Одним из самых важных механизмов, который позволяет государству осуществлять социально-экономическое регулирование, является финансовый механизм, который реализуется посредством финансовой системы государства. Центральным звеном финансовой системы любого государства является бюджет. Прежде чем переходить к описанию принципов и особенностей бюджетов субъектов федеративных государств, необходимо определить сущность и соотношение основных понятий, которые будут использованы в работе в дальнейшем: «бюджет», «бюджетная система», «бюджетное устройство».
В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления. Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Существует также подход, который характеризует бюджет как юридически оформленный финансовый план страны, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.
В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.
«Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.» Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Согласно определению, данному коллективом авторов под ред. А.Г. Грязновой и Е.В. Маркиной, «бюджетная система любого государства представляет собой совокупность бюджетов государственно-территориальных и административно-территориальных образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством». Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Необходимо отметить, что определяющим фактором при построении бюджетной системы государства является форма территориально-политического устройства страны (унитарная или федеративная), которая определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы государственной власти, а также основы разграничения полномочий между ними.
Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон.
Политический принцип федерализма заключается в конституционном распределении между сторонами федеративного образования принадлежащих им по праву властных полномочий в реализации единой политики при обеспечении целостности составных единиц Федерации.
Экономический принцип федерализма состоит в разделении полномочий в отношениях собственности, в разработке и реализации денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной, инвестиционной политики между Федерацией и ее субъектами.
Федеративные системы характеризуются рядом признаков: наличием иерархии; четко сформулированными полномочиями каждого из уровней управления; установленной автономией и регламентированным суверенитетом каждого из уровней.
Конкретные формы федерализма в каждой стране периодически видоизменяются. Это относится как к разграничению предметов ведения и полномочий между уровнями власти, так и реформам в области бюджетов и налогов.
Государство на всех стадиях бюджетного процесса, используя установленные принципы, методы и способы формирования бюджетных доходов и расходов, формирует бюджетные взаимосвязи, определяет пропорции распределения централизованных ресурсов и методы их использования.
Принципы бюджетной системы России, определяющие признаки бюджетного федерализма, перечислены в пятой главе Бюджетного кодекса:
1) Единства бюджетной системы (БК РФ, Ст. 29), который отражает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.
2) Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы (БК РФ, Ст. 30): означает законодательное закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение соответствующих полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами.
3) Самостоятельности бюджетов (БК РФ, Ст. 31.), включающий в себя:
— право и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов, эффективность использования бюджетных средств и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
— право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
— недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
— право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
— недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
В условиях действия принципа самостоятельности консолидированные бюджеты имеют ограниченное применение. Они не утверждаются представительными органами государственной власти, либо органами местного самоуправления, и используются исключительно для расчетов и анализа.
4) Равенства бюджетных прав субъектов и муниципальных образований (БК РФ, Ст. 31.1.), что означает единство требований и принципов по соблюдению бюджетного законодательства для всех субъектов РФ.
5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (БК РФ, Ст. 32.), означающий, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
6) Сбалансированности бюджета (БК РФ, Ст. 33.), который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
7) Подведомственности расходов бюджетов (БК РФ, Статья 38.1.), который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.