Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и
социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения
в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному
труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения,
способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к
труду, ответственность за порученное дело.
Наш опыт приобретается на протяжении всей истории народа, находит свое отражение в
народных традициях. богатый арсенал народных традиций, который сформировался из
конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован.
Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный
опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее
значительным периодом в нравственном становлении личности является младший
школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к
внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и
необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к
другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и
воспитанием младших школьников.
Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным
носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает
педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично
развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической
культуры.
Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования
художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные
мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В
народных ремеслах, как и во всем декоративно — прикладном искусстве, сложившиеся
традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом
художественной культуры.
В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно —
исторический подход, связь народного творчества с природой родного края, синтез
материальных и духовных ценностей народной художественной культуры [1, с. 94].
Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь
именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.
Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств
воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и
духовных ценностей от одного поколения к другому.
Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные
временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют
для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.
Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они
вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и
правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к
народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности,
желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений [2, с. 165].
Декоративно — прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает
развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе
огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего
дня практически в неискаженном виде характер духовно — художественного постижения
мира.
Одна из главных особенностей народного декоративно — прикладного искусства —
рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы
хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика
декоративно — прикладного искусства вырабатывается самими мастерами в процессе их
художественной практики, и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению.
Преподавание декоративно — прикладного искусства в учреждениях дополнительного
образования дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а
также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ребенка [1, с. 123].
Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с
процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна
для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала,
уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.
Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи
практического назначения. Обучение декоративно — прикладному искусству органично
сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей
огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее
поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу
забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом
реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций
велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является
воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли.
Отличительной особенность декоративно — прикладного народного творчества является
яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или
геометрическим орнаментам.
Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень
актуальное в современных условиях — это бережное отношение к ценностям, созданным
трудом человека и природой.
В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное
стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция
жива, пока ее чтут, берегут.
Список литературы.
1. Измайлов. А Э. Народная педагогика. – М.: Просвещение, 1991г. – 245 с.
2. Рождественская С.Б. Народные художественные традиции и формирование личности
// Русские народные традиции и современность. М., 1995. – 324 с.
© Д.И. Каюмова, Т.В. Емельянова, 2017