Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей (The Wall Street Reform and Consumer Protection Act — законодательный акт США, принятый 21 июля 2010 г. в целях снижения рисков американской финансовой системы. Считается наиболее масштабным изменением в финансовом регулировании США со времен Великой депрессии. Закон существенно изменил деятельность федеральных органов власти, регулирующих порядок оказания финансовых услуг, а также создал дополнительный орган финансового регулирования — Совет по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council, FSOC).
В Законе Додда-Франка о реформировании финансового сектора и защите прав потребителей США содержащем свыше 2000 страниц, рассматриваются 4 основных
вопроса:
• усиление защиты прав потребителей;
• повышение прозрачности внебиржевого рынка производных инструментов;
• создание системы надзора, направленной на минимизацию рисков для финансовой системы;
• ужесточение требований к капиталу и регулирования крупных банков.
Но с точки зрения кредитного риска контрагента самой интересной является VII Глава данного закона, усиливающая регулирования внебиржевого рынка производных финансовых инструментов.
VII Глава закона о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей
В текущей редакции Закона Додда-Франка содержатся новые требования к любым операциям с внебиржевыми производными инструментами, которые имеют источник, совершаются, регулируются в США или расчеты, по которым проводятся в США либо через базирующуюся в США финансовую организацию. Эти требования включают:
— Разделение крупных покупателей и продавцов на американском рынке производных инструментов на крупных участников своп-сделок (Major Swaps Participant— MSP) и своп-дилеров (Swaps Dealer — SD). Результатом такой классификации является необходимость регистрации в регулирующих органах и соблюдения соответствующими лицами указанных ниже правил, касающихся производных инструментов, в полном объеме.
— Присвоение статуса крупного участника сделок своп или своп-дилера по результатам сравнения операций с производными инструментами с пороговыми значениями, установленными регулирующими органами, исключая отдельные операции с иностранной валютой и операции хеджирования коммерческих рисков, а также свопы между аффинированными лицами с контролирующим участием.
— Необходимость проведения клиринговых расчетов по свопам, отвечающим требованиям регулирующих органов, через центрального контрагента.
— Необходимость совершения допустимых торговых операций на специализированном рынке производных инструментов (Designated Contract Market — DCM) или площадке для совершения своп-сделок (Swaps Execution Facility — SEF).
— Дополнительные требования к капиталу и обеспечению для торговых операций, осуществляемых как с привлечением клиринговой организации, так и без ее участия, а также более жесткие правила в целях защиты активов клиентов.
— Быстрое представление отчетов по всем торговым операциям с производными инструментами в архив данных по свопам (Swaps Data Repository — SDR).
— Применение количественных ограничений к позициям по определенным сырьевым товарам.
В зависимости от характера свопа и его базового актива требования устанавливаются Комиссией по срочной биржевой торговле США или Комиссией по ценным бумагам и биржам США (а иногда совместно этими комиссиями).
Крупный участник своп-сделок
Организация может быть признана крупным участником своп-сделок, если у нее есть существенные позиции по одной из основных категорий свопов.
На практике эти требования, как правило, применяються преимущественно к компаниям по управлению активами, хедж-фондам, страховым компаниям и некоторым крупным корпорациям.
Крупный участник сделок своп должен зарегистрироваться в Комиссии по срочной биржевой торговле США и (или) в Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
Если организация достигнет порогового показателя, на нее будут распространяться указанные выше требования относительно клиринговых расчетов, а также дополнительные требования по управлению рисками, представлению отчетности и ведению учета.
Если пороговый показатель не будет превышен, на организацию будут распространяться более высокие требования к обеспечению по торговым операциям, осуществляемым без привлечения клиринговой организации.
Своп-дилер
Организация должна будет зарегистрироваться в Комиссии по срочной биржевой торговле США и (или) в Комиссии по ценным бумагам и биржам США, если она:
— является дилером по свопам или выполняет функции маркетмейкера в качестве дилера по свопам;
— регулярно заключает сделки своп с контрагентами в порядке обычной деятельности за свой собственный счет; или
— занимается какой-либо деятельностью, в результате которой она становится широко известна в качестве дилера или маркетмейкера по свопам
Если организация отвечает этим критериям, на нее будут распространяться указанные выше требования относительно клиринговых расчетов, а также дополнительные требования по управлению рисками, представлению отчетности и ведению учета. Для оказания клиринговых услуг клиентам, необходимо зарегистрироваться в качестве комиссионного торговца фьючерсами (Futures Commissions Merchant — FCM).