Международно-правовые акты в области образования на пространстве СНГ. Основные направления международного сотрудничества РАНХиГС с зарубежными вузами

Государства, входящие в Содружество независимых государств, связывают давние отношения в различных сферах деятельности общества, в том числе и в сфере образования. Для решения проблем сотрудничества в области образования даже создан специальные межгосударственный орган — Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ.

Важным шагом в решении назревшей задачи интенсификации интеграционных процессов в образовании явилось подписание главами правительств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Таджикистан в январе 1997 года целого пакета документов. Это Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, соглашений о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств и о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых.

В Концепции определены основные принципы, направления, условия и этапы создания единого образовательного пространства, раскрыта его сущность. Единое образовательное пространство, отмечено в этом документе, характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, критериев и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях на территории государств — участников Содружества.

Соглашение по формированию единого образовательного пространства на территории государств СНГ предусматривает взаимодействие государств в процессе их совместной работы на заданном направлении и создание Совета по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ. Участниками Совета являются восемь государств, подписавших названное Соглашение (в его состав не входят Грузия, Туркменистан, Узбекистан и Украина). Он осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным главами правительств Положением о Совете, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.

Совет содействует формированию единого образовательного пространства государств — участников СНГ, в том числе:

  • рассматривает вопросы состояния сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, анализирует ход реализации многосторонних соглашений о сотрудничестве в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
  • изучает возможности дальнейшего развития сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, включая взаимодействие государственных и общественных структур, изучение в соответствии с заинтересованностью государств-участников Содружества образовательных процессов и тенденций развития образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в рамках Содружества;
  • рассматривает и подготавливает проекты многосторонних программ в области образование, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров и вносит их в установленном порядке на рассмотрение в уставные органы Содружества, проводит совместные мероприятия в пределах компетенции Совета;
  • содействует органам образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, общественным и негосударственным организациям государств-участников Содружества Независимых Государств в области формирования единого образовательного пространства Содружества;
  • изучает и обобщает опыт государств — участников Содружества по обеспечению социальной защиты учащихся и работников образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, взаимному признанию эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества;
  • координирует деятельность государств-участников Содружества в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и взаимного признания эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества.

За 2016 год Советом проведено 6 заседаний, сформировано и образовано 9 рабочих комиссий по следующим направлениям деятельности:

  1. Правовое обеспечение;
  2. Информационное обеспечение;
  3. Координация деятельности в области лицензирования аттестации и аккредитации;
  4. Координация деятельности в области признания документов об образовании, ученых степенях и званиях;
  5. Стандарты образования;
  6. Обеспечение интеграции в области научной деятельности;
  7. Обеспечение учебной литературой;
  8. Дистанционное образование;
  9. Организационная комиссия.

Работу комиссий возглавляют представители руководства министерств и ВАКов государств — членов Совета.

Итоги работы Совета убедительно свидетельствуют о том, что Совет успешно прошел сложный этап становления. За истекший период подготовлены и направлены для подписания Советом глав правительств государств — участников Содружества проекты Конвенции о признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, соглашений об информационном обмене в сфере образования, о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам. Решения о придании Московскому государственному лингвистическому университету статуса базовой организации по языкам и культурам народов государств — участников СНГ.

Совет проводит целенаправленную работу по привлечению авторитетных общественных организаций к участию в интеграционных процессах.

Последний год деятельности Совета показывает, что назрела необходимость перехода от решения вопросов, связанных с правовым обеспечением становления единого образовательного пространства Содружества, к созданию конкретных механизмов его эффективного функционирования.

Это в первую очередь касается создания единого информационного пространства в области образования. Назрела необходимость в объединении усилий при проведении совместных исследовательских и образовательных программ по анализу состояния и определению перспектив развития образования в государствах Содружества, включая такие вопросы, как обновление структуры и содержания образования, пути внедрения в образовательный процесс информационных технологий.

В настоящее время практически во всех странах Содружества уделяется больше внимания созданию образовательных стандартов. В связи с этим ускорение решения вопросов, связанных с согласованием процессов разработки стандартов, видится одним из наиболее актуальных направлений работы Совета. В области высшего образования планируется проведение работ по изучению и обобщению опыта научной работы высших учебных заведений различных регионов и разработка вопросов интеграции в мировое научно-образовательное пространство, изучение опыта работы ведущих учебных заведений по вопросам подготовки научных кадров, подготовка предложений по гуманизации и гуманитаризации высшего образования, совершенствованию естественнонаучной компоненты образования и системы подготовки научных кадров, разработка предложений о порядке совместного финансирования межгосударственных научных исследований, а в перспективе — создание Фонда научных исследований.

Разрабатывается План реализации совместных программ подготовки учебных, учебно-методических комплексов нового поколения, проводятся организационно-правовые и материально-технические мероприятия по созданию интегрированной системы дистанционного образования.

Международная деятельность является одним из важнейших направлений деятельности крупнейших вузов России.

Одним из известных отечественных вузов, которое развивает это направлении деятельности является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Основным профилем Академии является подготовка высших руководящих кадров страны как для бизнеса, так и для государственных структур. С момента своего создания в 1977 г. за Академией прочно закрепилась слава «кузницы министров».

В настоящее время РАНХиГС – это крупнейший в России и Европе университет социально-экономического и гуманитарного профиля, по праву занимающий верхние строки во всех национальных рейтингах. Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 902 Академия вправе самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования для реализуемых ею образовательных программ высшего профессионального образования.

 

Основные принципы деятельности Академии:

  • непрерывность образования. Современное образование сопровождает руководителя и специалиста на всем протяжении его профессиональной деятельности;
  • индивидуализация образования. Студентам и слушателям предоставляется возможность формировать свою образовательную траекторию из набора предложенных модулей с целью реализации индивидуальных программ обучения и развития;
  • интернационализация образовательных программ. Любая профессиональная деятельность предполагает использование современных подходов, в том числе передового международного опыта. Это обусловливает необходимость учета при разработке образовательных программ опыта ведущих зарубежных образовательных организаций, приглашения иностранных преподавателей, увеличения доли иностранных студентов в общем контингенте студентов, прохождения студентами и слушателями зарубежных стажировок;
  • новые образовательные технологии. Практика работы ведущих российских и зарубежных образовательных организаций убедительно демонстрирует эффективность активных методов обучения в сравнении с пассивностью классической лекционно-семинарской модели преподавания. В связи с этим основой программ Академии становятся активные методы обучения и проектный подход в обучении;
  • компетентностный подход. Образовательные программы ориентируются не на стандартный набор лекций и количество часов занятий, а на овладение слушателями определенными практическими компетенциями. Программы должны четко фиксировать, какой набор новых квалификаций и компетенций получат слушатели по завершении программы обучения;
  • выделение центров превосходства, предоставляющих конкурентоспособные образовательные услуги, и создание на их базе методического и организационного ядра современной системы непрерывного образования.

Международная деятельность Академии является неотъемлемой составляющей в подготовке высококвалифицированных специалистов, свободно ориентирующихся в отечественных и зарубежных управленческих технологиях, хорошо знакомых с мировой административной работой, обладающих широким кругозором, конкурентоспособных на мировом рынке труда. Главная задача работы Управления Академии международного сотрудничества — это укрепление и расширение международного сотрудничества РАНХиГС с зарубежными вузами, научно-исследовательскими центрами, профильными компаниями.

Основными направлениями международной деятельности являются:

  • организация по участию профессорско-преподавательского состава в международных семинарах, конференциях, симпозиумах и др. научных международных мероприятия;
  • обмен преподавателями для чтения лекций, проведения семинаров;
  • проведение совместных научных исследований;
  • организация международных семинаров, круглых столов, конференций, форумов для студентов, молодых ученых и преподавателей;
  • совместные публикации в научных журналах и сборниках трудов.

Для преподавателей, аспирантов и студентов в отделе постоянно ведется работа по подбору стипендиальных и грантовых программ на проведение исследований и обучения за рубежом.

Краткие выводы по главе. Рассмотрев основы правового регулирования международного сотрудничества в системе высшего образования, можно отметить, что основой такого регулирования являются международно-правовые акты в области образования. Отмечено, что в системе источников образовательного права особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также международные договоры и соглашения. Подробно были исследованы основы регулирования сферы образования в таких документах, как: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция о правах ребенка. В исследовании особое внимание было уделено Болонскому процессу, как важнейшему условию развития европейского образования в общем и российского, в частности. Отмечена неоднозначность отношения к присоединению России к Болонскому процессу. Именно поэтому рассмотрены основы сотрудничества нашей страны в рамках Содружества независимых государств. Рассмотрены направления международной деятельности РАНХиГС, как важнейшего вуза России, готовящего управленческие кадры в государственные учреждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *