Анализ причин возникновения страхов у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас) [4,5].

Страх является интенсивно выражаемой эмоцией. Следует различать его разные уровни: обычный, естественный, возрастной, патологический. Обычно страх кратковременен, обратим и проходит со временем, не влияя на характер, поведение, взаимоотношение с окружающими людьми. Более того, некоторые формы страха имеют защитное значение.

С первых лет жизни ребёнок боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Лишь с взрослением у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно – логически [28].

Причинами страха могут быть ситуации, являющиеся началом опасности. Английский психолог Джон Боулби считал, что причиной страха может быть присутствие чего-то, что обеспечивает опасность. Предметами страха могут являться как человек, так и объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным. Такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием по причине того, что в детстве сформировалась связь между этими чувствами [7].

Как правило, любая эмоция может вызвать страх. По мнению американского психолога С. Томкинса, «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное — к возбуждению» [7].

Наиболее общий вид причин страха представляют когнитивные процессы. Они довольно часто отражают не реальную угрозу, а вымышленную, в результате чего ребенок начинает бояться ситуаций, не представляющих реальной угрозы. Воспоминание о пережитом страхе или предвидение страха само по себе может быть активатором страха.

По словам отечественного психолога Захарова А.И., у детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектом проявляется от 6 до 9 страхов. Если страхи не перерастают в навязчивые и устойчивые, то это считается нормой. С возрастом они проходят или сменяются другими, характерными для данного возраста, страхами. Если страхи приобретают устойчивый характер, то они могут перерасти в неврозы и фобии, которые будут мешать нормальному развитию детей их дальнейшей адаптации и социализации [24].

Для детей с нарушением интеллекта характерно меньшее количество страхов, в связи со сниженным представлением об окружающей среде и недоразвитием высших психических функций.

Способствуют возникновению страха и некоторые специфические свойства высшей нервной деятельности. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний — они всё держат в себе.

Большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных кризисов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти. Наиболее распространенный психологический путь передачи страхов — передача страхов от взрослого. Большинство фобий передаются детям неосознанно, но некоторые страхи могут внушаться детям в навязываемой системе ценностных ориентаций. Отсюда следует, что наследуются не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования на них [26, 28].

На момент поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов. Но многие страхи перетекают в другие. В младшем школьном возрасте перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные формы страха воспринимаются как угроза для жизни. Социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой. Это связано с новой социальной позицией школьника.

Ведущий страх в младшем школьном возрасте — страх быть не тем. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать что-либо не так, допустить ошибку, быть наказанным. Это связано с нарастающей социальной активностью, с упрочнением чувства долга. Распространенным видом страха детей младшего школьного возраста является страх опоздания в школу [24].

Для данного возраста детям свойственен такой термин, как «школьная фобия». Нередко это не только страх самой школы, но и страх ухода из дома, разлуки с родителями. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны.

Контрольные работы в младшем школьном возрасте также являются источником давления. Волнение перед данным видом работы может плохо влияет на способность ребёнка решить поставленную задачу, а ограничение времени заставляет детей делать глупые ошибки.

Но для детей с умственной отсталостью характерны иные формы поведения, связанные недоразвитием эмоционально — волевой сферы. Для них характерны однообразие эмоций, бедность или отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции [37,40].

В эмоционально — волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Отсутствуют переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности, чувство ответственности. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного. В то же время у детей с умственной отсталостью нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также «симпатические» эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда [60].

Из-за нарушений памяти и мышления дети с интеллектуальными нарушениями не всегда могут извлекать опыт из прошлых событий, что могло бы им помочь избегать каких-то неприятных событий, вызывавших когда-то (или способных вызвать) чувство опасности и страха [59].

У детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста достоверно меньшим является число страхов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Недостаток регуляции чувств обуславливает возникновение у данной категории детей модально-специфических особенностей проявления чувства страха, которые выражаются в его сочетании с тревожностью и агрессией. Данный факт подтверждает мнение дефектологов об отсутствии у таких детей множества оттенков переживаний из-за первичного нарушения интеллекта.

Страх детей с умственной отсталостью часто связан с очень конкретными ситуациями или информацией, полученной в общении с близкими людьми. Такие страхи отражают жизненный опыт ребенка и носят реалистичный характер. Такому ребенку реалистичный страх проще идентифицировать как опасный для его жизни и физической целостности [26].

Недостаток интеллектуальной регуляции чувств обуславливает возникновение у детей с нарушением интеллекта модально — специфических особенностей проявления чувства страха, которые выражаются в его сочетании с тревожностью и агрессией.

По мнению Захарова А. И. у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями не выявлены страхи в отношениях с родителями, что можно объяснить их особой ролью в жизнеобеспечении детей. Родители таких детей испытывают больше затруднений по оказанию психологической помощи в преодолении страхов у собственного ребенка по сравнению с родителями нормально развивающихся сверстников [24].

Данное различие можно объяснить сложностью выбора коррекционных парадигм в общении с ребенком с интеллектуальными нарушениями и смещением психологической доминанты на другие сферы его жизнедеятельности: помощь в развитии навыков самообслуживания, коммуникации, а также, обучении и воспитании таких детей [24].

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста количество страхов отличается от количества страхов нормально развивающихся сверстников из-за недоразвития высших психических процессов. В силу их особенностей они не могут адекватно реагировать на различные ситуации или вовсе не воспринимать их. Причиной некоторых страхов является ограниченность представлений у детей с нарушением интеллекта, отсутствие предугадывающего воображения в ситуациях, не связанных с реальным жизненным опытом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *