Анализ методик по развитию связной речи детей

Формирование связной речи – одна наиболее важных проблем педагогической науки. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений решению вопроса формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР должно быть уделено более пристальное внимание.

Научно-теоретические основы коррекционного обучения по формированию связной речи разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов, таких как Бойкова С.В., Борякова Н.Ю., Ванюхина Г.А., Глухов В.П., Жукова Н.С., Капышева Н.А., Лебединская К.С, Сидорова У.М., Соботович Е.Ф., Филичева Т.Б., Шашкина Г.Р. и др.

Коррекционное воздействие основывается на следующих положениях:

— выявление ранних признаков ОНР и его влияния на общее психическое развитие;

— предупреждении потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности, соотношение дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности;

— учете социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;

— учете закономерностей развития детской речи в норме;

— взаимосвязанное формирование всех сторон компонентов языка;

— дифференцированный подход в логопедической работе;

— единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Успешная коррекция речевого недоразвития достигается в результате многоаспектного воздействия, которое направлено на активизацию познавательной деятельности, речевых процессов. В условиях дошкольного учреждения весь комплекс поставленных задач решается четкой организацией коррекционных и воспитательных мероприятий. Разработка содержания и методов обучения основывается на тщательном изучении закономерностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Борякова Н.Ю., Глухов В.П., Жукова Н.С., Сидорова У.М., Филичева Т.Б., Шашкина Г.Р. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР предусматривает концентрический путь освоения речевого материала. Сначала отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Постепенно вводится словарный материал отвлеченного характера и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно- повествовательной, а затем к составлению связных текстов.

Основные направления коррекционного обучения по формированию связной речи опираются на задачи и содержание логопедической работы, вытекающие из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей дошкольников и предусматривают постепенное совершенствование связной речи [26].

Подбор речевого материала осуществляется с учетом принципов коррекционной педагогики: системности, комплексности, принципа развития, онтогенетического принципа. Программы обучения и воспитания детей с ОНР позволяют воплощать обще дидактические принципы, которые занимают важное место при формировании связной речи, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход. Программа обучения и воспитания детей с ОНР должна включать в себя основные методы обучения — практические, наглядно- демонстрационные, игровые, словесные.

Наиболее благоприятна, по мнению Соботович Е.Ф., для развития связной речи у детей совместная взросло-детская (партнерская) деятельность, формы которой выбираются логопедом с учетом рассматриваемого вопроса, детской субкультуры, интересов и желаний детей [10].

Лепская, Н.И. считает, что достаточный уровень сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР может быть достигнут при поэтапном руководстве организацией общения воспитанников в ходе игр: необходимо донести до детей старшего дошкольного возраста с ОНР значение связной речи в процессе общения. Педагог должен изучить имеющийся у детей опыт общения, развивать у воспитанников потребность в общении, мотивировать их на процесс формирования связной речи.

В ходе образовательной деятельности целесообразно использовать различные информационные карты и схемы, в которых указываются средства общения, основные пути достижения цели, примерные ситуации общения. Включать детей старшего дошкольного возраста с ОНР в решение игровых заданий, в совместную деятельность по овладению коммуникативными умениями. Выполнение детьми игровых заданий, под руководством логопеда, соблюдение правил игры. Формирование оценки воспитанниками своей связной речи. Применение дошкольниками с ОНР связной речи в их коллективной творческой деятельности. Использование разнообразных форм проведения занятий с детьми: творческая деятельность, художественно-образная работа; коллективное сочинение грамматических сказок, решение задач фантастического содержания. Поощрение самостоятельности детей [37].

Такого рода деятельность пополняет своим содержанием третью, одну из самых важных форм – свободную самостоятельную деятельность, способствуя тем самым организации условий для развития творческих способностей, самовыражению, для самостоятельного упражнения в действиях и умениях, задумки и решения своих задач. На современном этапе в рамках дошкольного образования широко обсуждается вопрос о формах организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Лаврик М.С.  выделяет три блока образовательного процесса: занятия как специально организованное обучение; совместная взросло- детская (партнерская) деятельность; самостоятельная деятельность воспитанников. В дошкольной организации необходимы элементы всех типов моделей. Изначальное значение понятия «занятие» — это заниматься с ребенком чем-либо, но отнюдь не в форме урока. Именно такое обучение – гуманное, в процессе его формируются не только знания, умения и навыки, но и инициативность, самостоятельность детей, свобода поведения, произвольность, самооценка и самосознание [36].

Воспитание же детей старшего дошкольного возраста с ОНР в авторитарных, более жестких условиях повышает у воспитанников чувство тревожности. Так, Капышева Н.А. предлагает развивать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР социальные умения, коммуникативную гибкость, формировать умение понимать чувства и настроение окружающих людей, свое внутреннее эмоциональное состояние.

Ванюхина Г.А. считает, что программа развития связной речи способствует комплексному решению задач, которые воспитывают у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, учит строить взаимоотношения между взрослыми и детьми, адекватно оценивать свои собственные способности и возможности, развивать связную речь.

Цели программы соответствуют новым требованиям, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное общество Шашкина Г.Р. описывает направления по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР из собственной практики [цит. 48]:

— актуализация и обогащение опыта переживаний ребенка, расширение границ осознания причин своих эмоций, формирование познавательного отношения к эмоциональным проявлениям других людей;

— расширение словаря детей, его обогащение и организация в лексико- семантические группы;

— проведение специальных игровых занятий с детьми с низким уровнем сформированности связной речи.

Изучением условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались Никитина А.Ю. и Ризаева Л.М.. Авторы выделяют среди условий развития связной речи организацию специальных занятий и кружков с детьми, включающих использование дидактических игр, моделирование ситуаций общения, индивидуальную работу, совместное принятие каких-либо решений, совместную деятельность, познавательные беседы, сюжетно-ролевые игры. Игре отдает предпочтение и Гребенникова О.В., считая, что именно в ней ребенок приобретает большие возможности для выражения самого себя, исследования собственных переживаний и чувств. Она является оптимальным средством для решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Также многими исследователями рекомендуется использование логопедической тетради, где обычно используется практический материал для проведения коррекционных занятий с детьми, направленных на преодоление специфических трудностей в овладении связной речью. Задания и упражнения в логопедической тетради могут быть направлены на совершенствование речевых умений и навыков детей [цит. 48].

Н.Е. Арбековой обобщена многолетняя работа автора по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автором представлены тематический и кален­дарный планы работы на учебный год (с сентября по май включительно) и 33 конспекта фронтальных логопедичес­ких занятий. Систематическая работа по пособиям комп­лекта поможет логопедам провести эффективную коррекционную работу по развитию связной речи старших дошколь­ников с ОНР. Логопедическая работа в подготовительной к школе ло­гопедической группе для детей с ОНР по пособиям комплек­та предполагает проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми на протяжении трех пе­риодов обучения (с сентября по май включительно). На занятиях также вводятся различные сюрпризные моменты, используются элементы драматизации, «вол­шебные» мешочки и коробочки, что также повышает ин­терес детей к занятиям [1]. Итак, вопросами формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в теории и практике дошкольного образования занимались многие исследователи. Проанализировав вышеупомянутые теоретические источники, мы пришли к выводу: одним из средств формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является методика, предложенная Н.Е. Арбековой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *