Институт семьи и брака в Китае в ХХ веке

🙂

Скачать текст в WORD

Вступление

Китай является одним из самых динамично развивающихся государств мира, в котором так гармонично сочетаются традиции и новации. Именно переплетение культурного наследия и современных ценностей формирует уникальный путь развития Китая.

Вне всяких сомнений, семья является базовой ячейкой любого общества, любого государства. Поэтому для понимания основных процессов, происходящих в обществе, нужно рассмотреть динамику развития важнейшего социального института – семьи.

Трансформация китайской семьи связана с ослаблением роли традиционных норм. Однако стоит отметить, что традиционализм, как часть китайского общества не переставал оказывать влияние на взаимоотношения внутри семьи.

Рассмотрим эволюцию познания китайской семьи в ХХ веке, разделяя его на 3 периода, каждый из которых обладает своими признаками и разными представлениями самих китайцев о семье и браке, в зависимости от влияния в обществе учений или от сложившейся политической обстановки.

Правовое регулирование семьи и брака в Китае в 1911-1949 гг.

На первую половину ХХ века приходятся кардинальные изменения традиционных устоев китайского общества.

Прежде всего, в 1911 г. в результате Синьхайской революции монархический строй в Китае сменяется республиканской формой правления. Смена общественного строя потребовала принятие новых нормативных правовых актов, изменение и модернизацию традиционного права. Руководящую роль в Синьхайской революции играла национальная демократическая партия – Гоминьдан (国民党), возглавляемая Сунь Ятсеном и Чаном Кайши.

Движение народных масс в Китае в 1919 г. — «Движение 4 мая» — оказало влияние на взгляды китайской интеллигенции, равно как на все китайское общество, в результате которого происходит переосмысление традиционных устоев общества и переориентация на изучение Запада (вестернизация). Новые политические теории, такие как: «полная вестернизация», «неоконфуцианство» и т.д. распространяются по Китаю вплоть до второй половины ХХ века, вызывая столкновение китайской культуры с западной – так называемое время нового демократизма.

Историк китайской философии У Юй был уверен, что идеология конфуцианства выступает в качестве тормоза национального развития и основного инструмента государственной тирании. Знаменитый китайский мыслитель и философ ХХ века Ху Ши также был сторонником «вестернизации» Китая, отвергавший систему китайских традиционных культурных и семейных ценностей.

Также немало было сторонников традиционного права. Исследователи-социологи того времени писали о том, что нужно вернуться к «традиционным конфуцианским нормам», являющимся основой китайской патриархальной семьи, следовательно и всего общества.

Масштабные изменения китайского общества не могли не затронуть и гражданскую сферу правоотношений, в частности регулирование института семьи и брака, под сильным влиянием западной культуры правовые акты приобретают все более демократичный характер, не утрачивая традиционных черт.

В период империи в Китае брачно-семейные отношения, сложившиеся под влиянием конфуцианских учений в течение долгого времени практически не претерпевают изменений. Главная цель брака — воспроизводство потомства, преимущественно сыновей, которые должны продолжать род. Сыновья почтительность и культ предков способствовали увеличению се  ей. Особое внимание уделяется укреплению института семьи, ведь от его стабильности зависит благополучие всего государства, которое также представляется большой семьей. Человек, его личность не рассматриваются государством отдельно, только в составе семьи.

На протяжении многих веков, в силу патриархальности традиционной китайской семьи, женщины имели подчиненный характер, и лишь к ХХ веку, в связи с политическими и социально- экономическими факторами (смена формы правления, влияние запада), положение женщин в семье начинает меняться. Об этом свидетельствует Гражданский кодекс Китая 1911-1949 гг., когда в 1928-1937 годах в него вошли главы «Семья» и «Наследование», детально упорядочивающие семейно-брачные отношения в Китайской Республике. Этот документ, хоть и находившийся под влиянием традиционных взглядов на семью, достаточно приближен к современному семейному кодексу.

Главы «Семья» и «Наследование» Гражданского кодекса Китая 1911- 1949 гг. закрепляли следующие положения:

-свобода заключения и расторжения брака (раньше для заключения брака требовалось согласие семей);

-ограничение возраста вступления в брак (юноши-18 лет, девушки-16 лет);

-запрет на близкородственные браки;

-запрет на двоеженство.

Семейное право периода правления национальной партии Гоминьдан было закреплено только юридически, по факту же, в стране продолжало действовать старое семейное право (допускался брак между несовершеннолетними с согласия родителей, между двоюродными (троюродными) братьями и сестрами по матери, а также допускалось взятие наложниц).

Некоторые положения нового гражданского кодекса подверглись критике со стороны современников. Так известный китайский социолог Пань Гуандан2 не принимал изменения в положении женщин: по его мнению, женщина должна оставаться под покровительством мужа, отвечать за рождение детей и их воспитание. Он придерживался конфуцианского учения, считая, что от сохранения традиционной модели китайской семьи зависит процветание государства.

В период с 1925 по 1949 гг. Китай был охвачен гражданской войной, вызванной противостоянием Гоминьдана и Коммунистической партии. В этот период в Китае принимается ряд важных нормативных правовых актов, которые затронули регулирование семейных отношений.

Так, в 1931 году, когда коммунистическая партия приходит к власти, принимается закон о труде, в котором регламентируется оплачиваемый декретный отпуск. Затем, в 1934 году на Втором всекитайском съезде Советов законодательно закреплены права женщин и свобода заключения брака. Основные положения закона о браке провозглашали:

свободу заключения и расторжения брака;

упразднение браков, заключенных по воле родителей по принуждению и по договору купли-продажи;

отмену практики воспитания девочек в семье жениха в качестве будущей жены;

запрет на полигамию (многобрачие) и полиандрию (форма полигамии, когда женщина состоит в нескольких брачных союзах);

установление брачного возраста: для мужчин-20 лет, для женщин – 18 лет;

муж обязан предоставить материальное обеспечение жене и детям после развода;

незаконнорожденные дети приравнивались к законнорожденным, имели равные права наследство;

обязательную регистрацию брака в органах местной власти.

Положения данного закона уничтожали старую феодальную систему семьи и брака.

Лето 1937 года заставило коммунистическую партию на время отказаться от борьбы за власть в стране и свержение партии Гоминьдана – началась антияпонская война, продолжавшаяся до 1945 года. Коммунисты были вынуждены объединиться с Гоминьданом и создать единый фронт.

Главной революционной базой коммунистической партии становится пограничный район Шэньси – Гансу – Нинся, игравший роль образца для других территорий, освобожденных от японских захватчиков.

В 1946 году в районе Шэньси-Гансу-Нинся вводится положение о браке, которое содержит некоторые дополнительные положениями к закону о браке 1934 года, а именно:

статью, разрешавшую заключать браки в соответствии с национальными традициями, если они не противоречат принятому положению

запрет на развод в период беременности жены

Новые положения также вводились и в других подвластных коммунистам районах Китая.

Японо-китайская война закончилась победой Китая в 1945 году, которая бы не состоялась без помощи Советского Союза. Хотя на территории Китая все еще велось противостояние коммунистической партии и Гоминьдана, которое закончилось лишь в 1949 году победой Компартии, возглавляемой Мао Цзэдуном. С 1 октября 1949 года Китай становится народной республикой.

В 30-40 годы тема семьи изучалась достаточно широко Китае. Китайской народной республике требовалось принятие нового единого законодательства в сфере семейных отношений. Но борьба с Гоминьданом, отсутствие единой власти на территории Китая, глубокий социально-экономический и политический кризис и господство традиций препятствовали коммунистической партии введению нового брачно-семейного законодательства. Семейное право носило программный характер и действовало в отдельных районах страны.

Вывод периода:

Первая половина ХХ века стала переломным моментом в истории Китая, когда кардинальным изменениям подверглись все сферы общественной жизни: от политической до социально-экономической сферы. На этот период приходится смена формы правления, усиление влияния запада, гражданская война и противостояние двух партий, японо-китайская война.

Вне всяких сомнений, все эти события повлияли на сознание китайского народа, осознававшего необходимость принятия нового законодательства, прежде всего в сфере брачно-семейных отношений. Внесение в Гражданский кодекс глав, регулирующих брачно-семейные отношения, было лишь первым шагом на пути модернизации существующего права.

Правовое регулирование семьи и брака в Китае в 1949-1978 гг.

Начало периода связано с окончательным поражением партии Гоминьдан, возглавляемой на тот момент Чаном Кайши. Как уже говорилось ранее, в октябре 1949 года Мао Цзэдун и его сторонники-коммунисты провозгласили Китайскую Народную Республику (КНР). Одним из первых шагов китайского правительства было упразднение всех ранее издававшихся законов и декретов. Большое влияние на политику Мао Цзэдуна оказало сотрудничество с Советским Союзом, что повлекло за собой процесс рецепции социалистического права.

Первым законодательным актом после образования КНР был закон о браке, регулировавший отношения внутри семьи, а также права гражданина. Закон о браке, принятый 1 мая 1950 года содержал 27 статей, наиболее важные из которых содержали следующие положения:

— равенство мужчины и женщины в браке;

-право каждого из супругов на добрачную фамилию и имя;

-обязанность родителей воспитывать и содержать своих детей;

-запрет на препятствие вдовам вступать в брак;

-развод разрешается по обоюдному согласию, либо по инициативе одной из сторон, если их не примирили районное правительство и судебные органы власти (однако закон не указывает конкретных причин, которые можно рассматривать как основания для развода);

-ограничения на развод с женщинами во время беременности, а также в течение 1 года после рождения ребенка;

-ограничения на развод с военнослужащими;

-равные права владения и распоряжения имуществом;

-родители и дети обязаны нести взаимную ответственность;

-строгий запрет на убийство детей (в отличие от древнего Китая);

-обязанность родителей нести ответственность за детей после развода.

Новый закон также сохранял основные статьи закона о браке 1934 года:

-свобода от воли родителей в заключении брака;

-равные права внебрачных детей и детей, рожденных в браке;

-брачный возраст для мужчин- 20 лет, для женщин – 18 лет;

-личная регистрация брака в местных органах.

Одним из первых результатов закона о браке 1950 года стало сильное увеличение количества разводов (так как закон не давал конкретных причин для расторжения брака). В результате, всего за 4 месяца число разводов увеличилось на 91 %, из них около 70-80% дел возбуждались женщинами, так как раньше они не обладали правом расторжения брака, в силу дискриминации женщины в семье.

Принятие закона о браке ознаменовало выделение семейного права в самостоятельную отрасль права. Но при этом, он содержал достаточно обобщенные и абстрактные положения, а также не осветил многие важные аспекты брачно-семейных отношений, такие как:

усыновление;

определение фамилии детей;

положение родителей как представителей своих детей по закону;

последствия регистрации брака, заключенного при наличии установленных в законе препятствий к его регистрации.

Данный закон продвигал, так называемые «демократические» основы института семьи и брака, которые все еще оставались чуждыми традиционному китайскому менталитету. Так, новый закон способствовал разрушению одного из основополагающих принципов – сыновьей почтительности («сяо»). Чтобы запустить процесс внедрения новых социальных отношений в китай  кие семьи, в 1950-1953 гг. в Китае проводилась активная пропаганда нового брака и семьи. В это же время проводится программа формирования современной семьи, состоящей из 5 элементов – «пять хорошо» (五好家庭): в семье должна быть гармония между мужем и женой, уважение к старшему поколению, хорошие отношения с соседями, трудолюбие в быту, бережное отношение к окружающей среде.

Во второй половине ХХ века государство становится главной фигурой семейно-брачных отношений. Наиболее яркий пример вмешательства государства наблюдается в годы «культурной революции», проводимой Мао Цзэдуном в 1966-1976 гг. В результате «культурной революции» было уничтожено множество книг, картин, храмов, представлявших для Китая большую историческую ценность. В это время была широко распространена практика принудительных браков, разводов и браков по политическим мотивам.

Культурная революция и культ личности Мао Цзэдуна формировали общество коммунистической морали, ставившей на первое место общественные интересы, притесняя значение личности. Теперь основой общества становятся «народные коммуны», вытесняя институт семьи как основополагающую ячейку общества.

Хочется отметить, что в этот период население Китая начинает стремительно расти. Так, в период с 1953 года по 1985 год численность населения выросла почти в два раза: с 583 млн. до 1046 млн. человек. Такой прирост населения не мог не сказаться на семейной политике: в 70-е годы ведется активная пропаганда поздних браков и вводится политика ограничения для каждой семьи в рождении детей – «Одна семья — один ребенок», в виде системы штрафов и поощрений.

Вывод периода:

В 1949-1978 года в развитии Китая характеризуются, в первую очередь, политикой Мао Цзэдуна. В период «культурной революции» проводятся попытки разрушения семейных традиционных ценностей.

До середины 1970-х годов средний размер семьи увеличивался, и, для того, чтобы остановить неконтролируемый прирост населения, правительство Китая взяло курс на политику ограничения рождаемости и повышения брачного возраста.

Правовое регулирование семьи и брака в Китае в 1978-настоящее время

Конец ХХ века для Китая стал периодом множества экономических и политических реформ. Именно в этот период в китайском обществе происходят преобразования, возникают новые социальные классы.

Одной из самых важных реформ в сфере семьи и брака становится принятие закона КНР о браке 10 сентября 1980 года (принят Третьей сессией Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва), который устанавливал следующие положения:

контроль над рождаемостью (впервые говорится о планировании деторождения);

повышен брачный возраст: для мужчин- 22 года, для женщин- 20 лет (ст.5)

Государством поощряется позднее вступление в брак и позднее рождение ребенка;

защита законных прав и интересов пожилых людей;

запрет на браки в случае родства по боковой линии до 3 поколения (ст.6);

обязательная регистрация брака в местных административных органах (ст.7);

закрепление обязанностей членов семьи по отношению друг к другу;

положение родителей как законных представителей своих детей;

свободное право супругов расторгнуть свой брак (но сначала обязательна процедура примирения);

расширение правовой ответственности родителей за несоблюдение норм закон (например, уплата алиментов).

В законе о браке 1980 года отсутствуют положения о запрете брать наложниц; о приеме в семью девочек, в качестве будущих жен для сыновей; о запрете вдовам на вступление в брак, в силу того, что эти обычаи были искоренены.

Данный закон способствовал дальнейшему укреплению демократической системы заключения браков и семейных отношений, закрепленных в законе о браке 1950 года.

Впоследствии, были приняты документы, в дополнение к существующему законодательству:

— 1986 год — общие положения гражданского права КНР, в которых говорится о механизме установления опеки;

— 1992 год — закон КНР об усыновлении;

— 1989 и 1993 года — Верховный народный суд опубликовал 4 судебных решения об основаниях для вынесения решения о разводе, незарегистрированных браках, содержания детей после развода и разделе имущества после развода.

В 1982 году на XII Всекитайском собрании народных представителей лидерами коммунистической партии Китая была поставлена цель удержать население страны на уровне 1,2 млрд. человек посредством политики ограничения рождаемости. Хотя, в середине 1980-х годов происходит ослабление политики «Одна семья – один ребенок»: разрешалось в сельской местности иметь второго ребенка. Затем, в 2013 году Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял решение о смягчении политики ограничения рождаемости: семьям разрешено заводить двух детей, в том случае, если отец и мать были единственными детьми у своих родителей, а также разрешается крестьянским семьям заводить второго ребенка, если первой родилась девочка. Данное решение связано с уменьшением численности трудоспособного населения и старением населения.

Конец ХХ века – период единого индустриального общества, в котором гармонично сочетаются свобода индивида с обще-социальными нормами и ценностями. Этот период характеризуется: сокращением количества поколений, проживающих вместе, а также уходом клановости семей в прошлое.

Существовало несколько мнений по поводу причин изменений китайской семьи. Так, одни социологи придерживались теории, согласно которой в процессе модернизации утрачиваются традиционная значимость семьи. Другие считали, что сильное влияние на институт семьи оказывает тенденция к глобализации.

Рассмотрим 5 основных подходов к исследованию семьи:

Историческо-культурологический подход, в котором семья рассматривается в качестве активного элемента общества;

Прогностический подход изучает проблемы китайской семьи и выявление ее роли в условиях модернизации экономики, основываясь на учения западных ученых (Дж. Локк, У.Дж. Гуда и др.);

Традиционный подход, противоположный прогностическому, основывается на традиционной культуре Китая, которая проявляется именно в старших поколениях, придерживающихся концепции «сяо»(сыновья почтительность), согласно которой старший в семье всегда является примером для подражания;

Структурно-традиционалистский подход, который рассматривает традиционализм через призму настоящего времени, то есть изучает процессы, происходящие в обществе в системе традиций и модернизации;

Теория экономики семьи, в которой говорится о регулировании семьями своего экономического положения, путем создания браков «взаимного благополучия».

Сейчас в Китае существует многообразие форм семьи.

В первую очередь, это достаточно традиционные семьи типа «4-2-1» (один ребенок, молодые родители, бабушки и дедушки по обеим сторонам).

Во-вторых, достаточно новая для Китая форма семьи – нуклеарная или малая семья, которая включает в себя два поколения: родители и экономически несостоятельные дети;

В процессе глобализации и демократизации общества появилась еще одна форма семьи DINK(«double income and no kids» — двойной доход без детей). Все больше и больше семей сознательно отказываются иметь детей. В 90-е годы процент женщин по Китаю, добровольно отказывающихся рожать составлял 10%, и уже в 2000 году около 20 % молодых женщин не хотят иметь детей (в отдельных районах Китая).

Часть населения Китая, выбирающая в качестве ориентира семью типа DINK, руководствуются следующими принципами:

— омолаживание;

— высокий уровень знания;

— высокий доход.

Причинами к появлению и формированию нового репродуктивного поведения китайской молодежи послужили следующие факторы:

Государственная политика ограничения рождаемости, которая не могла не сказаться на отношении молодежи к детям;

Активная пропаганда ответственности каждого за свое обеспечение в старости;

Появление новых специфических потребительских установок, изменяющих семейный быт, формирующих образ жизни молодой городской семьи, которая в корне отличается от традиционного типа;

Влияние СМИ, ориентирующие на определенный тип внутрисемейного потребления и отношения к детям.

По этим же причинам в Китае растет доля неполных семей, которые состоят из одного из супругов и детей.

Таким образом, в обществе происходит переоценка ценностей, смена ориентиров и изменение мотивации поведения молодежи в семейной сфере.

Стоит отметить, что Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял решение о смягчении политики ограничения рождаемости: семьям разрешено заводить двух детей, в том случае, если отец и мать были единственными детьми у своих родителей, а также разрешается крестьянским семьям заводить второго ребенка, если первой родилась девочка. Данное решение связано с уменьшением численности трудоспособного населения и старением населения.

Вывод периода:

Одним из самых важных событий конца ХХ века было принятие закона о браке 1980 года, который наиболее полно закреплял демокра  ические принципы организации семьи и брака. Однако формирование семей по западному типу ведет к постепенному «размыванию» традиционности семьи: размер семьи становится все меньше, создание семьи откладывается на более поздние сроки.

Конец ХХ века – период переосмысления места человека в обществе и в государстве, в целом. Переход Китая к рыночной экономике, становление правового государства повлекли за собой возрастание роли и значения личности в обществе, раскрытие ее индивидуальных способностей, а также потенциала в семейных отношениях.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что ХХ век стал для истории Китая периодом коренных изменений, как в самом государстве, так и в сознании народа. На протяжении всего ХХ века государство старалось развивать и совершенствовать китайское право, прежде всего, право, регулировавшее семейные отношения. Ведь именно семья является первичным элементом в процессе социализации личности, культурным образцом поведения, передаваемым из поколения в поколение.

Постепенно традиционные ценности и установки стали уходить в прошлое, и развитие китайской семьи все больше подвергается общемировым тенденциям. Так, начиная с первой четверти ХХ века, вступление в брак больше не расценивается как обязательное условие существования. Многие молодые люди предпочитают и вовсе не связывать себя узами брака. Изменилось и отношение молодых людей к рождению детей, которые сознательно отказываются от рождения детей, что является результатом политики государства «одна семья – один ребенок». Несмотря на многочисленные изменения в институте семьи и брака, значение семьи и родственных связей не отвергается общественным сознанием: молодое поколение всё еще рассматривает создание семьи, как необходимый этап жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *