На этапе формирующего эксперимента нами была разработана коррекционно – развивающя программа.
Задачи данной программы:
создать условия для взаимопонимания между девочками и мальчиками;
научить детей видеть положительные качества девочек и мальчиков;
развивать у девочек и мальчиков умение дружить, формировать позитивное отношение друг к другу.
План данной коррекционно – развивающей программы представлен в Приложении №1. Представим фрагменты из этой программы.
Занятие №1. «Мальчики и девочки».
Каждое наше занятие мы начинали с релаксационной паузы. Для того, чтобы дать детям немного отдохнуть в начале занятия, около двух минут полежать на парте. При этом мы включали медленную спокойную музыку и говорили: «Представьте, что Вы маленькие снежинки, которые легли на землю и спокойно отдыхают. А теперь снежинки постепенно просыпаются, встают, потягиваются, кружатся в воздухе. Дети выполняют произвольные движения. Первыми за парты садятся хрупкие и маленькие снежинки – это девочки, а потом уже мальчики – снежинки большие.
Далее на этом занятии мы знакомили детей с правилами этикета.
Мы задали им вопрос: «Как вы думаете, почему девочек я попросила сесть первыми?»
Ответы детей: «Так как есть правило, что мальчики ждут, когда девочки займут свои места.
«А какие еще правила этикета Вы знаете? Как мальчик должен вести себя по отношению к девочкам?»
«Помочь ей встать, отодвинув стул».
«Уступить девочке дорогу, открыть дверь».
При этой беседе мы заметили, что дети, в основном, знают правила поведения, но не стремятся их выполнять в реальной жизни.
По ходу беседы мы корректировали и дополняли высказывания детей, для расширения их знаний о правилах этикета.
Далее мы предложили детям упражнения на выполнение правил этикета. Например, подать стул девочке, уступить дорогу, что – то попросить, культурно обратившись.
Дети выполняли это задание, разбившись на пары. Но, было заметно, что выбирают мальчики мальчиков, а девочки – девочек.
Итак, «Почему же мальчику необходимо, проявлять уважение к девочек, защищать ее»?
Ответы детей были следующими: «Девочки слабее мальчиков», «Тяжелее переносят боль».
Далее мы обобщили ответы детей, сказав, что мальчики должны понимать, что девочки отличаются своим поведением от них, потому что лучше стараться прощать им слабости, а иногда, и не замечать недостатков в их поведении.
На этапе закрепления мы предложили им игру «Волшебный цветок».
Под музыку по рядам передается цветок. Как только музыка останавливается и у кого в руках остался цветок, должны сказать свое доброе пожелание или совет противоположному полу.
Мы заметили, что многие дети стеснялись что – либо говорить, поэтому мы не принуждали их это делать.
Несмотря на то, что девочки и мальчики отличаются, в советах много общего. Теперь важно, чтобы все эти пожелания друг другу вами выполнялись в повседневной жизни, чтобы каждый из вас стремился стать лучше.
Занятие №2. «Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?»
Дети входят в класс и садятся за парты по своему желанию.
Далее дети совместно с психологом определяют тему занятия.
Психолог: «Вы заметили, как вы сели?
Дети: «мальчик с мальчиком, девочка с девочкой.
На доске вывешиваются разнообразные картинки с изображением девочек и мальчиков.
«Рассмотрите картинки. Кто главные герои?»
Дети: «Ребята, мальчики, девочки».
«Назовите два ключевых слова темы».
«Мальчики и девочки».
На доске вывешивается надпись: Девочки и Мальчики.
Психолог: «Ребята, почему вы так сели?»
Дети: «Мы не понимаем друг друга, часто ссоримся».
Психолог: «Рассмотрите иллюстрации. Назовите ключевые слова».
Дети: «Ссора и дружба».
На доске надпись: Дружить или ссориться?
Далее психолог подводит итог словами: «Сегодня, мы будем учиться понимать друг друга, договариваться, принимать совместные решения, делать выводы, работать в парах».
Упражнение «Найти сходства и различия».
Выходят по желанию мальчик и девочка. Им предлагается назвать их общие признаки. Ответы были следующего содержания: «Мы дети, одноклассники, люди, друзья». Найти отличия: «Пол, рост, вес, цвет волос, интересы».
Упражнение «Дорога в школу».
К доске мы вызывали три мальчика и три девочки по желанию. Им необходимо было нарисовать свою дорогу в школу в течение 5 минут.
Далее, остальные дети делали вывод, чем отличаются рисунки мальчиков и девочек.
«У мальчиков рисунки — схематичные, нарисован транспорт, дорога».
«У девочек нарисованы цветы, люди, животные, деревья».
Психолог: «У вас рисунки разные, так как вы и мыслите по – разному».
Игра «Что мы думаем о себе».
В классе образуем группы мальчиков и девочек. В течение 3 минут они должны составить рассказ о себе, о своих качествах.
Примерная схема рассказа:
Что любишь делать в свободное время?
Что должен делать по дому?
Что не должен делать?
Какие книги и мультфильмы нравятся?
Ответы мальчиков были следующими: «Мы в свободное время любим играть с друзьями во дворе в спортивные игры: футбол, баскетбол, или в «войнушку». Нам нравится, чтобы у нас было много друзей, товарищей – сильных, смелых, ловких. Дома я помогаю отцу.
Ответы девочек: «Мы любим играть дома в дочки – матери, в школу. Мы любим рисовать и сочинять стихи. Нам нравится вести личные дневники и анкеты».
Упражнение «Мужские и женские качества».
На доске записаны слова:
Смелость мужество терпение мягкость доброта умение сочувствовать сила воля нежность воспитанность. Детям необходимо распределить слова в две группы: качества, присущие мальчикам и качества девочек. А затем объяснить свой выбор.
Занятие №3. «О дружбе мальчиков и девочек».
Занятие мы начинаем с ритуала приветствия. Детям предлагается посмотреть друг на друга и улыбнуться.
Психолог: «Каждый человек имеет много друзей. Одни помогают нам преодолеть неприятности друг другу; радуются вместе приятными событиям, делятся секретами. Но чаще мальчики выбирают себе в друзья мальчиков, а девочки – девочек. Это происходит потому, что интересы мальчиков совпадают, и также у девочек.
Упражнение «Дружба».
На доске дети должны записать, что они думают о дружбе. На одной стороне записывают девочки, а на другой – мальчики. А потом ответы сравниваются. И делаем вывод, что думают они одинаково. Таким образом, замечаем, что в друзья можно выбирать и девочек, и мальчиков.
Психолог: «Сядьте попарно друг с другом – девочка и мальчик. И в течение двух минут определите, что общего между вами и расскажите.
Мы заметили, что детям было трудно найти общие признаки.
Далее дети выводят правила общения, среди них самые распространенные:
Уважать мальчиков и девочек;
Проявлять друг к другу терпимость, мириться;
Не причинять вреда друг другу;
Уметь слушать.
Следующим заданием было составить портрет идеального мальчика и девочки в течение 10 минут.
Ответы мальчиков
Ответы девочек
Умная
Умный
Добрая
Уважает девочек
Уважает мальчиков
Занимается спортом
Воспитанная
Культурный
Красивая
Вежливый
Скромная
Никого не дразнит
нежная
Самостоятельный
Игра «Кто смелый».
Цель этого задания, научиться выражать детей хорошие, положительный качества и чувства: любовь, симпатию, жалость, нежность, радость, восторг.
В коробке карточки с надписями имен девочек класса. Каждый мальчик берет из коробки карточку, называет имя девочки, смотрит ей в глаза и говорит комплимент.
Затем мы задаем вопрос девочкам: «Что запомнилось?»
Ответы девочек были следующими: «Ты красивая», «Ты хорошо выглядишь», «Я рад тебя видеть».
Игра «Сочувствие».
В эту игру играют девочки, так как они наиболее способны к сопереживанию. Представьте, что один мальчик попал в трудную ситуацию – упал и повредил колено, потерял ключи, забыл деньги на проезд и т. д.
Задание было такое, какими словами и действиями вы выразите ваше сочувствие и сопереживание. Таким образом, происходит и проигрывание этих ситуаций.
Затем у мальчиков мы спрашиваем, кто из девочек лучше выразил свое сочувствие и что запомнилось.
Упражнение «Сердца имен».
Девочки вытягивают сердечки с именами мальчиков, и наоборот. Но не называют имя попавшегося сверстника, а запоминают его.
На протяжении одной недели каждому необходимо оказывать всяческие знаки внимания и поддержки этому однокласснику.
Через неделю нужно спросить, догадались ли дети, кто кому попался.
Еще одним важным аспектом развития общения младших школьников с учетом их гендерных особенностей является организация совместной деятельности мальчиков и девочек в урочное и внеурочное время, работа в парах.
Дети очень любят выполнять в классе различные поручения. Это помогает им почувствовать себя значимыми, нужными, полезными, дает возможность проявить себя, свои лучшие качества, независимо от пола.
Поручения в классе мы распределяли, обыгрывая следующие ситуации. Они придумывали название стране – группе, в которую входило два человека – мальчик и девочка, назначали остальным детям поручение, которые они затем будут выполнять.
Игровую ситуацию мы назвали так: «Наше министерство». Каждое министерство действовало в классе в течение трех дней, затем роли переходили к другой паре в классе.
Названия министерств были следующие:
Министерство здравоохранения;
Министерство культуры;
Министерство образования;
Министерство творчества;
Министерство охраны природы.
Причем, эти названия дети придумывали самостоятельно, включая задания и требования к остальным детям.
Министерство здравоохранения фиксировало пропуски занятий учащихся класса, сотрудничало с медицинским кабинетом школы, информировало о заболеваемости детей класса, организовало посещение ребят на дому, которые были больны, собирали интересную информацию для классных часов о проблемах здоровья, о болезнях и их лечении, о ведении здорового образа жизни.
Министерство культуры участвовало в разработке всех мероприятий в классе. Они подбирали материал и информацию для классных часов, дл сценариев, вели праздники, организовывали деятельность детей в этом направлении.
Министерство образования имело своей целью помогать в учебной работе отстающим одноклассникам, анализировать причины отставания детей, помогать классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
Министерство творчества подбирало материал для викторин, участвовало в планировании жизни класса совместно с классным руководителем.
Министерство охраны природы – забота о цветах и растениях класса и школы, разведение цветов, организация и проведение экскурсий на природу, организация живых уголков, подготовка «зеленых подарков» к дням рождения одноклассников и педагогов.
Все разработанные нами занятия – групповые, индивидуальные, фронтальные формы работы, а также внеклассные мероприятия (экскурсии, походы в кино, в театры, музеи, выставки) положительно влияли на взаимоотношения девочек и мальчиков между собой. Благодаря, совместной работы дети научатся находить в каждом человеке положительные черты. Огромная роль в формировании дружеских взаимоотношений по праву принадлежит педагогу, который должен проводить целенаправленную работу по сплочению коллектива и гуманизации отношений между девочками и мальчиками. Также необходим контроль за участием детей в выполнении общественных поручений, поощрять инициативу, самостоятельность.
Преобразования и новообразования, происходящие в современном обществе и системе образования, создают реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными закономерностями и индивидуальными гендерными особенностями, способствующими самореализации женской и мужской индивидуальности, воспитанию культуры взаимоотношений полов.
Именно в младшем школьном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, формируются содержание и структура мотивационно-потребностной сферы, полового самосознания, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь мальчика или девочки. От своевременности и полноты процесса воспитания культуры и взаимоотношений полов зависит уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок и в конечном итоге эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений.
Гендер является особой категорией, которая определяет социальный статус мужчин и женщин, раскрывает процессы их взаимодействия на различных уровнях организации жизнедеятельности. Поэтому важно выявить механизмы формирования гендера, научения и усвоения гендерных норм, которые во многом предопределяют модели отношений в обществе.
Взаимодействие человека с окружающими людьми предполагает рост личности. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность без установления взаимоконтакта между людьми. Не будет достигнуто также и взаимопонимание. Например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников он должен вступить с ними в общение.
Общение – это социальная форма взаимодействия людей, посредством которой они обмениваются мыслями и чувствами, действиями и мотивами при помощи знаковых, в частности, языковых средств, при этом цель общения – взаимопонимание, а также согласование совместной деятельности
Начиная с 3 лет, ребенок точно относят себя к мужскому или женскому полу. Он замечает то, что мужчины и женщины выглядят по-разному, занимаются разной деятельностью и у них разные интересы. Обусловленное желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой и повышенное внимание к ролевым моделям, обладающими тем же полом что и он сам, появляется у ребенка тогда, когда он начинает замечать различия между мужчиной и женщиной.
Одной из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста является образование однородных по полу групп (гомогенизация), отношения между которыми часто описываются как «половая сегрегация». В результате половой сегрегации формируются различные субкультуры мальчиков и девочек со своими устойчивыми чертами в поведении, что, в свою очередь, формирует у мальчиков и девочек совершенно непохожие друг на друга способы группового взаимодействия.
Изучение гендерных различий в межличностных отношениях детей младшего школьного возраста проводилось на базе МКОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области.
В исследовании приняли участие обучающиеся 2 класса в составе 14 человек. Из них 8 мальчиков и 6 девочек.
В ходе исследования, используя описанные нами методы изучения гендерных особенностей общения младших школьников, такие как наблюдение, беседа и методика игра «Секрет», мы получили следующие результаты.
На основе полученных данных можно охарактеризовать особенности общения мальчиков и девочек по следующему ряду признаков: выраженность потребности в общении, широта круга общения, интенсивность и избирательность общения.
Наибольшие различия мальчиков и девочек в свободном общении проявлялись по параметру его избирательности: девочки характеризуются большим числом избирательных контактов по сравнению с мальчиками.
Данные свидетельствуют, что девочки больше времени отводят совместным играм, чем одиночным по сравнению с мальчиками.
По широте круга общения различий между мальчиками и девочками выявлено не было.
Если же обратиться к данным, характеризующим особенности общения мальчиков и девочек в зависимости от пола сверстников, с которыми они контактируют, то мы увидели, что у девочек ярче проявляется консолидация со сверстниками своего пола.
Избирательность общения у девочек выше, их игровые объединения более устойчивы и длительны, чем у мальчиков.
У мальчиков общение несколько интенсивнее, чем у девочек, их игровые объединения более крупны по количеству человек, но в их микрогруппах чаще происходят ссоры, конфликты, драки из-за стремления доказать свою силу, значимость, превосходство над другими.
Девочки более добросовестны, ответственны, аккуратны. Ведут себя робко, неуверенно, более требовательны к себе и другим. Часто возникают конфронтации с мальчиками.
Ведя наблюдение за мальчиками на переменах, мы увидели, что они легко принимают в свои игры мальчиков из других классов, быстро знакомятся друг с другом, быстро находят общее дело. Девочки, наоборот, предпочитают общаться в маленьких группах по 2 – 3 человека. Мальчики предпочитают спортивные игры или военные игры.
Причиной неумения детей обоего пола организовать совместную деятельность является настороженное отношение друг к другу, чувство отчужденности.
Учащихся, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений, выявлено не было.
Для коррекции общения младших школьников мы составили коррекционно – развивающую программу с учетом гендерных особенностей детей.
Задачи данной программы:
создать условия для взаимопонимания между девочками и мальчиками;
научить детей видеть положительные качества девочек и мальчиков;
развивать у девочек и мальчиков умение дружить, формировать позитивное отношение друг к другу.
По результатам исследования гипотеза, основанная на предположении о том, что существуют гендерные особенности общения младших школьников:
образование микрогрупп, однородных по полу – группы мальчиков и группы девочек;
отношения девочек основаны на усилении и поддержании доброжелательных отношений, избегание конфликтов, на установлении близких отношений;
дети, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимосвязей, выбирают для общения представителей противоположного пола;
мальчики, в большей степени, чем девочки, осторожны при установлении личных отношений, подтвердилась.