Центры передового опыта НАТО в Эстонии, Латвии и Финляндии: основные цели и задачи

🙂

Скачать текст в WORD

На современном этапе в НАТО осуществляется активная деятельность по созданию центров передового опыта (ЦПО) альянса в различных областях. Формирование ЦПО предполагает выступление одного или нескольких членов НАТО с инициативой о его создании. Страна-инициатор разрабатывает базовую концепцию будущего центра и передает ее на рассмотрение в стратегическое командование реформирования (СКР) ОВС НАТО (г. Норфолк, штат Виргиния, США). В документе раскрываются области специализации ЦПО, предполагаемое место дислокации, его роль в развитии альянса и другие вопросы.

После одобрения концепции страны, участвующие в создании центра, подписывают «меморандум о взаимопонимании». Позже, в соответствии с установленными процедурами, СКР принимает решение об аккредитации национальной структуры в качестве центра передового опыта НАТО, а также осуществляет координацию деятельности всех ЦПО. Альянс не финансирует напрямую эти организации, а расходы по обеспечению их деятельности распределяются между «странами-основателями» и «странами-спонсорами». На сегодняшний день функционируют или находятся на стадии аккредитации 23 ЦПО.

Военно-политическое руководство Латвии, как и других стран Балтии, отводит основную роль в обеспечении национальной безопасности Североатлантическому союзу. В этой связи прибалтийские государства стремятся к максимальной интеграции во все структуры НАТО и принимают активное участие в деятельности организации, в том числе в работе по формированию ЦПО. Центры передового опыта уже развернуты и функционируют в Эстонии и Литве. В этой связи Рига стремится не отстать от своих балтийских соседей.

Объединенный центр передового опыта в области киберзащиты НАТО был Создан в 2008 в г. Таллин. Центр был аккредитован при НАТО и имеет статус военной организации. Он входит в систему 20 Центров передового опыта НАТО. Целью центра передового опыта является – консультирование, обучение специалистов, исследования в области кибербезопасности.

Основные направления деятельности:

Правовая поддержка

Исследования (МП, кибербезопасность)

Требования и стандарты для НАТО

Разработка учебных программ

Мониторинг и сбор данных

Практическая поддержка учений НАТО

Создание центра является одной из важных задач НАТО. Это позволит странам Североатлантического союза получать новые технологии для планирования согласованной информационной деятельности в современных конфликтах, а также разрабатывать общие подходы и методы в вопросах дипломатии, связей с общественностью, проведения ИПО.

Говоря о Таллинском руководстве по ведению кибервойн 2013 года, нужно отметить, что центр НАТО по повышению квалификации в области киберобороны пригласил группу независимых международных экспертов, которым была поставлена задача изучить, как существующие международные нормы права применяются к новым формам ведения войн в киберпространстве.

В итоге родилось так называемое Таллинское руководство, которое иногда преподносится как набор рекомендаций по ведению кибервойн. Таллинское руководство не является официальным документом ни центра CCD COE, ни НАТО, ни стран, которые входят в НАТО. На самом деле опыт экспертов, писавших Таллинское руководство, очень интересен и познавателен тем, что при отсутствии общепризнанных международных норм по кибербезопасности (а их практически нет, хотя определенные шаги предпринимаются ), приводится оценка применимости действующего законодательства к данной сфере.

Можно выделить несколько ключевых выводов:

Государства имеют право применять различные контрмеры против незаконных киберопераций. При этом данные контрмеры могут быть признаны незаконными, но только не в случае ответных действий.

Вооруженные конфликты, перетекшие в военные преступления, влекут за собой уголовную ответственность для тех лиц, которые руководят кибер-операциями, ведомыми в рамках вооруженного конфликта.

Кибер-операции, направленные против гражданских объектов и лиц, не приводящие к нанесению вреда жизни и здоровью, не запрещены международным гуманитарным правом. При этом запрещено использовать кибер-операции для того, чтобы сеять страх среди населения.

Руководство кибероперациями, повлекшими за собой жертвы среди гражданского населения классифицируются как военные преступления.

Кибератаки должны направляться против конкретных целей и объектов. «Веерные» атаки, которые могут задеть гражданских, должны быть под запретом.

В начале февраля в свет вышло второе издание «Таллинского руководства по применению международного права к кибероперациям», которое представляет собой расширенную и обновленную версию издания 2013 г. Во втором издании «Таллинского руководства» были рассмотрены нормы международного права, применимые к кибероперациям государств и в мирное и военное время.

Проект «Таллин 2.0» направлен на решение следующих вопросов:

как международное право должно рассматривать враждебные операции меньшего калибра, но наносящие значительный ущерб.

как международное право регулирует обязательства государств в контексте киберсферы:

Как указано на сайте Центра НАТО по киберобороне, «издание 2017 г. охватывает полный спектр международного права, применимого к кибер-операциям, начиная от правовых режимов в мирное время к праву вооруженных конфликтов, также рассмотрен широкий спектр принципов международного права и режимов, которые регулируют события в киберпространстве.

Дополнительно приведены многочисленные специализированные режимы международного права, включая права в области прав человека, воздушное и космическое права, морское право, а также дипломатическое и консульское право в контексте кибер-операций». Кроме того, руководство идентифицирует 154 правила, регулирующих кибер-операции, и предоставляет обширный комментарий по этим правилам.

Правила напрямую связаны с секретными инструкциями правительств стран НАТО, в первую очередь, США, что, как и в каких случаях делать. Вполне логичным будет предположить, что там содержатся рекомендации по обоснованию реализации мер против какой-либо страны, которая может быть обвинена в кибератаках. Так как основной нарратив либерально ориентированных кураторов правил поведения в киберпространстве — это контроль над интернет траффиком со стороны основных транснациональных корпораций как Google и Facebook, т. е. Запада. Это подается под видом «многостороннего участия». А если какая-то страна не показывает заинтересованность пускать в свое суверенное пространство этих капиталистов цифровой эпохи, то коллективный Запад в лице НАТО и других институтов начинает лоббировать осуждение этого государства и призывает наказать всеми возможными методами (в первую очередь, с помощь санкций). Скорее всего, «Таллинское руководство 2.0» через некоторое время станет своего рода прототипом «конституции» для глобального интернет-пространства.

Нельзя упустить из внимания событие 11 апреля 2017 г., в этот день представители нескольких стран НАТО и стран Европейского союза собрались в Хельсинки и официально согласовали создание в столице Финляндии Европейского центра передового опыта по борьбе с гибридными угрозами. Во время церемонии, в которой принял участие министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни, должностные лица НАТО и Европейского союза приветствовали подписание меморандума о взаимопонимании о центре, который откроется позднее в 2017 году. Всего меморандум подписали девять стран: Германия, Латвия, Литва, Польша, Соединенное Королевство, США, Финляндия, Франция и Швеция. Ожидается что в ближайшем будущем к центру присоединятся другие страны НАТО и ЕС. Хотя сами НАТО и ЕС не подписывали меморандум, они будут принимать активное участие в деятельности центра.

Борьба с гибридными угрозами – приоритетная задача НАТО, поскольку они стирают границу между войной и миром, сочетая военную агрессию с политическими, дипломатическими, экономическими, кибернетическими и дезинформационными мерами. Стратегия НАТО по борьбе с гибридными угрозами предусматривает укрепление координации с Европейским союзом, а также включает наше новое Управление разведки, активизацию учебной подготовки и учений, а также нашу работу по активной борьбе с пропагандой при помощи фактов.

Другие центры передового опыта уже делают свой вклад в усилия НАТО по борьбе с гибридными угрозами, в том числе Центр передового опыта по стратегическим коммуникациям в Риге (Латвия); и Центр передового опыта по киберзащите в Таллине (Эстония). Центры передового опыта являются международными исследовательскими центрами, которые финансируются и комплектуются кадрами на национальном и многонациональном уровнях. Они работают совместно и предоставляют Североатлантическому союзу знания и опыт, но не являются органами НАТО. Таким образом, центры передового опыта НАТО в странах Балтии и в Финляндии будут способствовать повышению эффективности работы альянса в ходе организации и проведения информационных и психологических операций.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *