Застенчивость и особенности ее проявления в поведении старших дошкольников

🙂

Скачать текст в WORD

Застенчивость – очень распространенное и разностороннее качество личности человека. В психолого-педагогических исследованиях понятие застенчивости связывают с боязливость, тревожностью, неуверенностью, некоммуникабельностью личности, переживанием стыда [1, 3, 6]. Термин «застенчивый» встречался в немецкой культуре еще в XVI веке, где schuchter означало «быть пугливым, робким, трусливым» [16].

Согласно Оксфордского словаря, понятие «застенчивый» начали применять для характеристики человека лишь в начале XVII века в значении «легко пугливый» [17].

Сегодня в психологической науке понятие «застенчивость» трактуется учеными в трех аспектах: свойство личности, личностная черта и социально-приобретенная модель поведения. Так, К. Платонов застенчивость рассматривал как «свойство личности, как правило, тяжело переживается; эмоциональное состояние, обусловленное наличием выраженного психологического барьера, мешающего положительному общению, и снижает коммуникативные способности» [6; ст.239].

В. Куницына отмечала, что застенчивость – это свойство личности, характеризуется трудностями в ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и спецификой развития самосознания [6, с. 240].

Как отмечал К. Изард, появление стыда и застенчивости в личности, вызванные ситуациями, где имеются возбуждения и удовлетворения, при этом стыд, по мнению ученого, следует рассматривать как эмоцию, а застенчивость — как личностную черту [5]. За физиологическими симптомами, для стеснительных людей свойственно повышение пульса, учащенное сердцебиение, потливость, чувство дискомфорта в желудке, смущение и покраснение лица, которое не удается скрыть.

Таким образом, застенчивость является сложным психологическим состоянием личности, сопровождается как моральным, так и физиологическим дискомфортом и проявляется от легкого стыда к полной замкнутости.

В нашей работе мы рассматриваем застенчивость как особенность поведения детей старшего дошкольного возраста.  С позиции генетического подхода [3, 4], застенчивость трактуется как врожденная черталичности, наблюдается у ребенка уже на первых неделях жизни, в частности в эмоциональнойсфере, а в 2 года появляются первые проявления застенчивости в виде беспричинного уходавзрослых, потребности в поддержке и т.д. [1, 7]. Этому, в частности, способствует тип темперамента и потребность в общении. Дети с чувствительной нервной системой слишком интенсивно реагируют нараздражители внешней среды, осторожно ведут себя в необычных ситуациях, имеютпеременчивое настроение, избегают взаимодействия с другими детьми во время совместных игр.

Детей, для которых свойственна застенчивость, разделяют на две группы: внешнезастенчивые и внутренне застенчивые [6].

Скачать текст в WORD

Внешне застенчивым дошкольникам сложно рассказать другим о своих страхах,переживаниях. Они боятся обратиться за помощью, избегают тесного взаимодействия с детьми ивоспитателями, не активны на занятиях и во время игры, конформные. Такой вид застенчивостихарактерен для детей-интровертов. Внутренняя застенчивость более свойственна экстравертам, которые переживают ее глубоко всебе, не демонстрируя ее окружающим. Такие дети часто скрывают свои переживания, имприсуща мотивация избегания неудачи, боятся проявить себя, зато в группе сверстниковне выделяются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *