Зарубежный опыт работы сортировочной станции

В освоении перевозок на железнодорожном транспорте ключевую роль играют сортировочные станции, реализующие многосложную структуру по организации вагонопотоков. Массовая переработка вагонов, расформирования и формирования поездов- основные функции, которые выполняют сортировочные станции. Одна из ключевых задач для Открытого акционерного общества «Российских железных дорог» -это развитие сортировочных комплексов. Надежность всего перевозочного процесса зависит от слаженной работы сортировочных станций.

Скачать текст в WORD

Эволюцию сортировочных станций можно разделить на ряд наиболее характерных этапов. Первый этап длился от момента появления сортировочных станций до конца 19 века, второй этап с 19 века до конца второй мировой войны и третий этап продолжается в настоящее время.

Наиболее интенсивно совершенствовались технологии по переработке вагонов в Германии, Великобритании, Франции, США. И на последнем этапе развития в Японии. На первом этапе развития сортировочных комплексов расформирование составов и направление отцепов на пути, соответствующие их назначению, происходило на горизонтальных путях, расходящихся веерообразно от одного вытяжного пути с помощью стрелочных переводов. В силу таких особенностей передвижение отцепов на соответствующие пути во многих станах, в том числе в России осуществлялись конной тягой.

В 1846 голу в Германии была построена первая станция на уклоне- станция Дрезден- Фридрихштадт. Такая же станция была построена в 1863 году во Франции станция Сен-Этьен и в Англии в 1873 году — станция Эдж-Хилл. Станции Гринвиль, Логаспорт, Шеридан в США так же были построены на уклоне. На станциях, построенных на уклоне, маневры осуществлялись «самотеком».В силу исторически образовавшихся крупных промышленных центров и городов в разных уголках нашей родины; размерам и густоте вагонопотоков между ними сортировочные станции расположены неравномерно.В 1862 году была построена станция Перово, которая в дальнейшем стала одной из самых крупных сортировочных станций на всей сети железных дорог.В 1876 году в Германии, а в дальнейшем и во Франции в 1888 году были построены первые сортировочные станции с горками, с площадкой на вершине и противоуклоном. В Германии-это станция Шпельдорф, во Франции — это станция Терр-Нуар.В 1891 году в Германии стали применять деление сортировочного парка на пучки (группу путей). Первое такое деление произошло на крупной сортировочной станции Остерфельд-Зюд.

В 1914 году в Германии был осуществлен автоматический перевод стрелок на станции Герне. В период первой мировой войны, несмотря на тяжелый период в стране, применялся метод уплотнения, суть которого состояла в комбинации параллельных и последовательных операций по обработке поездов. Применение данного метода позволило сократить простой вагонов в парках с 6-10 часов до 4-5 часов. К концу 1920 году возникает потребность перехода на новый уровень в организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Появляется необходимость построения транспортной сети.

К 1925 году многие односторонние сортировочные станции Германии, из-за увеличения объемов перевозок, были переустроены в двусторонние с последовательным расположением парков, как правило трех, очень редки двух. Самыми крупными сортировочными станциями в Западной Европе были Седдан, Вустермак, Г амм, Нюренберг, Мюнхен-Леям[1].

Второй этап развития сортировочных станции отличается усиленным созданием средств механизации кропотливых процессов на сортировочной горке.После окончания второй мировой войны были определены тенденции к строительству мощных сортировочных станций, которые будут оснащены современными техническими.средствами. Сортировочные станции строят как правило в этот период односторонними и с парками приема и отправления, объединяющими для всех примыкающих направлений- во Франции- это станция Жеврей, в Германии-Оффенбург, в США-Вест-Колтон.

Многие двусторонние сортировочные станции начинают переустраивать в односторонние, особенно в США и Германии. Предусматривается большое число путей в сортировочных парках: в Канаде на станции Монреаль — 124 пути (84 пути в основном и 40 в группировочном); в США на станции Бенсенвилл 70 путей; в Великобритании на станции Хили-Милле — 75 с учетом путей в группировочном парке; во Франции на станции Жеврей — 59 путей и т.д.

Из-за значительного увеличения длины поездов начинают строить станции с комбинированным расположением парков, которые имеют разную длину сортировочных путей (700-900м) и приемоотправочных путей, достигающих в США по станции Вест- Колтон- 3 км.

В 1955 году на станции Кирк в США был создан первый управляемый электроникой горочный комплекс. В 1960 году в США были построены три станции с последовательным расположение парков- Линкольн, Розевилл и Рэднор. На многих сортировочных станциях в Западной Европе отсутствовали парки отправления, из-за этого все сформированные поезда отправлялись из сортировочно­отправочных парков:         Лозанна-Сортировочная в Швейцарии, станция Торнтон в Великобритании. На станции Вест-Колтон и Силвис в США некоторые из путей отправления являются продолжением части сортировочных путей, образующие длинные сортировочно-­отправочные пути, удобно  используемые при формировании и отправлении длинносоставных поездов. Рост комбинированных перевозок грузов и развитие дополнительных маршрутов ведут к уменьшению значения традиционных сортировочных станций в перевозочном процессе железных дорог во всём мире. В последнее время на зарубежных дорогах переработка вагонов концентрируется на меньшем числе станций. В США и Канаде созданы мощные станции для обслуживания укрупнённых железных дорог и сортировочные комплексы в результате объединения небольших малопроизводительных станций. В европейских странах сортировочная работа также концентрируется на самых развитых узлах, горки малой и средней мощности закрываются.

Самая крупная в мире сортировочная станция находится в США – Бейли Ярд, штат Небраска. Эта двухсторонняя станция имеет в своих сортировочных парках 114 путей. Лишь немного ей уступает сортировочная станция Машен (Германия) – 112 путей. В Китае недавно построена самая мощная сортировочная станция в Азии – Цженгжоу, которая имеет два сортировочных парка по 34 и 36 путей[2].

На развитых сортировочных станциях со значительным объёмом работы с местными вагонами и групповыми поездами сооружаются группировочные парки и специальные сортировочные устройства для ускорения переработки местных вагонопотоков и сокращения сроков доставки грузов. Группировочные парки часто размещают последовательно с основным сортировочным парком, например станции Монреаль и Торонто в Канаде, Тинсли и Тайн в Англии. Такое расположение парков обеспечивает полную поточность повторной сортировки вагонов местных назначений и создаёт более благоприятные условия для автоматизации процессов. Эти станции имеют высокую перерабатывающую способность благодаря наличию большого числа путей в парках: приёма – до 12, отправления – до 20, в сортировочном – до 60 – 80, а длина путей в среднем составляет 1200 – 1700 м.

Высокая эффективность технологических процессов на сортировочных станциях за рубежом достигается за счёт внедрения новых технических средств и технологий. На горках сортировочной станции Бедфорд Парк (США, Иллинойс) ежесуточно перерабатывается до 3400 вагонов с помощью информационно-управляющей автоматизированной системы PRO YARD. У прибывающих на сортировочную станцию вагонов системой автоматического считывания информации сканируются номера. PRO YARD подтверждает или корректирует информацию о вагонах, сравнивая её с сопроводительными документами, полученными от эксплуатационной службы. Затем вагоны проходят через взвешивающее устройство и ряд датчиков, выявляющих характеристики качения вагонов. На станции Бедфорд Парк используются 6 электропневматических замедлителей для 36 сортировочных путей на западной стороне сдвоенной горки и 7 групповых замедлителей для 56 путей на восточной стороне.

Скачать текст в WORD

В результате внедрения на станции новой автоматизированной системы управления количество вагонов, находящихся на станции более двух суток, уменьшилось на 75%, а число ошибок при проведении сортировочных операций снизилось на 60%. 

«Для увеличения производительности сортировочной станции МакМиллано «Канадские национальные железные дороги» внедрили ряд технических нововведений, включая установку автоматизированной системы управления PRO YARD II. Эта станция имеет сдвоенную горку и 76 сортировочных путей. На станции были модернизированы замедлители типа ААА Sales & Engineering Inc. путём замены электромеханического двигателя на гидравлический силовой привод. В результате производительность сортировочной переработки увеличилась до 3300 вагонов в сутки.  Для повышения пропускной способности сортировочной станции Джерри Р. Дэвис (США) была проведена реконструкция, на которую израсходовано $142 млн. Внедрённые на станции высокотехнологичные решения обеспечили более высокую скорость и эффективность управления процессом роспуска вагонов и формирования составов при снижении эксплуатационных затрат и задержек поездов. Станция принимает и отправляет в среднем 60 поездов в сутки. В настоящее время сортировочная станция Джерри Р. Дэвис – это полностью компьютеризированная система с одним станционным диспетчером, контролирующим все выполняемые операции.


[1] Сортировочные станции в России и зарубежом

[2] Модернизация сортировочных станций в Северной Америке [Текст] / Б. С. Костюк [и др.] // Железнодорожный транспорт. — 2016. — № 11. — С. 71-75

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *