Закон о качестве продукции КНР 1993 г.

Как уже обсуждалось ранее, качество продукции было проблемой в Китае задолго до принятия в 1993 году ряда статей. До 1993 года законы, относящиеся к качеству продукции на национальном уровне были разбросаны по ряду законодательных актов, таких, как Гражданский закон, статья 122 которого определяет порядок действий потребителей или пользователей в отношении дефектных или некачественных продуктов. Кроме того, статья 60 Закона «О промышленных предприятиях» сделала любое предприятие, которое производит и продает некачественные продукты ответственным за компенсацию понесенного ущерба потребителям и пользователям, которые пострадали в результате использования некачественным продуктом. Закон «О качестве продукции» служил для консолидации соответствующих фрагментированных положений и обеспечения всеобъемлющей базы для установления ответственности за дефектные или некачественные продукты в Китае.

Согласно статье 1 Закона «О качестве продукции», его основными задачами являются укрепление надзора за качеством продукции, установление четких границ ответственности за нарушение правил, предписанных законом, для защиты законных прав и интересов потребителей, а также для защиты общественного и экономического порядка. Поэтому Закон «О качестве продукции» конкретно направлен на защиту потребителей. Помимо этого, в нем подробно изложены обязанности производителей и продавцов по отношению к потребителям при поставке товаров.

Тем не менее, правовой режим Закона «О качестве продукции» плохо коррелируется с Законом «О защите прав потребителей», который был обнародован в том же году. Как отметил Ян Шукун из Ассоциации потребителей Китая, Закон «О качестве продукции» не предоставлял основания для подачи жалобы о нанесении морального ущерба, хотя он был включен в перечень оснований для получения компенсации. Кроме того, оценка ущерба, причиненного в соответствии с Законом «О качестве продукции», оказалась более низкой по сравнению с оценкой в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Например, Закон «О защите прав потребителей» предписывает компенсацию «расходов на уход за больными во время лечения» , а Закон «О качестве продукции» не предусматривает этого. А также Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возмещение ущерба и компенсации расходов «необходимых для иждивенцев жертвы», когда жертва страдает инвалидностью или погибает, тогда как Закон «О качестве продукции» ограничивает эту форму возмещения при летальном исходе. Именно поэтому большинство потребителей, если все-таки решались на жалобу, то руководствовались статьями 41 и 42 Закона «О защите прав потребителей», вместо того чтобы полагаться на статью 32 Закона «О качестве продукции», поскольку две первые статьи поддерживают более широкую базу компенсаций, чем вторая. Излишне говорить, что широкий спектр оснований для компенсации ущерба имеет значительные финансовые последствия для бизнес-операторов.

Учитывая, что социалистическая рыночная экономика Китая находилась на ранней стадии развития, когда был введен Закон «О качестве продукции», нет ничего удивительного в том, что центральное правительство уделяло первоочередное внимание сохранению стабильности в сфере предпринимательства. Это положение подкрепляется тем фактом, что, хотя Закон «О качестве продукции» отвечает за защиту прав и интересов потребителей, только 6 из 51-ого положения содержат ссылку на «потребителя». Другими словами, утверждать, что закон направлен исключительно на защиту прав потребителей нельзя.

Бурное экономическое развитие в Китае, в котором появились новые формы неэтичной деловой практики, еще больше подорвало эффективность Закона «О качестве продукции». Помимо долговременной проблемы товаров низкого качества, контрафактная продукция стала новым вопросом для законодательства, масштабы которого были продемонстрированы огромным количеством поддельных товаров, конфискованных китайским правительством. Например, в 1999 году власти конфисковали фальшивые продукты на сумму более 30 миллионов долларов США. Тем не менее, по экономическим и социальным причинам не были приняты строгие правовые меры по борьбе с контрафакцией.

С экономической точки зрения производство поддельных или некачественных товаров подкрепляли «черную экономику» некоторых местностей, таких, например, как город Иу в провинции Чжэцзян. Пагубные финансовые последствия широкомасштабного преследования за такую практику были серьезной проблемой для местных органов власти. С социальной точки зрения, фабрики, занимающиеся изготовлением контрафактной продукции, предоставили рабочие места местным жителям, которые были заинтересованы в продолжении функционирования этих заводов. Кроме того, не каждый потребитель в Китае был против наличия некачественных и контрафактных продуктов на рынке. В частности, потребители с ограниченным располагаемым доходом были готовы пойти на компромисс в отношении качества продукции в обмен на более низкие и доступные цены. На самом деле, как заметил бывший начальник отдела расследований Шанхайской администрации муниципальной промышленности и торговли Кюи, некоторые контрафактные товары имели надежное, функциональное качество, даже несмотря на то, что они нарушали права интеллектуальной собственности. Таким образом, контрафактные товары могут по-прежнему присутствовать на черном рынке из-за имеющегося на них спроса населением с низким достатком. Следовательно, в некотором смысле медленное развитие правовой защиты потребителей было невольно вызвано самими потребителями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *