Закон о качестве продукции КНР, 2000 г. Поправка («Поправка к Закону о качестве продукции»)

Расширение китайской внешней торговли позволило контрафактной и некачественной продукции найти выход на зарубежные рынки. Упомянутые выше экономические и социальные проблемы не существовали на зарубежных рынках. А отсутствие правового регулирования в данной сфере вызвало недовольство потребителей зарубежных стран и побудило их правительства к действиям: так в 1998 году Таможенная служба США изъяла контрафактные товары из Китая на сумму 28 млн. Долл. США 43, а Европейский союз («ЕС») оценил Китай как четвертый по величине источник контрафактной продукции во всех странах ЕС.

Производство контрафактной продукции повредило экономическим интересам Китая на двух фронты; Это не только вынудило Китай пострадать от финансовых потерь из-за иностранных запретов на некачественные и поддельные товары, но это также потенциально затормозило переговоры Китая о вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Чтобы получить разрешение на вступление в ВТО, Китай должен был представить ВТО подтверждение того, что китайская продукция является надежной для глобальных потребителей и принять строгие законы, направленные на ограничение производства низкокачественных товаров. Как отметил бывший китайский премьер Чжу Жунцзи, качество продукта – это стратегический вопрос экономического развития страны и ключевой фактор её имиджа, за которым необходимо следить и контролировать должным образом, чтобы предотвратить всевозможные конфликтные ситуации.

Соответственно, 8 июля 2000 года в Закон «О качестве продукции» были внесены изменения в трех основных областях. Во-первых, чтобы продемонстрировать приверженность Китая решению проблемы качества продукции, режим правоприменения был укреплен, с тем чтобы сдержать коррупцию и противодействовать местному протекционизму. Была создана система вознаграждения для осведомителей, а наказание для должностных лиц, чьи противоправные действия были подтверждены, было увеличено. Во-вторых, чтобы восстановить положительный образ китайских продуктов, надзор за качеством продукции был ужесточен. Была введена обязательная выборочная проверка качества продукции, от производителей и продавцов стали требовать внедрения системы контроля качества. В-третьих, для того, чтобы восстановить доверие как китайских, так и зарубежных потребителей к китайским товарам, наказание для правонарушителей ужесточили и расширили, так что теперь потенциально ответственность могла лечь на более широкий круг людей, участвующих в ходе сделки. Считается что поправка к Закону «О качестве продукции» является благоприятной для потребителей, но, опять же, их интересы, возможно, не были на переднем плане для китайских законодателей при разработке этих поправок. Согласно Чжан Цзямину, помощнику секретаря Шанхайской ассоциации потребителей, исправленное законодательство не смогло решить ряд давних проблем, таких как повсеместное нарушение прав потребителей в секторах услуг. Позиция Чжана был подтверждена опросом Ассоциации потребителей Китая, который показал, что в период между 1997 и 1998 годами число жалоб удвоилось по различным секторам услуг, включая телекоммуникации, медицинские услуги, рестораны, услуги по реконструкции и образовательные услуги. Например, ETS ошибочно признал недействительным результат GRE учащегося из-за его неспособности заплатить требуемую плату. Следовательно, студент упустил возможность учиться в Америке, но не получил никакой компенсации от ETS. Удивительно, но измененный закон по-прежнему распространялся только на продукты (статья 2), всего одно положение, статья 62, касается сферы услуг, все остальные связаны с ней только косвенно. Данная статья налагает штраф на любого бизнес-оператора, использующего запрещенные продукты в процессе предоставления услуг. Однако статья 62 не предусматривает компенсацию для потребителя, который получил травму от использования запрещенного продукта. То, что в измененный закон не была включена сфера услуг, вполне может отражать политическую осведомленность о последствиях увеличения финансового бремени для бизнеса в результате юридической ответственности, особенно в тех случаях, когда китайская страховая отрасль не была ориентирована на бизнес для диверсификации своего юридического риска.

Кроме того, измененный закон не расширил определение «продукта». В соответствии со статьей 2, к «Продукту» относится только произведенные и обработанные товары. В то время как продукты сельского хозяйства, такие как плохие семена и плохое племенное поголовье, были главными среди жалоб сельских потребителей. Такое узкое определение «продукта» позволило обрабатывать необработанные сельскохозяйственные товары в менее ограниченных и контролируемых условиях и явилось скрытой причиной последующего кризиса безопасности пищевых продуктов, о чем говорится ниже.

Политика «открытых дверей» Китая в отношении иностранных товаров породила новые проблемы для Китайские потребители. Проблема низкого качества не только в отношении китайских товаров, но и импортируемых; Имело место значительное число случаев, когда китайские граждане либо были физически травмированы, либо понесли финансовые потери в результате использования дефектных иностранных продуктов. Например, пациент обнаружил трещины в проводящих катушках искусственного кардиостимулятора после установки.

Хотя поправки к Закону «О качестве продукции» устанавливали ответственность местных производителей и продавцов, закон все равно обеспечивает очень ограниченную защиту китайских потребителей от некачественных импортных товаров, потому что многие иностранные производители или экспортеры, не имеющие физического присутствия в Китае, не попадают под юрисдикцию китайского законодательства. Несмотря на то, что статья 61 расширила круг правонарушителей, включив перевозчиков и владельцев складов или хранителей, импортеры не были включены.

Кроме того, неясно, может ли прямая ответственность перед потребителями «поставщика» (категория бизнес-оператора, близкого к импортеру) считаться эффективной. Согласно статье 40, продавец имеет право на возмещение убытков со стороны поставщика в связи с ответственностью перед потребителями, а статья 42 устанавливает, что продавец несет прямую ответственность перед потребителями, если он не может идентифицировать поставщика. Эти два положения сделали продавцов главным ответчиком за выплату компенсации, что, следовательно, позволяет иностранным производителям, импортерам или поставщикам избежать ответственности, прячась за продавцом. В то же время китайские потребители, получающие возмещение за нанесенный ущерб от дефектных иностранных товаров, зависят от финансовых средств продавца и его возможности покрыть все расходы и удовлетворить требования потребителя. Поэтому при отсутствии каких-либо дополнительных обоснованных объяснений создается впечатление того, что закон об ответственности за качество продуктов направлен на поддержку внешней торговли, а не на защиту потребителей в Китае.

Внося изменения в Закон «О качестве продукции», китайское правительство расставляло приоритеты между всеми основными заинтересованными сторонами и их решение до сих пор является предметом постоянных обсуждений, но неоспоримым фактом является то, что проблема качества продукции остается на серьезном уровне как для всей страны, так и для отдельных областей во многих из которых ухудшилось качество пищевых продуктов. В 2004 году начался ряд инцидентов, связанных с безопасностью пищевых продуктов, таких как «больничный чемоданчик» в 2004 году, «Красная краска для Судана 1» в 2005 году и «Малахитовое зеленое дело» в 2006 году.

Китайское правительство в 2006 году отреагировало на эту серию инцидентов Законом «О безопасности в отношении качества сельскохозяйственной продукции Китайской Народной Республики». В статье 2 указано, что данный закон применяется к основным продуктам, полученным из сельского хозяйства, таким как растения, животные, микробы и продукты, полученные в результате сельскохозяйственной деятельности. Из этого следует, что под действия закона попадает также «Малахитовое зеленое дело», которое связано с использование запрещенных химических препаратов таких как нитрофуран и краситель «малахитовый зеленый» для того, чтобы продвигать продукцию «seafood». Однако остальные вышеупомянутые инциденты не попадали под контроль данного закона. Таким образом, представляется, что законодатели решили выборочно решать некоторые вопросы, но не все. Практика частичного законотворчества в Китае не является чем-то необычным и говорит о преобладании различных основополагающих экономических, социальных и политических проблем и реалий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *