Разработка и апробация методики оценки интеллектуального капитала регионов

🙂

Скачать текст в WORD

Решение задачи сравнительного анализа корреляционной связи показателей интеллектуального капитала и Индекса глобальной конкурентоспособности Рос­сии, а также схожих по профилю GCI стран, и развитых стран с высоким уровнем конкурентоспособности требует выделить соответственно 2 группы стран.

собности (по методике ВЭФ, 2014-2016 гг.)

Методика ВЭФ выделяет группы стран, для которых определяющими драй­верами роста конкурентоспособности являются 3 основные группы показателей: показатели базовых потребностей, показатели эффективности и показатели инно­ваций. Также есть группы стран, которые находятся в транзитном состоянии пе­рехода из одной группы в другую (Таблица 3.1.1).

Таблица 3.1.1 — Группировка стран по признаку драйверов конкурентоспособности

Страны    с драйверамиСтраны с переходнымСтраны с драйверами инноваций
эффективноститипом экономики(37 стран)
(30 стран)(19стран) 
АлбанияАргентинаАвстралия
АрменияБарбадосАвстрия
Босния и ГерцеговинаЧилиБахрейн
БразилияКоста-РикаБельгия
БолгарияХорватияКанада
Кабо-ВердеВенгрияКипр
КитайЛатвияЧешская Республика
КолумбияЛиванДания
ЭквадорЛитваЭстония
ЕгипетМалайзияФинляндия
СальвадорМаврикийФранция
ГрузияМексикаГермания
ГватемалаОманГреция
ИндонезияПанамаСАР Гонконг
ИранПольшаИсландия
ЯмайкаРоссийская ФедерацияИрландия
ИорданияСаудовская АравияИзраиль
МакедонияСловацкая РеспубликаИталия
ЧерногорияТурция,Япония
МароккоУругвайКорея, респ.
Намибия Люксембург
Парагвай Мальта
Перу Нидерланды
Румыния Новая Зеландия
Сербия Норвегия
Южная Африка Португалия
Шри-Ланка Катар
Таиланд Сингапур
Тунис Словения Испания Швеция Швейцария Тайвань, Китай Тринидад и Тобаго Объединенные Арабские Эмираты Великобритания США

Согласно методике ВЭФ, Россия находится в переходном состоянии между группами стран с драйверами эффективности и инноваций.

Исходя из этого, автором был проведен корреляционный анализ показате­лей за период с 2014 по 2016 г.г. для двух выборок стран:

1.      Группа стран, характеризующаяся драйверами эффективности и переходные страны (далее группа 1).

2.      Страны, характеризующиеся драйверами инноваций (далее группа 2).

Объединение групп стран с драйверами эффективности со странами переходных экономик связано с тем, что они не в полной мере характеризуются инновационными факторами, а значит тяготеют скорее к странам с драйверами эффективности, чем странам, движимым инновационными факторами.

В частности, Российская Федерация входит в группу транзитных стран, пе­реходящих из группы, ориентированной на показатели эффективности, к группе стран, ориентированных на показатели инноваций.

В задачи нашего исследования входит детальное изучение тенденций разви­тия показателей, характеризующих интеллектуальный капитал. Автором было принято решение рассматривать как значимые корреляционные зависимости с умеренным (в интервале 0,5-0,75) и высоким (0,75 и выше) уровнями коэффици­ентов корреляции в обеих группах стран.

Для выявления внутренних взаимосвязей между показателями интеллекту­ального капитала подробнее рассмотрим каждый из 5 блоков показателей по странам первой и второй групп. Здесь и далее в Приложениях 12 и 16 желтым цветом отмечены наиболее значимые показатели, имевшие высокие параметры корреляционной связи (коэффициент парной корреляции — 0,5-0,75) в течение 3 лет, зеленым — показатели, имевшие эти параметры в течение 2 лет, белым — пока­затели, имевшие единичный случай значимой связи или не имевшие ее вовсе. Ре­зультаты корреляционного анализа по обеим группам представлены в приложени­ях 9-12 и 13-16.

Обобщая результаты корреляционного анализа по двум группам стран, рас­смотрим повторяемость взаимосвязей всех показателей интеллектуального капи­тала и GCI страны (Таблица 3.1.2.). В таблице красным цветом выделены те пока­затели, по которым выявлена высокая взаимосвязь с теснотой связи более 0,75 в течение 3 лет, желтым и зеленым цветом — с теснотой связи от 0,5 до 0,75 соот­ветственно в течение 3 и 2 лет.

Таблица 3.1.2 — Результаты сравнительного корреляционного анализа повторяемо­сти взаимосвязей показателей интеллектуального капитала с Индексом глобаль­ной конкурентоспособности в странах 1 и 2 группы за период 2014-2016 г.г. [53]

 1 группа2 группа
Показатели интеллектуального капиталастранстран
1. Количество патентов на 1 млн. чел03
2. Уровень охвата высшим образованием10
3 .Качество преподавания математики и естественных наук02
4. Качество бизнес- школ13
5. Доступность дополнительного образования33
6. Качество обучения персонала33
7. Гибкость определения зарплаты01
8.Уровень приема/увольнения10
9. Оплата и производительность33
10.Способность страны сохранять таланты03
11. Способность страны привлекать таланты13
12. Доступность новых технологий33
13. Доступность инженеров и ученых31
14. Трансфер технологий30
15. Качество НИИ33
16. Совместная работа университетов и регионов33
17.Умение регионов осваивать новые технологии33
18. Инновационный потенциал23
19. Расходы на НИОКР23

Как видно из Таблицы 3.1.2, во второй группе стран (с драйверами иннова­ций) у 15 из 20 рассмотренных показателей интеллектуального капитала стати­стический анализ выявил стабильно значимую корреляцию на протяжении трех лет, причем 11 из них имеют сильную взаимосвязь (более 0,75). Статистический анализ показал, что у второй группы (развитых стран) коэффициенты корреляции с GCI по 17 показателям существенно выше, чем у первой группы стран.

В то же время для первой группы стран по 12 из 20 показателей выявлена стабильная взаимосвязь с коэффициентом корреляции в интервале 0,5-0,75, при­чем не было ни одного показателя, который на протяжении всех 3 лет имел бы взаимосвязь более 0,75. [53]

В блоке интеллектуальной собственности у первой группы стран имеет место сильное отставание по показателю «Количество патентов на 1 млн. чел.», однако ввиду того, что данный показатель является результирующим, его увеличение возможно благодаря адекватным управленческим решениям в других блоках показателей. В блоке профессионального образования у стран 1 группы в отличии от стран характеризующихся инновационными показате­лями не наблюдается взаимосвязи с показателями качество преподавания ма­тематики и естественных наук а так же качество бизнес- школ. Поддержка гос­ударства и бизнеса в целях повышения качества обучения крайне важна, по­скольку качество преподавания математики и естественных наук, а также каче­ство бизнес-школ определяет качество подготовки научных и управленческих кадров, их компетентность, которые являются одним из ключевых факторов роста интеллектуального капитала страны. Так же стоит отметить, что во вто­рой группе развитых стран довольно значимыми оказались показатели «Спо­собность страны привлекать таланты» (Коэффициент корреляции 0,798112), а также «Способность страны сохранять таланты» (0,6379). Это проявление бо­лее высокой ценности человеческого капитала в развитых странах и наличия социально-экономических и правовых механизмов привлечения талантов со всего мира.

Для более точного анализа отличий и сходств между показателями интел­лектуального капитала в этих 2 группах стран нами были построены 2 профиля интеллектуального капитала в соответствии с методологией, представленной во 2 главе диссертации.

Проведем сравнительный анализ полученных профилей с профилем стран 2 группы (с драйверами инноваций). При составлении профиля инновационных стран была использована аналогичная методика факторного анализа, описанная в данной главе. Для анализа нами были использованы данные за 2015 год по 37 странам, входящим в группу с инновационными драйверами развития.

Результаты факторного анализа этих показателей с применением вращения типа варимакс представлены в Таблице 3.1. 3.

Таблица 3.1.3 — Результаты факторного анализа по группе стран с инновационным типом экономики

ПеременныеФакторы
F1F2F3
Х1 Количество зарегистрированных патентов<0.75<0.75<0.75
Х10 Доля населения, имеющего высшее образование<0.75<0.75-0,798
Х11 Качество преподавания математики и естественных наук<0.75<0.75<0.75
Х12 Качество бизнес-образования<0.75<0.75<0.75
Х13 Доступность дополнительного образования0,758<0.75<0.75
Х14 Качество обучения персонала0,830<0.75<0.75
Х5 Гибкость определения зарплаты<0.75<0.75<0.75
Х6 Уровень приема/увольнения<0.750,855<0.75
Х7 Оплата труда/ производительность<0.750,765<0.75
Х8 Способность страны сохранять таланты0,814<0.75<0.75
Х9 Способность страны привлекать таланты<0.75<0.75<0.75
Х15 Доступность новых технологий0,912<0.75<0.75
Х16 Трансфер технологий<0.75<0.75<0.75
Х17 Качество научно- исследовательских институтов0,922<0.75<0.75
Х18 Совместная работа университетов и предприятий0,864<0.75<0.75
Х19 Доступность инженеров и ученых<0.75<0.75<0.75
Х2 Уровень усвоения новых технологий0,840<0.75<0.75
Х3 Интеллектуальный потенциал0,935<0.75<0.75
Х4 Расходы на НИОКР0,855<0.75<0.75

На втором этапе исследования были построены 2 регрессионные многофак­торные модели (Приложение 17 и 18). В первой модели в качестве независимых переменных нами были выбраны переменные, входящие в 1 факторную группу (Х13, Х8, Х15, Х17, Х18, Х2, Х3, Х4), а в качестве зависимой переменной — значе­ние F1. В результате последовательного построения и отбора моделей нами была построена модель, удовлетворяющая всем статистическим критериям:

F1 = -8,3254 + 0,324473х14 + 0,128649х8 + 1,017198х15 — 0,50742х2 +

0,62188х3 (3) Во второй модели мы рассмотрели вторую факторную группу (значение 2 фактора рассматривалось в качестве зависимой переменной), а в качестве незави­симых переменных рассматривались два фактора (Х6, Х7). В результате последо­вательного отбора была построена следующая регрессионная модель:

F2 = -3,64122 + 0,885х7 (4)

Таким образом, мы получаем следующий профиль интеллектуального капи­тала для второй группы стран.

Самым крупным блоком показателей, представленных в данной группе, яв­ляются показатели инновационной активности регионов. Они соответствуют одноименной группе на уровне предприятия, которая не только включает все 3 показателя, измеряемые в рамках методики GCI, но помимо этого еще 2 являются прямыми факторами влияния на развитие интеллектуального капитала на макро-и мезоуровнях.

Это является сильным аргументом в пользу утверждения, что инновацион­ная активность в данных странах является основой формирования интеллектуаль­ного капитала на уровне страны и региона.

Настолько же широко в факторе F1 представлен блок инновационной обес­печенности региона. Регрессионный анализ показал, что в составе этих показате­лей всего 1 влияет на интеллектуальный капитал региона (Х15-доступность новых технологий). Несмотря на то, что на микроуровне данный блок показателей не может быть адекватно оценен, невозможно отрицать большое влияние инноваци­онной инфраструктуры как на интеллектуальный капитал региона, так и на интел­лектуальный капитал предприятия.

Немалый вклад в формирование фактора F1 вносит система высшего и профессионального образования, которая на микроуровне представлена блоком обучения персонала. Хотя данный блок представлен всего 2 показателями, один из них (Х14- качество обучения персонала) является прямым фактором развития интеллектуального капитала региона. Наименьшее влияние на формирование фактора оказывает единственный показатель из блока Защиты интеллектуальной собственности.

Также всего одним показателем в факторе F1 представлен блок Рынка труда и соответствующий ему на микроуровне блок показателей оплаты труда и кадро­вого состава (Х8 — способность страны сохранять таланты). Однако именно он яв­ляется показателем, напрямую влияющим на интеллектуальный капитал.

Следует отметить, что большая часть показателей, представленных в фак­торе F1 (Х2, Х3, Х4, Х13, Х14, Х8, Х15, Х19), по результатам корреляционного анализа, существенно влияют на конкурентоспособность страны.

Помимо этого, остальные показатели блока Рынка труда представлены в факторе F2:

Х6 — уровень приема и увольнения;

Х7- оплата труда/производительность, который является прямым показа­телем влияния на интеллектуальный капитал. Данный показатель также влияет на конкурентоспособность по результатам корреляционного анализа.

Аналогичным образом нами был построен профиль интеллектуального ка­питала для стран первой группы (в который входит и Россия). В Таблице 3.1.4 представлены результаты факторного анализа с применением вращения типа ва-римакс.

На втором этапе исследования нами были построены 3 регрессионные мно­гофакторные модели (Приложения 19-21). В первой модели в качестве независи­мых переменных выбраны переменные, входящие в 1 факторную группу (Х12, Х13, Х18, Х19, Х3, Х4), а в качестве зависимой переменной — значение F1. В ре­зультате последовательного построения и отбора моделей нами была построена модель, удовлетворяющая всем статистическим критериям:

F1 = -6,7633 + 0,893х12 + 0,8041х4 (5)

Во второй модели мы рассмотрели третью факторную группу, а в качестве независимых переменных рассматривались компоненты данного фактора (Х7). В результате была построена следующая регрессионная модель:

F3 = -4,1771 + 1,1704 х7

Таблица 3.1.4 — Матрица повернутых компонент стран с инвестиционными драйверами роста

 Факторы
F1F2F3F4
Х1 Количество зарегистрированных патентов<0.75<0.75<0.750,793
Х10 Доля населения, имеющего высшее образование<0.75<0.75<0.75<0.75
Х11 Качество преподавания математики и естественных наук<0.75<0.75<0.75<0.75
Х12 Качество бизнес-образования0,771<0.75<0.75<0.75
Х13 Доступность дополнительного образования0,796<0.75<0.75<0.75
Х14 Качество обучения персонала<0.75<0.75<0.75<0.75
Х5 Гибкость определения зарплаты<0.75<0.75<0.75<0.75
Х6 Уровень приема/увольнения<0.75<0.750,840<0.75
Х7 Оплата труда/ производительность<0.75<0.75<0.75<0.75
Х8 Способность страны сохранять таланты<0.75<0.75<0.75<0.75
Х9 Способность страны привлекать таланты<0.75<0.75<0.75<0.75
Х15 Доступность новых технологий<0.75<0.75<0.75<0.75
Х1 6 Трансфер технологий<0.75<0.75<0.75<0.75
Х17 Качество научно- исследовательских институтов<0.750,863<0.75<0.75
Х18 Совместная работа университетов и предприятий0,807<0.75<0.75<0.75
Х19 Доступность инженеров и ученых0,854<0.75<0.75<0.75
Х2 Уровень усвоения новых технологий<0.75<0.75<0.75<0.75
Х3 Интеллектуальный потенциал0,790<0.75<0.75<0.75
Х4 Расходы на НИОКР0,784<0.75<0.75<0.75

Третья модель была построена на основе четвертой факторной группы, в которую также входила всего одна переменная (Х1), которая была рассмотрена в качестве независимых переменных, в то время как значение фактора F4 рассмат­ривалось в качестве зависимой переменной, в результате чего была получена сле­дующая регрессионная модель:

Таким образом, мы получаем профиль интеллектуального капитала для вто­рой группы стран. Как можно видеть из рисун­ка, наибольшая факторная группа в профиле представлена фактором F1, в кото­рый входят показатели из трех групп: показатели, характеризующие профессио­нальное образование (Х12, Х13), показатели инновационной обеспеченности (Х18, Х19) и инновационной активности (Х3, Х4). Именно эта группа является основным фактором, характеризующим особенности формирования интеллекту­ального капитала в странах первой группы. Интересно отметить, что показатели X12, Х18, Х19, Х3 и Х4 также имеют сильную корреляцию с уровнем Индекса глобальной конкурентоспособности в странах второй группы.

Что касается показателей Х17 и Х1, представленных во втором и четвертом факторе соответственно, согласно результатам корреляционного анализа, они также сильно влияют на конкурентоспособность предприятия. Таким образом, большая часть факторов, вошедших в данный профиль (7 из 9), имеют значитель­ное влияние на формирование конкурентоспособности.

В целом имеет место большое сходство с аналогичным профилем, постро­енным для второй группы стран. Если сравнить наибольшие факторные группы показателей, то мы можем заметить, что показатели первой группы стран анало­гичны показателям стран второй группы за исключением одного показателя — Х12 — Качество бизнес-образования. В то же время следует отметить, что во второй группе стран есть совокупность важнейших для формирования эффективного ин­теллектуального капитала показателей, не представленных в первой группе стран: Х2 — Уровень усвоения новых технологий, Х8- Способность страны сохранять та­ланты, X15 — Доступность новых технологий.

Отсутствие показателей Уровня усвоения новых технологий и Доступности новых технологий указывают на неспособность стран быстро осваивать новейшие технологии на уровне регионов. Отсутствие этой возможности существенно снижает конкурентоспособность производимой в стране продукции, делая ее ли­бо морально устаревшей, либо неоправданно дорогой.

На наш взгляд, важнейшим фактором, лежащим в основе построения эф­фективного интеллектуального капитала, является отсутствующий у первой груп­пы стран показатель — Способность страны сохранять таланты, потому что отсут­ствие компетенций и условий в данной сфере ведет к так называемой «утечке мозгов», отъезду высококлассных специалистов, которые могут создавать и осва­ивать новые технологические и бизнес-решения, существенно увеличивающие конкурентоспособность страны.

При сравнении большое сходство отмечается у пока­зателей фактора F3 у стран первой группы и фактора F2 у стран второй группы. Общим показателем у обеих групп стран является X6 — Уровень прие­ма/увольнения, однако во второй группе стран значимым является и показатель, связанный с оплатой труда/производительностью. Данный показатель также явля­ется крайне важным для формирования интеллектуального капитала, ввиду того, что он отражает степень оценки труда высококвалифицированных специалистов. Понимание важности и целенаправленная работа в данной сфере позволяет не только существенно сократить утечку высококлассных специалистов, но также привлечь специалистов из других стран и регионов.

Сравнительный корреляционный анализ показал, что в странах второй группы с инновационным типом экономики более тесная связь с Индексом гло­бальной конкурентоспособности (Коэффициент корреляции более 0,75) отмечает­ся по следующим 12 показателям интеллектуального капитала:

Защита интеллектуальной собственности;

Доступность дополнительного образования;

Качество обучения персонала;

Качество бизнес-школ;

Оплата труда/ производительность;

Способность страны привлекать таланты;

Доступность новых технологий;

Качество НИИ;

Совместная работа университетов и регионов;

Умение регионов осваивать новые технологии;

Инновационный потенциал;

Расходы на НИОКР.

Статистический анализ показателей по методике ВЭФ позволил сделать вы­вод о том, что именно эти факторы определяют успехи в формировании, развитии и реализации интеллектуального капитала развитых стран.

В странах первой группы на Индекс глобальной конкурентоспособности оказывают существенное влияние меньшее количество показателей (с коэффици­ентом корреляции более 0,62):

Оплата труда/производительность;

Совместная работа университетов и регионов;

Качество НИИ;

Качество обучения персонала;

Умение регионов осваивать новые технологии;

Трансфер технологий;

Доступность новых технологий;

Расходы на НИОКР.

Проведенный анализ со значительной степенью вероятности статистически доказал, что именно в этих факторах кроются проблемы управления интеллекту­альным капиталом в России и других странах первой группы.

Благодаря использованию авторской методики построения профиля интел­лектуального капитала удалось уточнить, что наиболее проблемными показателя­ми интеллектуального капитала для России являются Х2- Уровень усвоения но­вых технологий, и Х8- Способность страны сохранять таланты, X15- Доступность новых технологий, а также показатель Х7- оплата/ производительность труда. Решение проблем роста интеллектуального капитала России и стран первой группы требует принятия кардинальных управленческих решений прежде всего в указанных областях не только на уровне государства и его регионов, но и на уровне крупных и средних регионов. Они, в свою очередь, естественным об­разом могут создавать спрос на высококлассных специалистов и поддерживать инновационную среду посредством инвестиций в человеческий капитал, в разра­ботку новых технологий, продуктов, процессов Но для осознанных стратегиче­ских решений в данном направлении предприятие должно анализировать и адек­ватно оценивать особенности конфигурации профиля своего интеллектуального капитала, который является ключевым инструментом повышения его конкуренто­способности.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *