Законодательный процесс в Китае, в соответствии с действующими законами и нормативно-правовыми актами, законодательный процесс включает следующие основные процедуры:
1) выдвижение законопроекта;
2) обсуждение законопроекта;
3) принятие решения по законопроекту;
4) обнародование соответствующего закона.
Ниже представлено краткое описание данных четырех процедур:
1) Выдвижение законопроекта
Право выдвижения законопроекта Национальному народному конгрессу (ННК) принадлежит соответствующим учреждениям ННК, а также центральным административным, военным и судебным органам. Законопроект, предлагаемый ННК, должен находиться в пределах полномочий и функций ННК и должен быть связан с функциями органа, выдвигающего законопроект.
2) Обсуждение законопроекта
Существуют два вида процедур обсуждения законопроекта: процедура принятия решения о включении законопроекта в повестку дня заседания, и процедура принятия решения о том, должен ли законопроект стать законом. Если законопроект вносится в повестку дня, пленарное заседание, после выслушивания заявлений спонсора, направляет законопроект делегациям для подробного обсуждения, соответствующим комитетам ННК для особого обсуждения и Законодательному комитету для унифицированного обсуждения. Обсуждение Законодательного комитета является особенно важным.
3) Принятие решения по законопроекту
Принятие решения по законопроекту означает, что законодательный орган проводит голосование, т.е. формальные действия по принятию или непринятию законопроекта, по которому состоялось обсуждение. В рамках всего законодательного процесса принятие решения по законопроекту является шагом определенной значимости. В соответствии с Конституцией Китая, утверждение законопроекта требует согласия более половины представителей ННК.
4) Обнародование закона
Обнародование закона представляет собой юридическую процедуру, в результате которой орган законодательной власти делает закон, получивший утверждение, доступным для общества посредством законного процесса. В соответствии с Конституцией Китая, президент Китая, в соответствии с решениями, принятыми ННК и Постоянным комитетом ННК, обнародует закон. [8,с.110] Таким образом законотворческая работа китайского парламента планируется на годы вперед и в ее основе лежит необходимость в успешном разрешении возникающих на различных этапах государственного развития вызовов и угроз. Так, для всестороннего обеспечения государственной безопасности решением правящей партии был создан новый координирующий деятельность силовых ведомств орган, а ПК ВСНП принял важный Закон «О борьбе со шпионажем».