Зарубежный опыт противодействия коррупции

На современном этапе многие зарубежные страны успешно справляются с проблемой коррупции. Так, достаточно «чистыми» в коррупционном отношении государствами являются Финляндия, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Дания, Австрия, Швейцария, Германия, США, Канада, Гонконг, Израиль, Чили, Южная Корея, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Япония. Использование положительного опыта этих стран является важным элементом разработки национального механизма противодействия коррупции.

Так, например, Швеция длительное время считалась страной, насквозь пораженной коррупцией. Однако в середине XIX века руководством страны было принято стратегическое решение о полной модернизации системы государственного регулирования. В её основу был заложен принцип активного материального стимулирования честного и ответственного управления с одновременным введением прозрачности государственного механизма, независимой системы правосудия и высочайших этических стандартов для чиновников всех уровней.

Уже через несколько лет честность стала престижной нормой среди государственной бюрократии, а общественное мнение превратилось в ключевой регулятор поведения не только чиновников, но и представителей частного бизнеса. Сегодня в Швеции наблюдается один из самых низких уровней коррупции в мире – такого результата невозможно добиться никакими мерами законодательного регулирования и даже уголовными наказаниями.

В Нидерландах система борьбы с коррупцией включает достаточно широкое разнообразие институциональных и процедурных инструментов, в числе которых:

  • система анализа и мониторинга вероятных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях;
  • многоуровневая система подбора сотрудников на коррупционно опасные должности;
  • широкая система поощрений, нацеленная на обеспечение материального и морального удовлетворения должностных лиц от честной и эффективной работы в государственных органах;
  • развитая система наказаний за любые коррупционные действия, в рамках которой основной мерой является пожизненный запрет на занятие должностей в государственных органах и потеря всех социальных льгот, установленных для государственных служащих;
  • наличие специальной антикоррупционной полиции, обладающей особыми полномочиями в случае обнаружения фактов коррупции.

В Израиле наряду с инструментарием, характерным для Нидерландов, существует также система «дублирования» мониторинга за коррупционными действиями, реализуемая независимым ведомством Государственного контролера и Ведомством за чистоту правительства. Указанные организации анализируют гипотетические коррупционные точки, а в случае их выявления информируют о них органы следствия и общественность. Следует отметить, что доля фактически доведенных до суда коррупционных преступлений не превышает 5%, однако репутация человека, даже косвенно замешанного в коррупционном скандале, является крайне нежелательной.

Уголовный кодекс Канады приравнивает взяточничество к нарушению Конституции и акту государственной измены, причем ответственность распространяется как на лицо, получившее взятку, так и на человека, давшего ее. Нормы конституционного права Канады направлены как против зависимости парламента от бизнеса, так и против использования депутатами служебного положения в корыстных целях.

В Японии одним из ключевых направлений борьбы с коррупцией является эффективная кадровая политика: чиновникам гарантирована достойная оплата труда, большое значение имеют этические нормы поведения и установлено достаточно суровое наказание за их нарушение.

В столице Южной Корее – городе Сеул – с 1999 года существует антикоррупционная программа «OPEN», созданная по инициативе мэра Гох Куна. На первом этапе реализации программы мэр предложил всем жителям города направлять ему открытки с описанием проблем, возникающих при взаимодействии с должностными лицами, и сам же лично данные открытки читал. При этом в текст контрактов всех служащих мэрии было включено положение о возможности увольнения без объяснения причин при подозрении на затягивание решения какой-либо проблемы или требования взятки за такое решение.

Впоследствии программа «OPEN» была значительно расширена, и теперь каждый человек может отслеживать через Интернет ключевые шаги чиновников при принятии конкретных решений и протестовать при выявлении нарушений. Свободный доступ к такой информации позволяет исключить личные контакты граждан с чиновниками, а следовательно минимизировать возможность совершения коррупционных деяний.

Таким образом, зарубежные антикоррупционные программы характеризуются использованием достаточно разнообразных приемов и инструментов борьбы, при этом акцент делается на предупреждение коррупции.

Существует достаточно распространенное мнение, что коррупцию можно одолеть с помощью сильного государства, репрессий и диктатуры. Однако китайский опыт, где показательные расстрелы проворовавшихся чиновников давно стали «обычным делом», подтверждает обратное. Репрессивные меры, при кажущейся эффективности, едва ли могут дать желательный результат – взяточников если и убавится, то ненамного, а размеры взяток автоматически взлетят до небес как плата за повышенный риск. Кроме того, репрессивные меры могут привести к резкому усилению одной из «корпораций чиновничества» – правоохранительных органов, которые получат монопольное право на решение участи других госслужащих.

Демократический режим хотя и не гарантирует свободу от коррупции, но обеспечивает больше возможностей для борьбы с ней за счет следующих факторов:

  • свобода слова, позволяющая прессе контролировать деятельность государственных чиновников;
  • гражданское общество, способное повысить эффективность деятельности независимых комиссий по борьбе с коррупцией;
  • эффективное стимулирование труда чиновников, позволяющее обеспечить им достойный уровень жизни и снижающее риски коррупционного поведения.

В последнее время большое значение приобрело внедрение «культуры прозрачности» как важного фактора успеха борьбы с коррупцией. Открытость информации, в применение новых интернет-технологий для достижения прозрачности государственного управления, свобода прессы, участие гражданского общества в мониторинге деятельности чиновников значительно снижают уровень коррупции и способствуют обеспечению безопасности государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *