Понятие и сущность экономической миграции в конституционном праве Российской Федерации

В силу сложности, многогранности и специфичности миграционных отношений, складывающихся между их субъектами, управление миграционными процессами требует глубокого осмысления их сущности. Формирование эффективной системы правового регулирования миграции как на международном, так и на внутригосударственном уровне требует четкого определения понятийного аппарата данного института. Анализ содержания понятия «миграция» в рамках юриспруденции помогло бы также выявить предмет возникающих в этой области общественных отношений, определить статус мигранта, обеспечить гармонизацию международного и национального законодательства, оперирующего этими терминами.

Понятие «миграция» ввиду своей многоаспектности имеет большое количество различных толкований. Этимологически термин «миграция» происходит от латинского слова «migratio», означающего перемещение, переселение [1] , поэтому в широком смысле под миграцией населения принято понимать перемещение людей в самых разных контекстах и ситуациях. Так, согласно словарю Вебстер «мигрировать» означает перемещаться из одной страны, местности или населенного пункта в другие[2]. Интерпретация понятия «миграция» в широком смысле не учитывает такие критерии, как продолжительность, регулярность, целевая направленность, тип пространственного перемещения и прочее. Ключевым признаком в данном случае является лишь наличие передвижения между какими-либо территориальными единицами. В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения. В Энциклопедии Британника миграция определена как окончательное изменение места проживания лицом или группой лиц[3]. Согласно Большой российской энциклопедии миграцией называются перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время[4]. Определяющими признаками в данном случае являются пересечение территориальной границы, изменение места жительства и продолжительность этого изменения.

Существует огромное количество определений этого явления. Миграцию определяют и как пространственную мобильность (В.И. Переведенцев, 1970), и как физический переход индивида из одного общества в другое (S.N.Eisenstadt (Эйзенштат, 1980)), как перемещение по различным причинам людей через границу (Федеральная миграционная программа на 1998-2000гг.), и как одна из форм движения населения с переменой места жительства на более или менее значительное расстояние и время (Моисеенко В.М., 1997). Как отмечал Л. Л. Рыбаковский, «в демографической науке, как, впрочем, и в других науках, изучающих миграцию, ни одно понятие не имеет столько различных трактовок как миграция». Подчеркнем, что миграция, как никакой другой процесс, происходит одновременно во времени и пространстве, в этом его, кстати, важное отличие от других демографических процессов [5].

На международном понятия определений и «мигрант» были даны MOM в 1989 г. согласно документам этой представляет собой процесса развития Причем выделяют из которых люди и те, в они стремятся также выделяют принадлежащие к категориям, независимо от перемещения. По сути это охватывает все миграции.

 Под же, следует лиц, перемещающихся из государства  в и нуждающихся  в миграционных  услугах,  международными   организациями[6].

Рассматривая вопрос термина «мигрант», Суд СНГ, дал определение, согласно к ним все категории лиц, пространственные перемещения, от причины, или пространственных  [7].

В основных ООН, затрагивающих человека понятие не упоминается. В тоже во Всеобщей прав человека 1948 г., .право свободно и менять жительства. (ст. 13), как одно из прав личности. На рекомендаций по миграционной статистики 1953 г. были разграничения между и постоянной В 1976 г. эти были обновлены, но же различия только  по пребывания  мигрантов  на иностранного  государства[8]. В международного права нет единого понятия «миграция». На 45-й Комиссии международного ООН эксперт в международной миграции Г. предложил заменить «миграция»  на «передвижение  населения»[9]. Поскольку это бы возможным миграции во всем ее и разработать отражающую ее Однако это представляется весьма а сам его не

Российское законодательство однокоренные с  «миграцией» понятия, как «миграционный [10], «эмигрант»[11], «миграционный [12] и но самого «миграции» в нем нет. Таким анализ юридической показывает, что термина .миграция. как в праве,  так и в законодательстве[13].

Конституционно-правой аспект процессов представлен в предложенной Т. Н. По ее миграция это правовых отношений, при пересечении лицами как так и границ с смены места или в иных Это перемещение государством  и за собой  правового  статуса[14].

Т. Я. выдвигает в наиболее важных определения миграции ее длительность и факт пространственных границ. Если не эти критерии, будет признавать любого, осуществляющего и использование определения  в будет  затруднительно[15].

Таким образом, с равовой точки   миграция — это физического перемещения сопровождающийся для соблюдением определенных условий и юридических препятствий, выезда, въезда, а пребывания в административно-территориальном образовании, как влекущее  изменение  статуса.

Экономическая миграция, по А. В. — «совокупность отношений, возникающих при перемещении лиц с улучшения своего экономического  состояни[16]. Одним из элементов вышеприведенного является экономический   толкающий людей из своей страны. Т.е. миграция осуществляется в целях, для трудовой деятельности и экономической выгоды. Определяющим фактором для миграции является экономической выгоды. образом, социально-экономическая и экономическая это те виды которые оказывают на экономическое и финансовые но направлены на неодинаковых потребностей Поэтому их разграничить еще и по конституционным правам и гражданина, с которых связаны  эти виды  Например,  социально-экономическая  связана  с норм  Конституции  Федерации[17], содержащихся в 43, 44 и ч. 5 ст. 37. миграция, в свою связана с положений статей 34 и 37 Определенное совпадение в отношении ч. 5 ст. 37, так как на отдых есть и у лиц и лиц не трудовой деятельностью, пенсионеры, студенты и т. д. Так же миграцию можно  отдельным  направлением  в целом».

Также рассматривая терминологические аспекты, следует отметить, что понятия «миграция» и «экономическая миграция», на наш взгляд, соотносятся как целое и частное. Так как термин «миграция» означает перемещение населения вне зависимости от его цели, а термин «экономическая миграция» имеет жесткую привязку к перемещению физических лиц для извлечения материальной выгоды.

[1] См.: Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 2000. С.247

[2] См.: Словарь Мерриам — Вебстер // URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/migrate (дата обращения: 10.05.2017г ).

[3] См.: Энциклопедия Британника // URL: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/275738/human-migration (дата обращения: 10.05.2017)

[4] См.: Энциклопедический словарь «Народонаселение» // Большая российская энциклопедия. М., 1994. С. 143

[5] В.А. Ионцев Международная миграция населения: теория и история изучения. − М.: 1999. − 265 с.

[6] Continued effectiveness of the Organization in view of the new challenges: Doc. MC/1631 / Intergovernmental Committee for Migration. Geneva, 1989. P. 12.

[7] Решение Экономического суда СНГ от 11 сентября 1996 г. № С-1/14-96 .О толковании понятий .беженец., .мигрант., .вынужденный переселенец. применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы .Консультант Плюс.

[8] Recommendations on statistics of international migration statistical papers. Series M. №58. New York: United Nations, 1980. P.4.

[9] Там же. P.257.

[10] См., напр.: Федеральный закон от 18 июля 2006 г № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.

[11] См., напр.: Федеральный закон от 24 мая 1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670.

[12] См., напр.: Распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010 № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» // СЗ РФ. 2010. №40. Ст. 5107.

[13] См.: Миграция населения. Вып. 1-6 // Приложение к журналу .Миграция в России.. М., 2001; Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2004; Миграция и национальная безопасность / Гл. ред. В.А. Ионцев. М., 2003; Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Г. Витковской. М., 2004; Прудникова С.А. Административно правовое регулирование миграции населения в Российской Федерации: автореф. дисс. … к. ю. н. М., 2003; Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в сфере миграции. Ростов н/Д, 2002 и др.

[14] См.: Балашова Т. Н. Конституционно-правовое регулирование миграции в современной России: автореф. дисс. … д. ю.н. Пенза, 2010. С. 10.

[15] Хабриева Т. Я. Основные направления развития миграционного законодательства // Миграция,права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: сборник статей. Н. Новгород. Изд-во Нижегор. Академ. МВД России, 2004. С. 11.

[16] Колокольцев А. В. Конституционно-правовое регулирование экономической миграции в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 25.

[17] Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портале правовой информации (ГСПИ)  http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. 01.05.2017)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *