Модели бюджетного федерализма

🙂

Скачать текст в WORD

Рассматривая модели бюджетного федерализма, необходимо подчеркнуть, что роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем:

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориальных образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Во-вторых, формирование региональных и местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.

В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.

Некоторыми авторами отмечается, что принципы бюджетного федерализма, к которым относятся равенство бюджетных прав субъектов федерации, сочетание интересов всех субъектов бюджетных правоотношений на всех уровнях бюджетной системы, четкое разграничение функций и полномочий между органами власти разных уровней, самостоятельность каждого бюджета, входящего в бюджетную систему и прозрачность межбюджетных отношений, реализуются в настоящее время не в полной мере.

Бюджетные системы федераций состоят из трех уровней, при этом субъекты федераций обладают высокой автономией в управлении бюджетным процессом. Формирование бюджетов регионов федераций происходит в соответствии с принципами бюджетного федерализма, основными из которых являются принцип разграничение бюджетной ответственности между центром и субъектами федерации, принцип самостоятельности бюджетов различных уровней, и равноправие субъектов федерации в финансовых взаимоотношениях с центром. В зависимости от полноты полномочий субъектов и степени межбюджетного выравнивания различают три модели бюджетного федерализма: централизованную, децентрализованную и комбинированную.

Глава 2. Анализ формирования бюджетов субъектов Российской Федерации

2.1. Организационные и правовые основы формирования бюджетов субъектов Российской Федерации

Функционирование бюджетной системы РФ регулируется следующими основными законодательными актами: Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законами (решениями) субъектов РФ (представительных органов местного самоуправления) о региональных (местных) бюджетах на очередной финансовый год и др.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Федеративный тип государственного устройства, закрепленный Конституцией РФ, предопределил трехуровневую структуру бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетным Кодексом РФ определяется три уровня бюджетной системы (см. рис. 2.1.):

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Рис. 2.1. Структура бюджетной системы Российской Федерации

Каждый субъект Российской Федерации имеет свой бюджет (в ст. 14 Бюджетного кодекса РФ он назван региональным бюджетом), средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения (расходных обязательств). Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

— разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

— обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета региональным бюджетам Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации с установлением условий их предоставления и использования.

Согласно поправкам, введённым в конце 2016 года, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации с установлением условий их предоставления и использования. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), являющегося получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, заключает соглашение с Министерством финансов Российской Федерации об условиях предоставления дотации, которые предусматривают меры, направленные на стимулирование социально-экономического развития и оздоровление государственных финансов субъектов Российской Федерации.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях совместного финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения регионов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Необходимо отметить, что согласно ст. 130 БК РФ, регионы, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, начиная с очередного финансового года не имеют права:

устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета, начиная с очередного финансового года осуществляются следующие дополнительные меры:

— подписание и выполнение соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

— организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

— представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

4) проведение ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством;

5) иные меры, установленные федеральными законами.

Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет:

налоговых доходов;

неналоговых доходов;

безвозмездных поступлений в виде финансовой помощи из федерального бюджета в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Перечень источников налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации приведён в табл. 1-2 (см. приложение 1).

Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации нарушаются предельные значения, уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не вправе принимать новые долговые обязательства, за исключением принятия соответствующих долговых обязательств в целях реструктуризации долга субъекта Российской Федерации. Таким образом, к сегодняшнему дню в России сформировалась национальная модель федерализма, в которой сочетаются принципы кооперации и конкуренции с административным контролем федерального центра. С одной стороны, регионы конкурируют друг с другом за размещение на их территории наиболее прибыльных предприятий, получение финансовой помощи из центра и государственных инвестиционных ресурсов. С другой стороны, важнейшие полномочия и финансовые ресурсы сосредоточены в руках федерального центра, который устанавливает единообразное законодательство по всем важнейшим вопросам, обеспечивает единство налоговой системы для всей Федерации.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *