Лиссабонский саммит НАТО об информационном пространстве как пятом «поле боя»

🙂

Скачать текст в WORD

В период с 19 по 20 ноября 2010 года в Лиссабоне (Португалия) состоялась сессия Совета НАТО на уровне глав государств и правительств стран-участниц. На саммит были приглашены также представители международных организаций (ООН, ОБСЕ, ЕС, Всемирного банка) и делегации более чем из 20 государств, не входящих в Североатлантический союз, которые приняли участие в совместном заседании по Афганистану, проведенном в рамках сессии.

Одним из главных итогов саммита стало одобрение главами стран Североатлантического союза новой Стратегической концепции НАТО, определяющей ключевые направления политической деятельности и военного строительства блока на ближайшее десятилетие, Содержание этого документа является результатом компромисса, достигнутого членами альянса, многие из которых придерживались различных взглядов на характер и направления его будущей деятельности, Подобный подход нашел свое отражение в обтекающем характере формулировок новой концепции, позволяющем достаточно широко трактовать ее положения, в особенности касающиеся задействования военного потенциала организации.

Высокая оценка руководством НАТО значимости новой концепции обусловлена масштабностью задач, которые намерен решать альянс, основываясь на установках этого документа. При этом обновленная стратегия предусматривает продолжение процесса трансформации блока из евроатлантической оборонной структуры в организацию, занимающуюся обеспечением безопасности в глобальном масштабе.

В соответствии с положениями принятой концепции ключевую функцию — обеспечение свободы и безопасности для всех стран НАТО — руководство альянса предусматривает выполнять путем обеспечения гарантированной коллективной обороны, урегулирования кризисов и укрепления международной безопасности на основе развития сотрудничества.

В области коллективной обороны сохранились неизменными установки на незыблемость действия статьи 5 Вашингтонского договора 1949 года об оказании союзниками взаимопомощи в случае вооруженной агрессии. Одновременно в документе декларируются намерения обеспечить защиту стран — членов блока от широкого спектра традиционных и новых угроз и вызовов безопасности, обусловленных такими факторами, как распространение ОМП и средств его доставки, терроризм, очаги нестабильности за пределами границ НАТО, агрессивные действия в информационном пространстве (кибератаки), нарушение путей поставки энергоносителей, опасные тенденции в развитии высоких технологий, а также изменение окружающей среды.

Главы государств и правительств также рассмотрели и утвердили «Лиссабонский пакет первоочередных потребностей альянса в силах и средствах», определяющий приоритетные направления совершенствования военного потенциала организации в соответствии с согласованными объемами бюджетного финансирования и процессом оборонного планирования НАТО. Реализация пакета предполагает сосредоточение основных усилий на удовлетворении необходимых потребностей блока в ходе текущих операций кризисного урегулирования (разработка средств для борьбы с самодельными взрывными устройствами, совершенствование системы тылового обеспечения), наращивании возможностей по противодействию новым угрозам и вызовам (ПРО, кибербезопасность), а также на повышении потенциала альянса в сфере управления, связи и разведки. При этом особо отмечается целесообразность тесного взаимодействия с Евросоюзом в ходе осуществления указанных проектов.

Исходя из определенных приоритетов военного строительства, а также принимая во внимание негативные тенденции в сфере военного финансирования, лидеры стран НАТО заявили о намерении реформировать систему управления ресурсами альянса, что должно способствовать повышению эффективности использования имеющихся в его распоряжении сил и средств.

Оборона стран НАТО и её партнёров во многом зависит от того, насколько эти сферы для них доступны, поскольку ограничение доступа к ним может самым негативным образом сказаться на способности Североатлантического союза выполнять свои ключевые задачи по коллективной обороне, кризисному регулированию и укреплению безопасности на основе сотрудничества, т.е. задачи, закреплённые в СК-2010.

В докладе отмечается, что для того, чтобы максимально эффективно действовать в сложной современной среде безопасности, Североатлантический союз должен разработать и принять соответствующие стратегии, определяющие его роль в каждом пространстве всеобщего достояния. В 2011 г. на заседаниях министров обороны альянса уже были приняты Морская стратегия НАТО и обновлённая Политика в области обороны кибернетического пространства.

Доклад «Гарантированный доступ к всеобщему достоянию» раскрывает важность обеспечения безопасности в морском, воздушном, космическом и кибернетическом пространствах и будущую роль в этом НАТО. В документе перечислены вызовы, с которыми альянс может столкнуться при реализации этой цели. Кроме того, в нём достаточно подробно рассматриваются ключевые особенности всех пространств, составляющих всеобщее достояние, даётся оценка текущей деятельности НАТО в каждом из них, а также в общих чертах определяются будущие функции Организации по обеспечению гарантированного доступа и необходимые для этого средства.

Кибернетическое пространство в докладе «Гарантированный доступ к всеобщему достоянию» отмечается, что киберпространство – явление уникальное, поскольку, в отличие от всех остальных, оно само по себе не имеет физического измерения. Термин «киберпространство» появился только в начале 80-х гг. прошлого столетия и сразу получил широкое распространение, хотя стандартное общепринятое определение для него до сих пор не разработано. В узком смысле кибернетическое пространство определяется как область электромагнитного спектра, используемая для передачи и приёма цифровых данных. Однако в общеупотребительном смысле оно охватывает и саму цифровую информацию, и соответствующую инфраструктуру (кабели, ретрансляторы, телекоммуникационные спутники, серверы, компьютеры и т.п.).

В отличие от других пространств масштабы кибернетического пространства определяются тем, как человек его использует. Для большей части населения Земли оно означает Интернет, или «всемирную паутину» (World Wide Web). Доступ к этому пространству является важной характеристикой современного образа жизни. Киберпространство стало центром глобализированного мира. Информация, которая практически мгновенно передаётся по нему в любую точку мира, является важнейшим компонентом глобальной сети снабжения и поставок.

Сегодня без доступа к космическому и кибернетическому пространствам невозможно представить современную международную торговлю, работу мировых финансовых рынков, ведение современных боевых действий вооружёнными силами развитых стран, поскольку при этом используются перспективные системы командования и управления и высокоточные средства поражения. Таким образом, защита собственных информационно-компьютерных сетей и доступа к кибернетическому и космическому пространствам является важнейшей задачей натовских военных. Однако, как справедливо отмечается в докладе «Гарантированный доступ к всеобщему достоянию», с военной точки зрения одна из серьёзных проблем, связанных с киберпространством, заключается в том, что из всех четырёх пространств всеобщего достояния именно оно наиболее коммерциализированно, а его безопасность в наименьшей степени контролируется государством. Так, более 90 % компьютерных сетей принадлежат частным компаниям, конкурирующим друг с другом. В целом основные итоги саммита свидетельствовали о намерении руководства Североатлантического союза продолжить курс на дальнейшую трансформацию блока в интересах закрепления его ведущей роли в обеспечении глобальной и региональной безопасности путем придания НАТО качественно новых политических и военных возможностей, адаптированных к угрозам и вызовам ближайшего десятилетия.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *