ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация: в статье рассматривается основные аспекты оптимизации налогообложения промышленной отрасли в РФ

         Ключевые слова: налог, налогообложение в промышленности, налогоплательщики  

В современных условиях рыночных отношений, государство довольно активно использует налогово-бюджетную политику в качестве основы финансово-кредитного государственного регулятора экономики. В сложившейся ситуации, эффективное функционирование народного хозяйства страны во многом зависит от правильного построения системы налогообложения.

Плательщики налогов и сборов являются одним из главных элементов правоотношений в налоговой системе. Плательщики выстраивают эффективное взаимодействие с налоговыми и таможенными органами, а также с третьими лицами (банки, суды и т.д.).

На сегодняшний день в Российской Федерации правительство уделяет огромное внимание развитию промышленности на территории страны, преимущественно данный факт сопряжен с внешней политической и сложившейся экономической ситуацией, введением санкций и реализации политики импортозамещения в Российской Федерации.

Налоговые платежи составляют значительную часть расходов предприятия. Актуальность обусловлена планами правительства РФ по увеличению налоговых ставок. Из-за этого возрастет налоговая нагрузка на предприятия, и организациям необходимо будет оптимизировать налогооблагаемую базу в рамках законодательства. Важную роль играет концептуальное представление о механизмах оптимизации отношений в области налогообложения. Механизм налогообложения отечественных предприятий в условиях острой необходимости развития производства продукции по-прежнему носит фискальный характер. Он выражается в том, что государство пытается аккумулировать финансовые ресурсы любым доступным путем. Это является одной из главных причин внедрения антикризисных мероприятий, в том числе в отношении системы налогообложения.

Совокупность сбалансированных мер по модернизации производственных фондов, а также развитие промышленного производства, являются ключевыми задачами, которые стоят перед государством в настоящий момент.

По состоянию на начало 2019 года удельный вес износа основных фондов промышленных предприятий Российской Федерации составляет более 51%, а износ транспортных средств, а также оборудования и машин при этом — 46% и 55% соответственно. Указанные данные показывают на то, что к первоочередным задачам относится стимулирование обновления объектов основных средств [7].

Степень налоговой нагрузки в важнейших секторах экономики выступает в роли тормозящего фактора, то есть, выполняет не стимулирующую функцию, а наоборот, сдерживает развитие промышленной деятельности. При всем этом, в процессах регулирования масштабов и темпов инвестиционной деятельности, механизм налогообложения имеет максимальный потенциал.

Анализ состояния и функционирования современного налогообложения промышленности в Российской Федерации, делает актуальным рассмотрение эволюции налогообложения, так как изучение истории налогов, позволяет проследить динамику развития налогообложения, оценить процессы, происходившие в экономике страны и соотнести их с действующей налоговой системой, для предотвращения совершения ошибок в будущем.

На современном этапе развития налоговой системы Российской Федерации в ее основных принципах наблюдаются коренные изменения, связанные с принятием в 2015 году нового Налогового Кодекса РФ. Главной переменой стало установление новой налогооблагаемой базы, исходя из кадастровой стоимости недвижимости, отражающей не физическую, а рыночную стоимость. Ранее применялась налоговая база, исходя из инвентаризационной стоимости, пенообразующими факторами которой являются физические параметры объекта (например, год постройки, физический износ, материал стен и др.).

Таким образом, российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

Развитие пищевой промышленности, в настоящее время, происходит в очень сложных условиях. По большей части это связано с введением санкций Евросоюзом, общим экономическим кризисом, политической обстановкой. Российская Федерация моментально потеряла большую часть поставщиков исходного сырья, кормов, а также оборудования для пищевой промышленности, что не могло не повлиять на данную отрасль.

Применение специальных налоговых режимов, можно рассматривать как одну из главных особенностей налогообложения предприятий промышленности. Данные режимы подразумевают под собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Налоговые режимы направлены на формирование благоприятных экономических и финансовых условий, необходимых для функционирования предприятий. Они предусматривают освобождение от обязанностей по уплате отдельных видов налогов и сборов, а также особый порядок определения элементов налогообложения, при соблюдении определенных условий.

В современной налоговой системе для Российских промышленных предприятий предусмотрены следующие налоговые режимы:

Общая система налогообложения – налоговый режим, который по умолчанию назначается всем предприятиям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов). ОСНО является самым сложным налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения налоговой отчётности [3].

В России главным документом, регулирующим налоги и сборы, является налоговый кодекс Российской Федерации.

Налог ─ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [4, стр. 35].

В более широком понимании налоги – обязательные платежи в бюджет, которые осуществляют юридические и физические лица.

Налоговая нагрузка — ключевой показатель для налоговых инспекторов. Она показывает, какую долю по отношению к выручке занимают начисленные налоги.

         Предприятия на ОСНО платят [1]:

         — Налог на добавленную стоимость 0%, 10%, 20%.

         — Налог на прибыль организаций по ставке 20%.

         — Налог на имущество организаций не более 2,2%

         — Налог на доходы физических лиц 13% и 30% для нерезидентов.

В большинстве случаев, общий режим используют те промышленные предприятия, которые по тем, или иным причинам не могут воспользоваться другими системами налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).

При всей своей сложности, ОСНО остается выгодной для предпринимателей, занимающихся деятельностью [5]:

         -Оптовая торговля (деятельность данных предприятий в большинстве случаев, не попадает под условия специальных налоговых режимов).

         -Импортеры товаров в Российскую Федерацию (появляется возможность заявить НДС к вычету) предприятия, которые имеют льготы по НДС и налогу на прибыль.

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН) – специальный налоговый режим, который рассматривается в большинстве случаев, как самый выгодный для уплаты налогов и ведения отчетности. Этот режим в первую очередь направлен на предприятия. Данный налоговый режим не предусматривает использование льгот.

При всей привлекательности использования УСН, для его применения существует ряд необходимых условий [5]:

         — доход предприятия должен составлять не более 150 млн. рублей, статочная стоимость – менее 150 млн. рублей, а количество сотрудников не больее100 человек;

         — участие других юридических лиц в доле фирмы составляет не более 25%;

         — предполагает запрет для организаций, имеющих филиалы;

         — компания имеет право перейти на УСН со следующего года, если за 9 месяцев текущего ее доход составит не более 112.5 млн. рублей.

УСН предусматривает освобождение от налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:

         — налога на прибыль организаций, кроме налога, который уплачивается с доходов по дивидендам и отдельным долговым обязательствам;

         — налога на имущество организаций, но с 1.01.2015г. организации, применяющие УСН, должны уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, в определении налоговой базы которых учитывается кадастровая стоимость;

         — налога на добавленную стоимость

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – специальный налоговый режим, который предназначен для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те промышленные предприятия, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70 процентов.  Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – специальный налоговый режим, который предназначен для сельскохозяйственных товаропроизводителей [1].

Ставка по данному налогу составляет 6% от разницы доходов и расходов и может быть уменьшена субъектами Российской Федерации. Выбрать данный налоговый режим могут те, чей род деятельности связан исключительно с сельскохозяйственным производством и рыбоводством.

Страховые взносы уплачиваются сельскохозяйственными организациями в обычном порядке и в фиксированном размере, в ПФР – 22%, в ФФОМС – 5,1%, в ФСС – 2,9%. Следует отметить повышение ставки страховых взносов, произошедшее в 2011 году и увеличение налоговой нагрузки на сельхозпроизводителей, что негативно сказалось на финансовом состоянии ряда сельхозпроизводителей.

В отличие от общего режима налогообложения, ЕСХН подразумевает свой собственный состав уплачиваемых налогов и взносов [1]:

— транспортный налог;

— земельный налог;

— водный налог;

-НДФЛ, как налоговый агент;

— взносы в фонды обязательного государственного страхования по льготным тарифам.

Помимо этих ограничений, к определению «сельскохозяйственных производителей» относится только производство соответствующей продукции, а не ее переработка. Рассчитывается ЕСХН по формуле:

ЕСХН заменяет следующие налоги[1]:

         — Налог на прибыль организаций (кроме налога с дивидендов);

         — Налог на имущество организаций, используемого при производстве и реализации продуктов товаропроизводителем.

         Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в России устанавливается Налоговым Кодексом РФ и предполагает взимание с сельскохозяйственных производителей единого налога (гл. 26.1). Впервые единый сельскохозяйственный налог в России был введен в 2002 году в качестве нового элемента российской налоговой системы.

НК РФ устанавливает, что налогоплательщик вправе перейти на уплату сельскохозяйственного налога – добровольно, то есть применение данной системы обложение является правом налогоплательщика, а не его обязанностью.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции подразумевает особую систему налогообложения, которая используется в добывающей промышленности. Особенностью СРП является отсутствие ввода определенного налога, а также применения его элементов.

В соответствии с законодательством, предприятия, инвесторы – участники соглашения, которые являются налогоплательщиками при специальном налоговом режиме.

         При данном режиме предусмотрена замена налогов и сборов на законодательном уровне, а также разделом продукции, которая была произведена на основании условий данного соглашения. В случае если имеется другая договоренность, то возможна уплата обязательств денежными средствами.

Помимо налога на прибыль предприятия и платы за добычу полезных ископаемых все вышеперечисленные обязательства должны быть компенсированы инвестору. Что же касается местных и региональных налогов, то плательщик может быть освобожден от их уплаты, если местным самоуправлением было принято данное решение. Изменения могут касаться транспортного налога и платежа на имущество организации в особых предусмотренных законом случаях.

В данном способе раздела, возмещение не предусмотрено так, как в традиционном варианте. Исключения могут быть по местным и региональным налоговым сборам.

Предприятия промышленности в ходе своей деятельности, выбирают только один из перечисленных налоговых режимов, но законом не запрещено совмещение нескольких систем налогообложения.

Так же, к особенностям налогообложения промышленных предприятий относится то, что с одной стороны, пополнение бюджета должна обеспечить сумма налоговых поступлений, а с другой – слишком большая налоговая нагрузка на промышленные предприятия лишает их стимулов к дальнейшему развитию, а, следовательно, и увеличению будущих поступлений в бюджет Российской Федерации. Таким образом, достижение оптимального уровня налоговой нагрузки на промышленность, которые сочетают в себе интересы государства и хозяйствующих субъектов является одной из главных задач абсолютно любой налоговой системы.

Налогообложение предприятий промышленности в Российской Федерации обладает своими специфическими особенностями. Система налогообложения в России сформировалась таким образом, что в ней, с одной стороны, не существует какой-либо дискриминации налогоплательщиков, допустим, по формам собственности или территориальному расположению, но несмотря на это, налоговая нагрузка перераспределяется на определенный круг налогоплательщиков, ввиду этого налоговое давление на них увеличивается.

Следовательно, формирование подходящих условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков в полной мере зависит от снижения   налоговой нагрузки для предприятий промышленности в России.

В современном мире налоговые поступления от промышленных предприятий являются одними из главных отчислений и участвуют в формировании основной части доходов бюджетов разных уровней, также они выступают важнейшим источником денежных средств любого государства. Уплата налогов оказывает существенное влияние на экономическую безопасность страны, а также на качество жизни общества в целом. Первостепенной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления налогов и платежей и своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

Исходя из статистических данных, которые представлены на сайте ФНС проанализируем налоги, исчисленных и уплаченных налогов промышленными предприятиями Российской Федерации.

Рисунок 1 — Структура доходов

консолидированного бюджета Российской Федерации в 2017-2018 гг. [6]

На основании рисунка 1 можно сделать вывод, что наблюдается рост собранных налогов от предприятий промышленности. На рисунке 2 в свою очередь, схематично представлена динамика налогов, уплаченных предприятиями промышленности.

Рисунок 2 — Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году, по сравнению с 2017 годом [6]

Налог на прибыль представляет собой единственный и системообразующих налогов. В 2000 году в консолидированный бюджет согласно отчислению налогов и сборов в общем объеме занимал лидирующее место. Показатель был равен 401 млрд. руб. В 2001 году согласно налогу, на прибыль организаций действовали три ставки. Одна из них наиболее высокая ставка, равна 73%, установлена она была для предприятий, трудящихся в сфере аудио и видеопроката, другая ставка составляла 43% и применялась она для банковских учреждений, страховых компаний и бирж. Остальные организации платили налог на прибыль по ставке 35% [7].

Для некоторых категорий налогоплательщиков ставка налога на прибыль организаций, которая подлежит, перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации была так же уменьшена, но ставка составляла не ниже 13,5%.

Налог на прибыль является федеральным налогом, поэтому в главе 25 НК РФ определены все его элементы.

В соответствии с НК РФ налог считается установленным только тогда, когда определены его плательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Стоит отметить, что перечень налогоплательщиков включает [1]:

— отечественных юридических лиц;

— иностранных юридических лиц (они должны иметь официальное резидентство, представительство и фактически вести деятельность на территории государства);

— консолидированные группы плательщиков налога.

Вышеперечисленные категории налогоплательщиков начисляют налог на прибыль на полученные ими доходы и вносят его в бюджет в виде итогового платежа за год и авансов.

Консолидированные группы плательщиков налога — это объединения юридических лиц по начислению и уплате налога на прибыль. Между всеми членами такого общества подписывается договор и утверждается ответственное предприятие. Оно берет на себя обязательство по начислению и уплате налога на прибыль за всех участников группы. Следует отметить, что вступление в консолидированную группу и выход из нее носят добровольный характер. При этом ни в коем случае не допускается принуждение со стороны остальных членов общества.

Ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%. С 01.01.2017 3% от этой суммы налога зачисляется в федеральный бюджет. 17% начисленного налога поступает в бюджет субъекта Российской Федерации. Налог на прибыль включен в категорию федеральных налогов и является одним из самых доходных платежей с точки зрения экономики.

Для некоторых категорий налогоплательщиков и видов доходов утверждены специальные ставки.

Порядок уплаты налога отдельными организациями (например, налоговыми агентами или организациями, имеющими обособленные подразделения) предусмотрен соответствующими статьями НК РФ [1].

Налог на прибыль предполагает ведение учета доходов и расходов для определения налоговой базы. Существуют 2 основных способа признания доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод. Каждый из них имеет свои особенности.

Метод начисления предусматривает признание доходов и расходов в том периоде, в котором они были произведены, то есть когда непосредственно состоялась определенная хозяйственная операция (факт хозяйственной жизни). При этом не имеет значения, поступила ли оплата на расчетный счет предприятия и были ли оплачены расходы. Кассовый метод предполагает обратную ситуацию: признание доходов и расходов зависит от поступления доходов или оплаты с расчетного счета предприятия в кредитной организации.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. Организация должна самостоятельно выбрать один из них. Для выбора метода организация должна рассматривать индивидуальные особенности конкретного предприятия, отрасли, в которой оно функционирует, и вид коммерческой деятельности. То есть, по сути, необходимо провести анализ выгоды каждого из методов. Выбранный метод организация должна отразить в своей учетной политике для целей налогообложения. При этом предприятие должно соответствовать определенным требованиям, указанным в НК РФ [1].

Основной ролью данного является реализация фискальной функции. Исходя из мирового опыта, НДС формирует около 15% бюджета тех государств, в налоговую систему которых включен этот налог.

Налог на добавленную стоимость, именуемый далее, как НДС, является крупнейшим и одним из самых распространенных косвенных налогов в странах с рыночной экономикой. В Российской Федерации налог на добавленную стоимость играет значительную роль в формировании бюджета страны, так как является наиболее крупным налоговым источником, отличается регулярностью поступлений и имеет определённое регулирующее и контрольное значение. Доля НДС в суммарном объеме налоговых доходов федерального бюджета ежегодно увеличивается.

Для организаций налог на добавленную стоимость также является основным в структуре налоговых платежей и его удельный вес может превышать 70%, что свидетельствует об актуальности вопроса оптимизации и повышении качества администрирования данного налога, как со стороны государства, так и со стороны предприятия. Все это подтверждает актуальность темы исследования и важность ее разработки.

НДС является крупнейшим и одним из самых распространенных косвенных налогов в странах с рыночной экономикой. В экономических моделях западных стран он формирует в среднем 14% доходов бюджетов и выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Доля НДС в составе косвенных налогах может достигать 80%, что говорит о важности этого налога для бюджета государства.

НДС – налог, который оказывает непосредственное влияние на процесс формирования цен и состав потребления, а также является эффективным фискальным инструментом.

Налог на добавленную стоимость, именуемый далее, как НДС, является крупнейшим и одним из самых распространенных косвенных налогов в странах с рыночной экономикой. В Российской Федерации налог на добавленную стоимость играет значительную роль в формировании бюджета страны, так как является наиболее крупным налоговым источником, отличается регулярностью поступлений и имеет определённое регулирующее и контрольное значение. Доля НДС в суммарном объеме налоговых доходов федерального бюджета ежегодно увеличивается.

Налоговым органам вменено в обязанность тщательно следить за законностью возмещения НДС и своевременностью его уплаты, поскольку, говоря о методах оптимизации НДС со стороны организаций, стоит помнить, что для организаций это экономия денежных средств, а для государства это недополученные средства (недоимки), не поступившие в федеральный бюджет.

Такая ситуация является нормальной, поскольку организации имеют право использовать налоговые льготы и применять налоговые вычеты, за счет чего и возникает разница между начисленным НДС и НДС, поступившим в бюджет. Однако большая разница между этими показателями может свидетельствовать о проблемах в администрировании данного налога и (или) об увеличении количества налогоплательщиков, которые стали применять незаконные схемы уклонения от уплаты налога.

Стоит обратить внимание на то, что доля налоговых вычетов в сумме начисленного НДС является достаточно высокой и при сохранении рассмотренной ранее тенденции роста налоговых вычетов, их объём может достигнуть общего объёма, начисленного НДС. Данная ситуация является недопустимой, т.к. это противоречит фискальному смыслу данного налога. Также, высокий процент соотношения объёмов собранного и начисленного НДС может свидетельствовать о негативном воздействии такого фактора, как уклонение от уплаты налога.

Положительным эффектом введение единой пониженной ставки НДС может послужить упрощение механизма администрирования НДС и возможность пресечения мошенничества с использованием наиболее распространенных схем, связанных с дифференциацией ставок по налогу, а также снижение основной ставки налога для большинства товаров.

Важно отметить, что налогоплательщикам НДС, которые желают применить ту или иную методику оптимизации налогов, в частности налога на добавленную стоимость, необходимо тщательно соблюдать регламент составления оправдательных документов. Надо помнить, что фискальные органы досконально знают все схемы ухода от налогов, поэтому только корректные юридические и бухгалтерские бумаги смогут обезопасить налогоплательщика от претензий Федеральной налоговой службы. Категорически не рекомендуется использовать полулегальные фирмы-однодневки для получения вычета по НДС, либо занижать размер полученной выручки. Такие действия легко выявляются, а наказание за уклонение от НДС может намного превысить размер экономии.

Рассмотрев законодательные акты Российской Федерации, можно выделить основные положения, которые помогут налогоплательщикам избежать нарушения действующего законодательства [1]:

1. Любая хозяйственная модель, которая обеспечивает послабление налоговой нагрузки, должна быть всесторонне и предварительно оценена на наличие налоговых рисков;

2. Заключаемые сделки не должны иметь притворный характер, необходимо наличие убедительно сформированной деловой цели;

3. Необходимо грамотное обоснование используемой ценовой политики, которая не противоречит положениям ст. 40 НК РФ;

4. Всё осуществляемое в рамках группы компаний не должно выглядеть искусственно либо мнимо. Необходимо, чтобы любая сделка четко укладывалась в общую логику бизнес-процесса холдинга;

5. Должного внимания заслуживает оформление документов, которые подтверждают реальность и экономическую обоснованность издержек;

6. Стоит избегать взаимозависимости участников сделок при налоговом планировании;

 7. При выборе новых контрагентов должны быть закреплены доказательства должной осмотрительности;

8. Лучше отказываться от сотрудничества с «серыми» оптимизаторами и ненадежными партнерами;

 9. В ходе внедрения схемы оптимизации НДС будет полезным получение письменного разъяснения Министерства Финансов. Как известно, главной задачей деятельности налоговых органов становится доказательство фиктивности осуществляемых сделок, поэтому, применяя схемы по минимизации НДС, необходимо помнить, что за этим тщательно следят налоговые органы и могут проверить обоснованность возмещения НДС.

При выявлении незаконности возмещения НДС после положительного решения о возмещении НДС, и поступления финансов на расчетный счет организации из казначейства, преступление будет считаться оконченным. Если не будет произведено перечисление денег, в том числе по причине отказа в возмещение НДС, действия будут квалифицироваться в качестве покушения. Поскольку государство при покушении не столкнулось с реальным ущербом, то можно рассчитывать на менее серьезные наказания, но всё же оказывающиеся не условными, а реальными.

Итак, сегодня ведется множество дискуссий по устранению проблем в сфере исчисления и взимания НДС, так как данный налог является одним из весомых в федеральном бюджете страны. Законодательная корректировка действующей системы налогового регулирования, изменение ставки, совершенствование контроля НДС, либо же замена на налог с продаж могут стать возможным решением установленных проблем.

Увеличение доли налогоплательщиков, применяющих данные методы не выгодно государству, поскольку федеральный бюджет в связи с этим недополучает серьезные суммы денежных средств и вынужден ужесточать контроль за правомерностью возмещения НДС и сроками его уплаты, а также повышать качество администрирования.

Помимо перечисленных налогов для промышленных предприятий добывающих отраслей весьма важное значение имеет налог на имущество организации. В общем случае налоговая база налога на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, имущество учитывается по его остаточной стоимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *