созданию внешнего и внутреннего кадрового резерва, разработке нестандартных систем мотивации. Уже сейчас для решения проблемы кадрового голода ряд организаций активно сотрудничает с высшими учебными заведениями, самостоятельно выращивая необходимых специалистов. Кроме того, российские компании используют практику привлечения квалифицированного персонала из стран с более дешевыми трудовыми ресурсами.

Важно отметить, что этот рынок крайне чувствителен к устареванию технологий. Причем на спрос негативно влияют именно сами работники. Если компания работает с решениями на базе устаревших технологий, то возможен отказ со стороны соискателей занять соответствующую вакансию, так как квалифицированные специалисты редко хотят работать по устаревшим методикам — это не будет капитализировать их опыт работы в данной сфере.

Сегодня у РФ имеются достаточно большие возможности для превращения отечественной телекоммуникационной отрасли в одну из движущих сил национальной экономики. На данный момент в РФ развиваются практически все ключевые направления разработки (облачные сервисы, виртуализация, индивидуальная разработка и др.); эта тенденция в будущем также продолжится.

Среди сдерживающих факторов сектора можно выделить: политическую и экономическую нестабильность, жесткую конкуренцию за клиентов и борьбу за финансовые ресурсы. Ситуация на российском рынке будет во многом зависеть от геополитической обстановки, достаточно изменчивого фактора. Дальнейшее обострение или, напротив, ослабление ситуации будет определять общее направление развития.

Также продолжится начавшаяся несколько лет назад консолидация телекоммуникационной отрасли (крупные организации будут поглощать более мелкие). Кроме того, возможно активное приобретение ИТ-компаний непрофильными крупными корпорациями в целях заполучения собственного эффективного разработчика ПО. Таким образом, ИТ-компании могут стать одним из сильных звеньев многопрофильных.

Согласно прогнозам Всемирного экономического форума  в ближайшие 10 лет в мире будет ощущаться острая нехватка ученых и специалистов инженерных специальностей (в том числе программистов). В РФ борьба с кадровым голодом также останется одной из ключевых задач, стоящих перед ИТ-отраслью. Однако у РФ уже сформировался определенный опыт в решении таких проблем [27, с. 15].

Крупные телекоммуникационные компании продолжат активно сотрудничать с вузами, запускать новые образовательные программы. По мнению экспертов, такой подход является одним из наиболее эффективных решений в целях подготовки полностью готовых к работе специалистов — как универсальных, так и узкоспециализированных. Опыт Индии, где в настоящий момент выпускаются высококлассные специалисты, подтверждает, что это возможно.

Кроме того, дешёвой рабочей силой могут стать мигранты из ближнего зарубежья, преимущественно Беларуси, где, в рамках СНГ, наблюдается достаточно высокий уровень технического образования. Также возможно решение проблемы дефицита специалистов за счет человеческих ресурсов на новых для РФ рынках.

Острая нехватка технических специалистов сдерживает рост российской телекоммуникационной отрасли, однако решение кадрового вопроса может дать дополнительный импульс для развития отечественной индустрии.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. В современной организации персонал выступает одним из ключевых ресурсов для достижения цели. Под персоналом подразумеваются все сотрудники предприятия, а также все люди, занятые в организации. Найм персонала является ведущим процессом кадровой политики. Его значимость для целей управления персоналом определяется тем, что именно характер найма персонала стал одним из критериев классификации кадровой политики. Современными технологиями подбора и найма персонала в организацию являются: реклама в специализированных СМИ; образовательные учреждения различного типа; государственные службы занятости; кадровые агентства; случайные кандидаты; рекрутинг; executive search; мкрининг; метод headhunting или «охота за головами». Ключевыми свойствам современной телекоммуникационной отрасли являются: высокий уровень зарплат по сравнению с другими профессиональными областями; разнообразные компенсационные пакеты на рынке труда; акцент на внутреннем обучении специалистов, привлечение со «школьной скамьи»; важность удержания сотрудников, создания оптимальных условий труда; развитие корпоративного обучения; расширение сферы действия функции HR за рамки компании — работа с имиджем работодателя (HR-брендинг); формирование «уникального торгового предложения» работодателя; задействование внешних рекрутеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *