ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
THE RIGHT OF CITIZENS TO PARTICIPATE IN THE GOVERNMENT’S
MANAGEMENT AND ITS PROBLEMS OF IMPLEMENTATION
Аннотация: в данной работе автор рассматривает вопрос, об возможности реализации
права на участие в управлении государством. Автор анализирует реальные возможности и
границы реализации права на участие в управлении делами государства, выявляет
проблемы по данному вопросу.
Ключевые слова: управление государством, права граждан, органы местного
самоуправления.
Annotation: In this work, the author’s question, on the use of rights to participate in government.
The author analyzes the real opportunities and rights to participate in the management of the affairs
of the state, reveals problems on this issue.
Keywords: Commissioner for Human Rights, rights of citizens, protection of rights and
freedoms
Граждане Российской Федерации в соответствии со статьей 32 Конституции Российской
Федерации имеют права участвовать в управлении делами государства как
непосредственно, так и через представителей [1]. Непосредственная форма участия граждан
в управлении делами государства представляет собой проявление воли народа на
референдуме, выборах и т.д. Участие граждан в управлении делами государства с помощью
представителей осуществляется через избираемые органы в государственной власти,
институты политической системы и др. Право на участие в управлении государством
основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с
которым единственным источником власти в Российской Федерации является
многонациональный народ. Право граждан Российской Федерации участвовать в
управлении государства взаимосвязано со свободой и демократией народа. Под
демократическим государством нужно понимать такое государство, деятельность и
устройство которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам
человека и гражданина.
Реализация права граждан на участие в управлении государством основывается через
целый комплекс других прав граждан, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации:
 Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы
местного самоуправления;
 Право участвовать в референдуме;
 Право на равный доступ к государственной службе;
 Право участвовать в отправлении правосудия.
Одной из важнейших форм участие граждан в управлении государства являются
свободные выборы. В выборах у граждан имеется равные и прямые избирательные права,
путем тайного голосования. Граждане участвуют в выборах свободно и добровольно.
Избранное должностное лицо должно поддерживать волю и интересы населения.
Референдум должен выявлять волю населения. Референдум представляет собой
голосование граждан Российской Федерации по важным вопросам государственной и
общественной жизни, которые имеют обязательное значение для органов государственной
власти и органов местного самоуправления. Референдум является равным и свободным
волеизъявлением граждан Российской Федерации, путем тайного голосования. В
референдуме могут участвовать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18
лет.
Одним из механизмов права на участие в управлении государством является равное
право граждан на государственную службу. Все граждане имеют одинаковое право на
занятие любой государственной должности. Для государственной должности необходимо
иметь профессиональную подготовку и определенные способности. Гражданин Российской
Федерации может поступить на государственную службу, достигнув возраста
восемнадцати лет, владея государственным языком Российской Федерации и иметь
квалификационные требования [2].
Граждане Российской Федерации могут участвовать в отправлении правосудия, участвуя
в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя или арбитражного
заседателя. Существование присяжных заседателей в судебном заседании способствует
привлечение общественности к осуществлению правосудия. Арбитражные заседатели
привлекаются к рассмотрению дела по ходатайству одной из сторон, заявляемому до
рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели наравне с судьями
рассматривают дела и принимают решение.
Граждане Российской Федерации имеют право на осуществление местного
самоуправления, с помощью участия в местном референдуме, муниципальных выборах, а
так же других форм волеизъявления [3].
Стоит отметить, что нельзя отождествлять конституционное понятие управление делами
государства с понятием государственного управления.
Гражданин Российской Федерации имеет право обращаться лично к органам
государственной власти и органам местного самоуправления с индивидуальным или
коллективным обращением. Данное право служит гарантией конституционных прав и
свобод. Закрепление данного права в Конституции Российской Федерации служит
укреплению демократии. Граждане Российской Федерации могут обращаться с заявлением,
жалобой или предложением в любой орган государственной власти, даже к Президенту
Российской Федерации. Органы государственной власти в свою очередь должны дать ответ
на данное обращение. Обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня
регистрации, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения
граждан Российской Федерации». Так же гражданам может быть обеспечен личный прием
в государственных органах, а так же гарантируется личная безопасность.
Тем самым можно сделать вывод, что вопрос об изучении права на участие в управлении
государством является актуальным в настоящее время. Наделение граждан Российской
Федерации правом на участие в управлении государственными делами является важным
фактором для формирования демократического государства. Возможность участия граждан
в управлении государством зафиксировано в Конституции Российской Федерации (статья
32). Граждане Российской Федерации имеют права участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так и через представителей.
Список литературы:
1. Конституция РФ от 12.12.1993.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 — ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» // Режим доступа. – СПС КонсультантПлюс. – Загл. с
экрана.
3. Федерального закона от 06.10.2003 № 131 — ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Режим доступа. – СПС
КонсультантПлюс. – Загл. с экрана.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 //
Режим доступа. – СПС КонсультантПлюс. – Загл. с экрана.
5. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5 — ФКЗ «О референдуме
Российской Федерации» // Режим доступа. – СПС КонсультантПлюс. – Загл. с экрана.
© В.Р. Калимуллин, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *