Городской пейзаж в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

🙂

Скачать текст в WORD

Петербург – составная художественная система Ф. М. Достоевского, с помощью которой мы можем говорить об определённом петербургском тексте писателя.

          Петербург предстаёт перед писателем прекрасным, романтическим городом: «Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами» [4, с. 150]. Ф. М. Достоевский чувствует в нём и оборотную, трагическую суть. Он никогда не забывает об истоках Петербурга, об истории его возникновения. Город для писателя является страшным в своей безжалостной красоте, высокомерным к судьбе отдельного человека. «В белую ночь мгновенно озарил душу Достоевского скорбный облик Петербурга» [4, с. 207], – писал известный исследователь темы «Петербург Достоевского» Н. П. Анциферов.

         В прозаическом тексте Ф. М. Достоевского город Петербург занимает определённое пространство, которое является  частью общего содержания его прозы. Петербургское содержание возникает в результате наличия в тексте определённых семантических элементов, которые в совокупности дают нам целостное представление о городе.

Ф. М. Достоевский в своём романе«Преступление и наказание» изображает пейзаж величественного Петербурга. Он словно живое существо, имеющее свои внутренние законы, влияющие на судьбы людей. Человек здесь одинок, а люди – толпа, которая ничего не желает ни слышать, ни понимать. Для Ф. М. Достоевского Петербург был самым отвлечённым и таинственным городом на всём земном шаре.

В литературном наследии Ф. М. Достоевского можно выделить до 20 произведений, в которых городской пейзаж выступает фоном для развития сюжета. Обычно Ф. М. Достоевский даёт точные топографические указания. Он любит отмечать отдельные места разнообразного в своих частях и цельного в своём единстве города. Петербург Ф. М. Достоевского – город бедняков, людей, забитых жизнью; город угрюмый, в котором «так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды», «так скоро перерабатывается человек»; [12, с. 107].

 Не всегда в творчестве Ф. М. Достоевского городской пейзаж предстаёт таким. Встречаются описания картин природы и великолепных видов столицы, но они лишь создают контраст к безотрадному изображению. «Среди разряженных женщин, богатых особняков голодный юноша ощущает себя отверженным» [12, с. 120].

Изображения характеров, которые раскрывают закономерности действительности, могучая сила художественной правды, которая очищает и даже возвышает идейно-нравственные искания, воплощённые в творчестве

Ф.М. Достоевского, активно служат потребностям сегодняшних дней. Сарказм произведений писателя «сохраняет действенную силу, направленную против всего античеловеческого и эгоистического» [12, c. 135], что является основной причиной изобразительного мастерства, доставляющего высокое нравственное и эстетическое наслаждение.

Невозможно представить Петербург без его храмов, церквей, соборов. Духовность утеряна в этом пошлом, безбожном, антигуманном чиновничьем мире, где все силы направлены на достижение не столько духовных, сколько материальных благ.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажа: пыльные, грязные, душные улицы, беспощадно палящее солнце и мрачный, хмурый, пасмурный город, окутанный холодом и сыростью, чёрную воду Невы. Картины эти нарисованы серыми, тусклыми красками художника слова: «Опять пыль, кирпич и  известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразволившиеся извозчики» [21, с. 210].

Невыносимую духоту замечает и мать Раскольникова Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции: «…ужас у него душно…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, чо за город!» [21, с. 195].

Единственный яркий штрих среди мрачного пейзажа – это яркое, кроваво-красное солнце. Однако это яркое солнце на фоне душного, пыльного города оставляет гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему [Раскольникову] в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилось» [21, с. 126]. Образ солнца в романе имеет несколько значений. Главному герою больно смотреть на него. Солнце, присутствующее в пейзажных описаниях, задаёт в произведении мотив открытости, оно будто высвечивает безнравственное, жестокое намерение Раскольникова. В повторяющемся образе солнца заложен глубокий философский  смысл, связанный с идейным содержанием романа. С образом солнца тесно связан и образ луны. Он появляется во снах Раскольникова. «Вся комната была ярко облита лунным светом. Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна» [21, с. 208]. Эти два образа символизируют  внутреннее озарение героя, надежду на то, что Раскольников не безнадёжен, в его душе ещё остались светлые, добрые мысли.

Важно отметить и присутствие цветового колорита в романе. Помимо серого, жёлтого цветов, символизирующих бедность и мрачность городского пейзажа, в произведении прослеживается и голубой цвет – цвет чистоты и надежды. Таким был цвет воды ручья, который журчал рядом с Раскольниковым. Он успокаивает, способствует погружению в себя. Голубой цвет в произведении также и холодный, равнодушный цвет.

Мрачный, тёмный пейзаж связан и с другим главным героем произведения – Аркадием Ивановичем Свидригайловым. Его безысходное, мрачное настроение передано следующим пейзажным описанием: «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилась высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст. С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. [21, с. 470]. Свидригайлова автор изображает как человека, у которого нет никакой цели в жизни, никаких интересов и моральных устоев. Таким образом, пейзаж этот своей тоскливостью и безысходностью предваряет смерть героя, его самоубийство.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что практически все пейзажные описания в произведении являются символичными. Они связаны с духовными, моральными, нравственными исканиями героев, а также с идейным замыслом романа. С помощью пейзажа автор более ярко и достоверно изображает состояние героев в большом, безжалостном городе, где люди теряют доброту, человечность друг к другу, что порождает в их душе жестокие, бесчеловечные идеи. Но, порой, наступает момент, когда душа очищается через собственные страдания, открываясь навстречу любви и надежде. В этом и заключается символичность пейзажа.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *