Сущность трансфертного ценообразования

Задачей, стоящей перед автором в данной главе, является изучение трансфертного ценообразования, его теоретических аспектов. Для достижения задач и цели работы необходимо, в первую очередь, дать понятие трансфертному ценообразованию, объяснить данное явление, выявить основные подходы и проанализировать роль элементов системы и связей между ними. С какой целью она формируется, какие задачи преследует, каким образом формируется трансфертная цена и каковы же плюсы и минусы от подобных сделок.

Для начала дадим основные определения. Трансфертная цена (transfer price) – это цена, которая устанавливается в хозяйственных операциях между взаимозависимыми участниками (речь может идти о различных подразделениях внутри одной компании или между участниками единой группы компаний). Следует отметить, что в подобных сделках могут принимать участие не только две стороны, но и большое количество участников. Трансфертные цены, как правило, рассматривают как цены, возникающие в рамках транснациональных компаний (трансфертная цена как цена, которую одно из подразделений устанавливает другому подразделению той же компании).

Однако их не только можно, но необходимо трактовать шире, а именно: как цены на поставки товаров между аффилированными участниками рынка (аффилированность происходит от лат. filius – сын, а в английском языке affiliation означает связь, когда речь идет о юридических организациях, аффилированность предполагает связь между организациями). Данное определение, на мой взгляд, является наиболее лаконичным и включает в себя все многообразие сделок, в которых возможно установление трансфертной цены. В российском налоговом праве понятие аффилированности не применяется, а лиц, между которыми существует определенная связь, определяют как «взаимозависимых лиц». Во второй главе содержание понятия «взаимозависимые лица» будет рассмотрено более подробно. Очевидно, что под трансфертным ценообразованием понимается деятельность по установлению цен между такими участниками.

Обращаясь к научной литературе, отметим, что в ней трансфертное ценообразование рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком своем значении трансфертное ценообразование рассматривается как деятельность по установлению и использованию при заключении сделок любых цен, в отношении которых есть основания полагать, что их величина определена участниками сделки не рыночным путем. Причем, как правило, подобные сделки осуществляются исключительно для снижения налоговой нагрузки, а не для достижения коммерческой цели. Рассматривая трансфертные цены под таким углом, приходим к выводу, что установление и применение подобных цен подлежит налоговому контролю, что также обуславливает актуальность настоящей работы.

В узком значении трансфертное ценообразование понимается как деятельность по установлению и использованию цен между взаимозависимыми лицами. И, таким образом, трансфертные цены в узком смысле — это цены, используемые внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами. В данном случае подобные сделки и установленные для их осуществления цены являются объективным результатом сложной хозяйственной системы и не имеют отношения к налоговому планированию. Политика трансфертного ценообразования является одним из ключевых аспектов финансового управления в холдинговых структурах, так как она очень тесно связанна с кредитной, налоговой, инвестиционной и амортизационной политикой.

В пояснительной записке к проекту к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» эта особенность трансфертного ценообразования отмечена, ввиду чего сказано о том, что «Под трансфертным ценообразованием <…> понимается собственно ценообразование между связанными компаниями (лицами), при этом компании, применяющие трансфертные цены, могут не преследовать цели уклонения от налогообложения, а использовать трансфертные цены только в связи со спецификой структуры корпорации».

Тем не менее, учитывая тот факт, что компании или группы компаний могут использовать трансфертные цены для налоговой экономии, подобные сделки между взаимозависимыми лицами требуют изучения и особого к ним отношения налоговых органов.

Разделение трансфертного ценообразования на две составляющие (в широком и узком значениях) имеет принципиальное значение. Правила, установленные в Налоговом кодексе Российской Федерации, имеющие отношение к трансфертному ценообразованию, относятся не только к взаимозависимым лицам, но и к товарообменным операциям, внешнеторговым сделкам, сделкам, цены по которым отклоняются более чем на 20% в ту или иную сторону от уровня цен, которые принято считать рыночными. В теории и на практике допускается смешение этих составляющих, что приводит к искажению положений о трансфертных ценах.

Трансфертное ценообразование существует везде, где имеют место трансферты товаров и услуг внутри одной организационной единицы. Таким образом, наличие внутриорганизационной коммерческой деятельности (или внутренней торговли) само по себе является предпосылкой построения системы трансфертного ценообразования.

Обращаясь к истории вопроса, выясним, зачем компании прибегают к установлению трансфертных цен, и почему вообще возникает внутренняя торговля и трансфертные цены?

МакАлей и Томкинс выявили четыре причины, вынуждающие участников сделок прибегать к трансфертному ценообразованию:

  1. Функциональная необходимость. Она связана с определением в фирме центров ответственности, что неизбежно влечет за собой измерение и оценку деятельности этих центров, а также мотивацию их руководителей.
  2. Экономическая необходимость. Организация необходимо эффективно распределять ограниченные ресурсы между выделенными центрами ответственности для достижения своих целей.
  3. Организационные причины. Зачастую, трансфертное ценообразования выступает в качестве инструмента дифференциации и интеграции между различными подразделениями организации.
  4. Стратегические причины. Трансфертное ценообразование необходимо для выработки оптимальных решений, относящихся к стратегическим.

Для организации вопрос трансфертного ценообразования является одним из наиболее сложных. Какая цена должна быть установлена для целей налогообложения?

Если, помимо всего прочего, сделка к тому же является международной, то установленная в рамках сделки трансфертная цена оказывает влияние на налоговую базу всех государств, на территории которых действуют участники следки. Интерес задействованных сторон здесь, в большинстве случаев, противоположный: увеличение цены и, как следствие, базы для налогообложения в одной стране влечет снижение налоговой базы в другой стране.

Сложность вопроса усиливается ввиду того, что ошибки могут нести в себе серьезные последствия как для государства, так и для компаний, осуществляющих сделку. Ошибки могут приводить к двойному налогообложению (двойное налогообложение — это ситуация, когда в одной стране необходимо корректировать налогооблагаемый доход до уровня рыночной цены, а во второй стране, в свою очередь, корректировка расходов для участника данной сделки будет невозможна).

В то же время, растут и риски для государств, так как применение трансфертных цен позволяет компаниям, работающим в разных государствах, перераспределить часть налоговой базы в страны с наиболее выгодными для них режимами налогообложения. Такие ситуации могут происходить не только в рамках международных следок, но и в любых из таковых, заключаемых между подразделениями одной компании либо взаимозависимыми компаниями, находящимися в неравных налоговых условиях (например, в разных субъектах Российской Федерации, в одном из которых одна сторона имеет право на использование налоговых льгот).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *