Правовое содержание государственной политики в сфере охоты и охотничьего хозяйства

Охота исторически является не только одним из традиционных видов народного промысла среди населения России, но и важнейшим, во многом даже стратегическим направлением деятельности государства – одной из основных статей «экспорта», источником налогов и сборов. Кроме того, охота выступает и как неотделимый феномен культуры народов России. Как справедливо отмечает в своей статье В.Н. Бочарников, «Охота послужила одним из первых «двигателей прогресса», его инструментом, совершенствование которого было всегда связано с изобретением новых и совершенствованием существующих орудий, способов и приемов добычи животных» .

Вопросы развития охоты и охотничьего хозяйства России и регионов важны не только с научной точки зрения при изучении теоретических вопросов охраны и воспроизводства животного мира, непосредственно подлежащих охоте животных, а также среды их естественного проживания, форм, методов и эффективности их использования, но и прежде всего в практическом плане, при планировании и осуществлении конкретных мероприятий по нормативному регулированию и развитию охоты и охотничьего хозяйства на местном, региональном и федеральном уровнях – в рамках государственно-властной деятельности по реализации политики в сфере охоты.

Само понятие «государственная политика» является одним из самых дискуссионных и многосторонне изученных в современной правовой науке. На наш взгляд, применительно к настоящему исследованию, по вопросу об определении данной категории следует согласиться с мнением Ю.А. Нисневича, согласно которому государственная политика представляет собой «совокупность всех целей и способов их достижения, стратегии и тактики управленческой деятельности, принципов и методов выработки и реализации управленческих решений для регулирования и развития определенной сферы жизни общества» . Одним из основных средств исполнения государственной политики являются средства правовые — путём издания и применения нормативных актов в той или иной сфере регулирования. Именно право является важным средством регулирования взаимоотношений человека, социальных слоёв, всего общества в целом. Право выступает как важнейшая социальная ценность — именно юридическими средствами закрепляются и гарантируются важнейшие права и свободы личности. Правовое регулирование выступает как «…часть общей системы социального регулирования общественных отношений», поэтому применительно к такому исторически важному экономическому и социально-культурному институту, как охота и охотничье хозяйства, рассмотрение механизмов его правового регулирования также представляется достаточно важным.

Можно выделить три основных уровня нормативного регулирования охоты и охотничьего хозяйства в Российской Федерации:

1)федеральный;

2)уровень субъекта Федерации;

На наш взгляд, необходимо остановиться на федеральных законах, так как именно здесь правильное, адекватное условиям окружающей среды и хозяйственной деятельности, а также основанное на правилах юридической техники нормативное закрепление того или иного вопроса позволит избежать юридических коллизий между различными уровнями правовой системы России.

На федеральном уровне, прежде всего, следует руководствоваться положениями статьи 42 Конституции, гарантирующей право каждого на благоприятную окружающую среду, а также частей 2 и 3 статьи 36, представляющей право пользования природными ресурсами. Кроме того, необходимо отметить пункт «д» части 1 статьи 72 Основного закона, относящий вопросы правового обеспечения природопользования, охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.

Также необходимо отметить и несколько основных федеральных законов, определяющих не только основные принципы правового регулирования, но и конкретные правила ведения охоты и охотничьего хозяйства. К таким нормативным актам, в первую очередь, относится закон «Об охране окружающей среды», статьёй 3 которого в числе основополагающих принципов охраны природы указывается на «охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности» .Кроме того, данный акт относит животный мир к природным ресурсам.

В соответствии с преамбулой Федерального закона «О животном мире», «животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации» . – важным, на наш взгляд, является здесь указание на потенциал использования животного мира для удовлетворения духовных потребностей – ведь именно охота зачастую является хозяйственной и культурной основой проживания многих коренных народов нашего государства. Статьёй 34 данного нормативного акта охота также предусмотрена как один из видов пользования объектами животного мира для граждан и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 специализированного в данной сфере Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», охота понимается как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Кроме того, статья 36 закона об охоте определяет сферу полномочий не только региональных, но и местных органов власти в данной области. Так, «органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .

Особенно стоит остановиться на важнейшем документе, задающем основные принципы и направления совершенствования отечественного законодательства в сфере охоты и охотничьего хозяйства – Стратегии развития охотничьего хозяйства в России до 2030 года. Данный документ, принятый Правительством Российской Федерации 3 июля 2014 г., определяет основные приоритетные показатели, а также направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

Целью Стратегии выступает обеспечение устойчивого развития отрасли охотничьего хозяйства и доступности охоты для граждан посредством увеличения численности охотничьих животных при сохранении устойчивости экологических систем.

Достижение поставленной цели возможно в результате формирования таких «…правовых, социально-экономических и культурных условий, которые обеспечивали бы:

в экономической сфере — развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также создание эффективных механизмов государственного управления;

в социальной сфере — повышение доступности охоты для населения;

в экологической сфере — обеспечение и поддержание видового разнообразия охотничьих животных в экологических системах наряду с увеличением численности охотничьих животных» .

Стоит отметить, что данный перечень целей развития законодательства также является дискуссионным в теории. Так, ряд учёных, указывая на особую ценность охотничьих природных ресурсов в общей системе биогеоценоза, предлагают оценивать эффективность деятельности Стратегии, основываясь исключительно на экологических показателях – применительно к самим ресурсам. Так, например, «По мнению В.В. Дёжкина, А.А. Данилкина, В.А. Кузякина, исключительными критериями положительной оценки деятельности охотхозяйства служат сохранение, увеличение, оптимизация и неистощимость использования биологических ресурсов при наличии необходимых экологических условий, а также социальная справедливость в использовании ресурсов» .

На наш взгляд, к числу необходимых целей необходимо также добавить и чисто нормативную сферу – т.е. выработку такого комплекса правовых актов в сфере регулирования охоты и охотничьего хозяйства, которые стали бы залогом для эффективного регулирования природопользования в отдельных регионах России (крайний Север, регионы Сибири, Дальнего Востока), более детального обозначения возможностей пользования охотничьими ресурсами в пределах особо охраняемых природных территорий, обозначили бы чёткие правовые рамки противодействия злоупотребления правами в сфере охоты и охотничьего хозяйства – путём, например, принятие отдельного закона «Об охотничьем хозяйстве в Российской Федерации». На необходимость развития именно нормативной сферы указывает и сам текст Стратегии – так, целью первого этапа действия Стратегии (2014-2017 годы) обозначена реализация мероприятий, направленных на «…совершенствование нормативно-правового регулирования в рамках поставленных задач, в том числе снижение административных барьеров для всех участников отношений в сфере охотничьего хозяйства» .

Также необходимо дополнить текст Стратегии в части цели в социальной сфере указанием на формирование у граждан экологическо-правового поведения – путём профилактики правонарушений в сфере регулирования правил охоты. На наш взгляд, именно формирование у людей надлежащих правил обращения с охотничьими ресурсами позволит снизить уровень их истребления, повысить также и общий показатель правовой культуры.

Поэтому, как представляется, выработка необходимого правового механизма для регулирования охоты и охотничьего хозяйства является одним из важнейших направлений общей политики государства в сфере охраны окружающей среды. При этом в процессе разработки соответствующих нормативных актов необходимо прислушиваться к мнению учёных-экологов. Как для государства, так и для науки на современном этапе развития общества важнейшей задачей является организация рационального использования объектов живой природы. Именно на научной основе необходимо сбалансировать расходование охотничьих ресурсов и их дальнейшее восполнение с целью обеспечения бесперебойного производства объектов животного мира, а также для поддержания надлежащего баланса хозяйственной и природоохранной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *