2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
Практическое исследование проводилось на базе относительно небольшой строительной организации ООО «Надстройка».
Согласно ОКВЭД, организация выполняет следующие виды деятельности:
Основной вид деятельности 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий»
Дополнительные виды деятельности
43.99. Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки
43.21. Производство электромонтажных работ
43.39. Производство прочих отделочных и завершающих работ.
ООО «Надстройка» — строительная компания, выполняющая все виды строительных работ.
Стратегия работы компании ООО «Надстройка» нацелена на развитие. Свое предпочтение ООО «Надстройка» отдает монолитному строительству (парковки), использует металлический каркас (жилой дом на ул. Романова), сборный железобетон (торговый комплекс на Ленинском рынке). В строительстве используют только современные и качественные материалы, например пенобетон. Пенобетон является экологически чистым строительным материалом, так как состоит только из натуральных компонентов.
С 2001 года строительство в основном ведётся за счёт собственных средств или средств дольщиков, и только 5% осуществляется за счёт инвестиционных вложений.
Организационная структура представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Структура управления строительной деятельностью
Организационная структура является линейно—функциональной. Данная структура подходит для применения в крупных организациях, которые отличаются разнообразием деятельности. Руководители всех уровней получают задания от функциональных руководителей и в своем структурном подразделении являются линейными руководителями. Исполнители находятся в подчинении только у одного руководителя.
В линейно-функциональной структуре ООО «Надстройка» присутствуют 6 основных подразделений: отдел продаж, бухгалтерия, юридический отдел, планово-экономический отдел, строительный (производственный) отдел. Не все подразделения полностью укомплектованы кадрами, однако, данная структура в перспективе может быть использована при расширении компании до более крупных размеров.
Далее проведем анализ динамики основных финансово-экономических показателей ООО «Надстройка».
Производство строительно-монтажных работ ООО «Надстройка» осуществляет, как генеральный подрядчик выполняет своими силами и средствами привлеченных подрядчиков.
В табл. 2.1 представлена динамика основных экономических показателей деятельности ООО «Надстройка» за 2016 – 2018 гг.
Таблица 2.1 — Основные финансовые результаты деятельности ООО «Надстройка» за 2016 – 2018 гг.
Показатель | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | Изменение 2017 — 2018 | ||||
сумма, т.р. | удельный вес, % | сумма, т.р. | удельный вес, % | сумма, т.р. | удельный вес, % | абсолютное | относительное, % | |
Выручка от продаж | 347625 | 100 | 362844 | 100 | 291349 | 100 | -71495 | 79,30 |
от строительной деятельности | 172018 | 49,48 | 125021 | 34,46 | 124999 | 42,90353 | -22 | 99,98 |
от проектной деятельности | 120501 | 34,66 | 110211 | 30,37 | 111240 | 38,18101 | 1029 | 100,93 |
прочие виды работ (услуг) | 55112 | 15,85 | 54110 | 14,91 | 55110 | 18,91546 | 1000 | 101,85 |
Чистая прибыль | 122876,5 | 100,00 | 95881,2 | 100,00 | 94771,33 | 100,00 | -1109,91 | 98,84 |
от строительной деятельности | 51603,6 | 42,00 | 25004,2 | 26,08 | 23749,81 | 25,06 | -1254,39 | 94,98 |
от проектной деятельности | 60250,5 | 49,03 | 59513,9 | 62,07 | 59999,52 | 63,31 | 485,58 | 100,82 |
прочие виды работ (услуг) | 11022,4 | 8,97 | 11363,1 | 11,85 | 11022 | 11,63 | -341,1 | 97,00 |
Следует отметить снижение выручки от реализации в 2018 году на 20,7% по сравнению с 2017 годом, что является негативным моментом и отражает тенденции, характерные для всей строительной отрасли. Однако, сам факт сохранения прибыли, хоть и со снижением на 1,16% является важным моментом для организации, при этом, следует выделить рост доли прибыли от проектной деятельности и увеличение ее доли с 62,07% в общем объеме прибыли в 2017 году до 63,31% — в 2018 году. Проектная деятельность требует достаточно высокого кадрового потенциала, как и другие виды деятельности.
Далее проведем анализ кадрового состава ООО «Надстройка».
Общая динамика численности работников приведена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Динамика численности персонала ООО «Надстройка» в 2016-2018 гг
Показатель | Период | Темп роста, % | ||||
2016 | 2017 | 2018 | 2017/2016 | 2018/2017 | 2018/2016 | |
Численность на начало года | 22 | 24 | 21 | 109,09 | 87,50 | 95,45 |
Численность на конец года | 24 | 21 | 20 | 87,50 | 95,24 | 83,33 |
Среднесписочная численность | 23 | 22,5 | 20,5 | 97,83 | 91,11 | 89,13 |
Можно отметить снижение численности персонала в 2018 году по отношению к 2016 на 10,87% данная ситуация связана с тем, что отрасль испытывает кризис, приходится предпринимать политику сокращения персонала. Однако, данная ситуация не является позитивным моментом, поскольку строительной организации важно сохранять свой кадровый потенциал, от которого напрямую зависит качество работ.
Таблица 2.3 — Распределение по категориям персонала за период с 2016 по 2018 годы, чел.
Категория персонала | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | Темп роста, % | ||
2017/2016 | 2018/2017 | 2018/2016 | ||||
Руководители | 5 | 6 | 5 | 120,00 | 83,33 | 100,00 |
Специалисты | 12 | 10 | 9 | 83,33 | 90,00 | 75,00 |
Рабочие (ключевые, состоящие в штате) | 7 | 5 | 6 | 71,43 | 120,00 | 85,71 |
Численность, всего | 24 | 21 | 20 | 87,50 | 95,24 | 83,33 |
Согласно таблице 2.3, общая численность работников ООО «Надстройка» за период с 2016 по 2018 годы менялась незначительно. Наибольшая динамика наблюдалась по категории «специалисты» (с 12 чел в 2016 году до 9 в 2018). Данная ситуация обычна для современных организаций, однако уход специалистов может стать негативным моментом для организации, поскольку управленческий ресурс и ресурс специалистов (инженеров, сметчиков, проектировщиков) – один из наиболее важных в строительной отрасли.
К специалистам относятся проектировщики, инженеры, бухгалтеры и т.д., их процент достаточно высок, поскольку выполнение задач, связанных с производством строительно-монтажных и проектных работ, требует участия квалифицированных специалистов, а исследуемая организация стремится принимать нужных специалистов в штат, чтобы повысить эффективность труда. и выполнять все виды строительных работ, в том числе, многоэтажное строительство, монтаж трубопровода, канализации и т.д.
Динамика структуры персонала по полу представлена в таблица 2.4.
Таблица 2.4 – Динамика персонала ООО «Надстройка» в 2016 – 2018 гг.
Категория персонала | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | Темп роста | ||
2017/2016 | 2018/2017 | 2018/2016 | ||||
Мужчины | 17 | 16 | 15 | 94,12 | 93,75 | 88,24 |
Женщины | 7 | 5 | 5 | 71,43 | 100,00 | 71,43 |
Итого | 24 | 21 | 20 | 87,50 | 95,24 | 83,33 |
Можно сделать вывод о том, что преимущественно в компании работают мужчины, что естественно для подобного рода организаций (их доля более 75% в 2017 и 2018 годах). Можно, при этом, отметить, что доля женщин в структуре персонала увеличивается с 23,17% в 2017 году до 25% — в 2018 году. Женщины в основном занимают должности специалистов, но некоторое количество задействовано в отделочных работах. Анализ возрастного состава работников за период с 2016 по 2018 годы представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Возрастной состав работников ООО «Надстройка» за период с 2016 по 2018 годы, чел.
Возраст персонала | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Абсолютное изменение, чел. | Темпы роста, % | |||||
Чел. | Удельный вес, % | Чел. | Удельный вес, % | Чел. | Удельный вес, % | 2017/ | 2018/ | 2017/ | 2018/ | |
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | |||||||
18-25 | 3 | 12,50 | 2 | 9,52 | 2 | 10,00 | -1 | 0 | 66,67% | 100,00% |
26-35 | 5 | 20,83 | 4 | 19,05 | 4 | 20,00 | -1 | 0 | 80,00% | 100,00% |
36-45 | 7 | 29,17 | 6 | 28,57 | 6 | 30,00 | -1 | 0 | 85,71% | 100,00% |
46-55 | 5 | 20,83 | 6 | 28,57 | 5 | 25,00 | 1 | -1 | 120,00% | 83,33% |
Свыше 55 | 4 | 16,67 | 3 | 14,29 | 3 | 15,00 | -1 | 0 | 75,00% | 100,00% |
Всего | 24 | 100,00 | 21 | 100,00 | 20 | 100,00 | -3 | -1 | 87,50% | 95,24% |
Таким образом, персонал организации представлен преимущественно работниками среднего возраста и возраста старше среднего (доля сотрудников старше 46 лет – 40% в 2018 году и работниками среднего возраста. Это обусловлено специфическим характером работы в ООО «Надстройка», для которого свойственна работа специалистов, имеющих опыт, давно работающих на рынке, помимо этого, достаточно сложно найти молодых специалистов строительной отрасли (сметчиков, инженеров и др.) обладающих высокой квалификацией. Можно сделать вывод о том, что большинство работников находятся в трудоспособном возрасте, что является позитивной тенденцией, однако отсутствие притока молодых кадров не позволяет формировать кадровый резерв, обеспечивать будущее коллектива ООО «Надстройка», помимо этого, снижается работоспособность сотрудников.
Таким образом, проведенный анализ обеспеченности предприятия персоналом, анализ должностного, возрастного и полового состава работников показал, что использование персонала в ООО «Надстройка» является успешным, но имеет слабые внутренние резервы для дальнейшего развития, т.к. коллектив персонала стареет, а количество молодых специалистов – сокращается.
Анализ качественного состава персонала предприятия по уровню образования представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 — Распределение работников ООО «Надстройка» по уровню образования
Образование | 2016 | 2017 | 2018 | Абсолютное изменение, чел. | Темпы роста, % | |||||
Чел. | Удельный вес , % | Чел. | Удельный вес,% | Чел. | Удельный вес, % | 2017/ | 2018/ | 2017/ | 2018/ | |
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | |||||||
Общее среднее | 2 | 8,33 | 1 | 4,76 | 0 | 0,00 | -1 | -1 | 50,00% | 0,00% |
Начальное профессиональное | 2 | 8,33 | 2 | 9,52 | 2 | 10,00 | 0 | 0 | 100,00% | 100,00% |
Среднее профессиональное | 8 | 33,33 | 6 | 28,57 | 4 | 20,00 | -2 | -2 | 75,00% | 66,67% |
Высшее | 12 | 50,00 | 12 | 57,14 | 14 | 70,00 | 0 | 2 | 100,00% | 116,67% |
Всего | 24 | 100,00 | 21 | 100,00 | 20 | 100,00 | -3 | -1 | 87,50% | 95,24% |
Как видно из таблицы 2.6, численность работников с высшим образованием достаточно велика, это в основном руководители и специалисты, поскольку в строительной отрасли высшее образование часто является важным элементом, необходимым для членства в саморегулируемой организации. Позитивным моментом является большое количество работников (около 30%) со средним специальным образованием, что позволяет значительно повысить качество работ. Негативным моментом можно назвать то, что часть рабочих имеет высшее образование, поскольку это может быть признаком неэффективного использования персонала. Количество работников, имеющих только общее среднее и начальное профессиональное постепенно снижается во всех категориях работников, что можно считать положительным моментом.
Показатели структуры персонала по стажу работы представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Структура персонала ООО «Надстройка» по стажу работы в 2016-2018 годах
Стаж работы персонала | 2016 | 2017 | 2018 | Абсолютное изменение | Темпы роста, % | |||||
Чел. | Удельный вес, % | Чел. | Удельный вес, % | Чел. | Удельный вес, % | 2017/ | 2018/ | 2017/ | 2018/ | |
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | |||||||
До года | 1 | 4,17% | 1 | 4,76% | 1 | 5,00% | 0 | 0 | 100,00% | 100,00% |
1-5 | 6 | 25,00% | 4 | 19,05% | 5 | 25,00% | -2 | 1 | 66,67% | 125,00% |
5-10 | 9 | 37,50% | 8 | 38,10% | 7 | 35,00% | -1 | -1 | 88,89% | 87,50% |
10-20 | 6 | 25,00% | 6 | 28,57% | 6 | 30,00% | 0 | 0 | 100,00% | 100,00% |
Свыше 20 | 2 | 8,33% | 2 | 9,52% | 1 | 5,00% | 0 | -1 | 100,00% | 50,00% |
Всего | 24 | 100,00% | 21 | 100,00% | 20 | 100,00% | -3 | -1 | 87,50% | 95,24% |
Можно отметить движение персонала практически во всех категориях персонала, однако больше всего изменяется численность в категории со стажем от 1 до 5 лет, специалисты данной категории «не задерживаются» в организации, что может свидетельствовать о проблемах с закреплением работников.
Таким образом, можно сделать вывод об относительно высоком уровне образования работников ООО «Надстройка» и о постоянном его повышении, что с одной стороны обусловлено требованиями рыночной конъюнктуры, а с другой, является мощнейшим внутренним резервом для увеличения конкурентоспособности ООО «Надстройка».
В целом, структура персонала по уровню образования оптимальна, поскольку обязательное требование к высшему образованию для всех работников – излишне и требует дополнительных затрат со стороны работодателя.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основном штатном составе ООО «Надстройка» наблюдается достаточно интенсивное движение персонала, причем основными причинами внешнего движения (ухода из организации) является собственное желание (фактор текучести кадров) и увольнение за нарушение трудовой дисциплины, что является негативным моментом и свидетельствует о неких внутренних конфликтах, что может быть вызвано самим процессом труда. Снижение эффективности работы может быть обусловлено низкой эффективностью взаимодействия организации с органами власти, в том числе – органами местного самоуправления.
2.2 Анализ потребности в обучении персонала организации
Рассмотрим какие направления обучения персонала, проводились в ООО «Надстройка» в 2016-2018 гг. (таблица 2.8)
Таблица 2.8 – Направления обучения персонала в ООО «Надстройка» в 2016-2018г.
Направления и виды обучения | 2016 | 2017 | 2018 | |||
чел | % | чел | % | чел | % | |
Включение в профессию | 4 | 40,0 | 3 | 42,86 | 3 | 50,00 |
Получение общих знаний по строительству | 2 | 20,0 | 2 | 28,57 | 1 | 16,67 |
Тренинг «Искусство дизайна» | 2 | 20,0 | 1 | 14,29 | 1 | 16,67 |
Информирование о новых способах строительства и т.д. | 2 | 20,0 | 1 | 14,29 | 2 | 33,33 |
Обучено всего | 10 | 100,0 | 7 | 100,00 | 6 | 100,00 |
Наибольшее количество обученного персонала приходилось на 2016 г. То есть можно сделать вывод, что общее количество обученных по всем видам обучения в 2016 г. повысилось.
Из таблицы 2.8 видно, что полностью персонал не охвачен обучением: на «информирование о новых способах строительства и т.д.» — 33,33% в 2018 году. Второе по востребованности обучение приходится на тренинги «Искусство дизайна» — 16,67%. И замыкает этот список индивидуальное обучение на получение общих знаний по строительству – 16,67,8%.
Можно сделать обобщающий вывод, что персонал обучается методами внутреннего обучения без отрыва от производства как правило – более опытными работниками и руководителями и собственными силами. То есть элементы системы обучения все-таки имеют место быть, но не на постоянной основе.
На продвижение персонала само обучение практически не сказывается, а самообучение персонала никак не поощряется. Статистика самообучения не ведется и управления знаниями поставлено слабо.
В целях оценки существующего и желаемого уровня профессионального развития персонала ООО «Надстройка» было проведено анкетирование сотрудников. Анкета представлена в Приложении А, численность опрошенных – 15 человек.
На рисунке 2.2 представлено мнение сотрудников о необходимости получать дополнительное образование.
Рисунок 2.2 — Мнение сотрудников о необходимости получать дополнительное образование, %
Большинство сотрудников склонно считать важным проходить обучение и курсы повышения квалификации по текущей деятельности.
На рисунке 2.3 представлено мнение сотрудников о том, какие методы применяются для обучения сотрудников ООО «Надстройка»
Рисунок 2.3 — Мнение сотрудников о том, какие методы применяются для обучения сотрудников в ООО «Надстройка», %
По результатам анкетирования выявлено, что в ООО «Надстройка» в основном применяются такие методы, как чтение лекций, семинары и инструктаж (75%).
На рисунке 2.4 представлено мнение сотрудников о том, какой вид обучения они предпочитают.
Рисунок 2.4 — Мнение сотрудников о предпочтительных методах обучения сотрудников ООО «Надстройка», %
Бoльшая часть сoтpyдникoв (70%) пpедпoчитает активные метoды oбyчения, тo есть: делoвые игpы, тpенинги, кoнсyльтации. Данные метoды имеют дoстатoчнo шиpoкий pяд пpеимyществ:
а) близoсть к pеальнoй пpoфессиoнальнoй деятельнoсти yчастникoв;
б) вoзмoжнoсть изyчать пpoблемнyю ситyацию всестopoнне;
в) высoкая включеннoсть и мoтивация yчастникoв;
г) oбyчает pабoтать с инфopмацией;
д) oбеспечивает хopoшие вoзмoжнoсти для oбpатнoй связи;
е) пеpенoс пoлyченных знаний в пpактическyю деятельнoсть;
ж) высoкая активнoсть yчащихся.
На рисунке 2.5 отражено сooтнoшение мнений oпpoшенных oтнocительнo yдoвлетвopеннocти кaчеcтвoм oбyчения.
Рисунок 2.5– Оценка удовлетворенности сотрудников качеством обучения, %
Большинство опрошенных (53%) cчитaет, чтo нa курсах излагают устаревшую информацию, также отсутствуют современные технические средства и не обновляется техника.
На рисунке 2.6 представлено мнение сотрудников о возможности применения полученных знаний.
Рисунок 2.6 – Оценка сотрудниками возможности применения полученных знаний, %
Большинство респондентов частично применяют полученные знания. Есть и такие кто вообще не применяет полученные знания, что свидетельствует о низкой эффективности обучения.
На рисунке 2.7 представлено мнение сотрудников о наличии системы поощрений за прохождение обучения.
Рисунок 2.7 – Оценка сотрудниками наличия системы поощрений за прохождение обучения, %
Как отмечает большинство сотрудников в организации имеется система поощрений за прохождение обучения. Но 30% убеждены, что данная система отсутствует, что свидетельствует о недостаточной эффективности просветительской деятельности.
Следует отметить, что руководство поощряет обучение похвалой, но какого-либо другого поощрения не производится.
На рисунке 2.8 отражено мнение респондентов о компетентности тех, кто их обучает (назовем их «наставники», хотя положения о наставничестве в организации нет, просто старшему сотруднику дается задание «обучать» новичка, при этом сотрудник не получает за это дополнительного вознаграждения).
Рисунок 2.8 – Мнение респондентов о компетентности наставников, %
На вопрос, насколько наставник бывает компетентен в процесс обучения со своими подопечными респонденты ответили следующим образом: 35% считают, что наставники недостаточно компетентны в своем деле, 45% считают, что наставники не компетентны в процессе обучения и не передают своим подопечным нужную информацию и не обучают необходимым навыкам и 20% считают, что наставники проводят обучение хорошо и компетентны в вопросах обучения.
Таким образом, в результате проведенного анкетирования мы можем сказать, что сотрудники ООО «Надстройка» заинтересованы в проводимом обучении, а так же в прохождении курсов повышения квалификации. Но несмотря на это в организации недостаточно сформирован механизм управления профессиональным развитием, поскольку не все сотрудники применяют полученные знания на практике, а так же осведомлены о наличии системы поощрений.
2.3 Оценка уровня функционирования элементов системы обучения персонала организации
Специалист по управлению персоналом ООО «Надстройка» играет важную роль в системе обучения персонала организация. Он:
- организует мероприятия по анализу эффективности кадровой политики предприятия;
- анализирует потребность в персонале с учетом развития организации;
- осуществляет контроль над соблюдением штатной дисциплины;
- ежемесячно осуществляет анализ обеспеченности предприятия персоналом;
- организует мероприятия по поиску и подбору кадров;
- контролирует своевременность и правильность оформления трудовых отношений;
- руководит разработкой графика отпусков на следующий год и предоставляет на утверждение генеральному директору не позднее 12 декабря текущего года;
- контролирует исполнение регламента по введению в должность;
- организует работу по повышению квалификации персонала;
- осуществляет работу по определению потребности в обучении;
- контролирует своевременность оформления кадровой документации по кадровому перемещению.
Рассмотрим документы, которые регулируют обучение персонала и развитию персонала в ООО «Надстройка»:
- стандарт «Обучение и повышение квалификации персонала»;
- положение о наставничестве;
- положение о кадровом резерве;
- планы по обучению и развитию персонала.
Планы по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов составляются по результатам ежегодной аттестации и планового тестирования знаний.
Система обучения включает в себя подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
Профессиональное обучение работников в системе непрерывного профессионального образования кадров носит непрерывный характер и проводится в течение всей трудовой деятельности работника с целью последовательного расширения и углубления профессиональных знаний, совершенствования мастерства в соответствии с меняющимися требованиями производства.
Профессиональное обучение на базе основного общего и полного общего среднего образования осуществляется по всем основным направлениям производственной деятельности.
Система непрерывного обучения кадров осуществляется с отрывом и без отрыва от производства и представляет следующие виды обучения:
— подготовка новых работников из лиц, не имеющих профессии;
— переподготовка (переобучение);
— обучение вторым (смежным) профессиям;
— повышение квалификации.
В процессе «Обучение и повышение квалификации сотрудников», наибольший акцент делается на планирование и развитие соответствующих компетенций персонала, которые нужны сотруднику:
- для повышения эффективности его работы непосредственно на рабочем месте;
- для выполнения планируемых работ, задач, функций, связанных с внедрением новых технологий, новыми реализуемыми проектами в подразделениях, являющихся местом работы сотрудника;
- для выполнения перспективных функций и задач в будущем, на возможных планируемых его новых рабочих местах при ротации кадров.
Рассмотрим особенности выполнения планов по обучению персонала (таблица 2.9).
Таблица 2.9 – Выполнение планов обучения персонала ООО «Надстройка» в 2016 – 2018 гг
Вид обучения | 2016 | 2017 | 2018 | соотношение план/факт, % | |||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | 2016 | 2017 | 2018 | |
В техникумах | 5 | 3 | 6 | 2 | 2 | 60,00 | 33,33 | 0,00 | |
В технических школах | 7 | 4 | 6 | 4 | 4 | 3 | 57,14 | 66,67 | 75,00 |
В вузах | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 50,00 | 66,67 | 0,00 | |
ИТОГО | 16 | 9 | 15 | 6 | 8 | 3 | 56,25 | 40,00 | 37,50 |
Можно сделать вывод о том, что в исследуемой организации не выполняется план по обучению в различных учебных заведениях, так в 2016 году план выполнен на 56,25%, в 2017 – 40%, а в 2018 – 37,5%. Данная ситуация является явным «пробелом» в системе обучения персонала ООО «Надстройка» и требует решения, поскольку ухудшает кадровые показатели и не способствует развитию трудового потенциала организации. Проблемой является отсутствие обучения в вузах.
Далее рассмотрим особенности обучения работников по видам обучения (впервые, вторым профессиям и т.д.).
Таблица 2.10 – Выполнение планов по обучению для профессий ООО «Надстройка» в 2016-2018 гг.
Вид обучения | 2016 | 2017 | 2018 | Соотношение план/факт, % | |||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | 2016 | 2017 | 2018 | |
Обучено впервые | 5 | 3 | 6 | 4 | 5 | 3 | 60,00 | 66,67 | 60,00 |
Обучено в порядке переподготовки | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 | 75,00 | 33,33 | 0,00 | |
Обучено вторым профессиям | 7 | 3 | 6 | 1 | 2 | 42,86 | 16,67 | 0,00 | |
итого | 16 | 9 | 15 | 6 | 8 | 3 | 177,86 | 40,00 | 37,50 |
По данным таблицы 2.10 видно, что в план по обучению также не выполняется, причем показательно, что обучение вторым профессиям, переподготовка не проводятся, что может привести к сбоям в работе организации, снижении эффективности труда.
План подготовки и переподготовки кадров массовых профессий выполнен в 2018 году на 37,5%, план 8 чел., факт 3 чел. в том числе по учебным заведениям:
Таким образом, проведенный анализ системы обучения персонала ООО «Надстройка» позволил сделать ряд выводов:
- в организации разработаны все необходимые нормативные документы, регламентирующие развитие различных категорий работников;
- процессы обучения персонала от приема до карьерного продвижения регламентированы нормативными документами;
- основным субъектом обучения персонала является специалист по кадрам.
Однако, в ходе анализа был выявлен ряд недостатков, а именно:
- субъект системы обучения персонала не может работать с должной эффективностью в силу нарушения норм управляемости;
- наблюдается несоответствие плановых показателей обучения персонала по различным категориям, по массовым профессиям наблюдается недовыполнение плана, по руководителям и специалистам – перевыполнение, причем данные факты имеют тенденцию повторяться;
- в организации присутствуют «карьерные тупики» должностное перемещение не наблюдается, что является важным фактором демотивации работников.