Закон о безопасности пищевых продуктов КНР 2009 г. и 2015 г.

Что касается безопасности пищевых продуктов, то подход Китая к частному праву в отношении качество продукта оказался неудачным, что продемонстрировали случаи с меланином. Некоторые продукты для домашних животных были загрязнены меламином в 2007 году, а различные фальсифицированные молочные продукты, включая детскую смесь, были заражены меламином в 2008 году. В числе других законодательных мер в 2009 году был принят Закон «О безопасности пищевых продуктов». В то время как случай с меламиновым молоком, возможно, был катализатором для вступления в силу Закона «О безопасности пищевых продуктов», реальный стимул для принятия этого закона был скорее экономическим, чем социальным. Хотя основным продуктом скандала с меламином была детское питание, запрещенные химические вещества были также найдены в широком спектре продуктов, включая шоколад, печенья и конфеты, которые были доступны в заграничных магазинах. Опасаясь серьезного скандала, иностранные правительства приняли экстренные меры для выдачи запретов на импорт и отозвали проблемную пищу с полок, что, в свою очередь, создало угрозу для китайской индустрии экспорта продовольствия в размере 31 млрд. долл. США.

Несмотря на то, что Закон «О безопасности пищевых продуктов» соответствует международным стандартам, он не фокусируется на малых и средних предприятиях, на долю которых приходилось 90,05% от общего числа операторов пищевых продуктов в 2011 году, и которые лежат в основе проблем безопасности пищевых продуктов на внутреннем рынке. Что Закон «О безопасности пищевых продуктов» касается главным образом крупных предприятий, подтверждается тем фактом, что требования к созданию системы проверки (статьи 36-41) и привлечение профессиональных кадров для обеспечения безопасности продуктов питания и для осуществления продовольственных операций (статья 27 (3)), нацелены на крупных китайских экспортеров продовольствия (поскольку соблюдение таких требований не является финансово осуществимым для малого и среднего бизнеса). Эта законодательная направленность предполагает, что Закон о безопасности пищевых продуктов был введен для решения проблем зарубежных потребителей, а не потребностей китайских. Более того, корректирующий режим особенно разочаровывает потребителей в Китае. Действительно, статья 96 Закона «О безопасности пищевых продуктов» привела к увеличению штрафных санкций до суммы, в 10 раз превышающей цену покупки продуктов питания, в то время согласно ст. 49 Закона «О защите прав потребителей» данная процедура ограничена суммой, не превышающей цену на продукты питания в 2 раза. Однако практический эффект увеличения в соответствии с Законом «О безопасности пищевых продуктов» является минимальным с учетом того, что цена на продукты питания обычно является небольшой суммой.

С точки зрения потребителя неполноценность статьи 96 хорошо иллюстрируется ситуацией связанной с меламином молока, где тысячи детей были диагностированы с болезнью почек и для их длительной медицинской помощи требовалась значительная сумма денег. С другой стороны, в это время существовали тысячи мелких и средних продовольственных операторов, для которых такое повышение уровня ответственности могло привести их к финансовому краху. Таким образом, статья 96 склоняется в сторону интересов производителей пищевых продуктов, а не потребителей.

Однако, уже в 2015 года Постоянный комитет ВСНП Китая пересмотрел Закон «О безопасности пищевых продуктов» 2009 года и вновь внес поправки. Пересмотренный закон вступил в силу 1 октября 2015 года. Изменения в Законе «О безопасности пищевых продуктов» были широкомасштабными, налагали более строгие меры контроля и надзора за производством и управлением продуктами питания. Закона о безопасности пищевых продуктов, который содержит 10 глав с 154 статьями, добавив 50 новых статей в старый закон, а также другие изменения. Основные моменты изменений коснулись механизмы учета и регистрации производителей и импортеров продовольствия, были внесены значительные поправки в процесс контроля интернет торговли. В законе до поправок полномочия по обеспечению безопасности пищевых продуктов были разделены между различными учреждениями. С 2013 года Государственный совет начал структурную перестройку с целью создания более централизованной системы, для улучшения надзор за производством продуктов питания, распределением и услугами, которые связаны с общественным питанием. В настоящее время централизованная система в явном виде предоставляется в соответствии с новым законом. Импортеры и экспортеры должны регистрироваться в Главном управлении надзора за качеством, инспекции и карантина (AQSIQ). Производители импортных пищевых продуктов также должны быть зарегистрированы в AQSIQ, что решает проблемы некачественного товара из-за границы и позволяет законодательно контролировать их производителей, не перекладывая всю ответственность за некачественный товар на китайских продавцов. В законе контролируется также и интернет торговля. Заказ онлайн-продуктов теперь является глобальной тенденцией, и безопасность продуктов, приобретенных через Интернет, вызвала проблемы. Согласно новому закону, поставщики сторонних онлайн-платформ для торговли продуктами питания должны рассмотреть разрешение трейдера и зарегистрировать реальную личность трейдера. Если поставщик платформы узнает о нарушениях безопасности пищевых продуктов, он должен немедленно остановить торговца от таких незаконных действий и сообщить об этом в регулирующий орган. Если потребитель пострадал от продуктов питания, приобретенных через онлайн-торговую платформу, потребитель может потребовать у торговца продуктами питания убытки.

Более мелкие изменения коснулись генетически модифицированной продукции, продуктов для специальных медицинских целей, детского питания. Продукты, попадающие под вышеперечисленные категории должны быть зарегистрированы в Китайском управление по контролю за продуктами и лекарствами. Формула продукта, технология производства, этикетки, инструкции и материалы, показывающие безопасность и полезность продукта, а также отчеты и другие материалы, показывающие процесс разработки и безопасность формулы, должны быть представлены для регистрации.

По сравнению с предыдущей версией, новый закон налагает более жесткие санкции на нарушения безопасности пищевых продуктов. Например, торговцы продуктами питания, участвующие в производстве пищевых продуктов или пищевых добавок без надлежащего разрешения, будет облагаться административным штрафом в 20 раз превышающим стоимость продукции.

Новый закон, как утверждается, является самым строгим законом о безопасности пищевых продуктов в истории Китая. Это свидетельствует о активной позиции китайского правительства в борьбе с продовольственными скандалами, которые в последние годы повлияли в стране, что привело уверенности потребителей в плохом качестве отечественных товарах. Больше внимания уделяется надзору и контролю за каждым этапом производства, распределения, продажи и отзыва продуктов питания. Особые положения изложены в отношении пищевых продуктов, которые в последние годы были сосредоточены на инцидентах, связанных с безопасностью пищевых продуктов, особенно на продуктах здорового питания и детском молоке. Между тем, новый закон также учитывает новые виды деятельности по торговле продуктами питания, включая продукты питания, продаваемые на сторонней торговой платформе, и продукты, импортируемые через каналы электронной торговли.

Закон «О безопасности пищевых продуктов» является значительным для Китая, поскольку его поправки и изменения улучшат качество пищевых продуктов и повысят доверие общественности к китайской пищевой промышленности. Многие из положений служат для разъяснения, консолидации и расширения ранее существовавших ограничений безопасности пищевых продуктов в соответствии с конкретными правилами для соответствующих категорий продуктов, но с более строгими санкциями. Новый закон также предоставляет регулирующим органам больше полномочий, устанавливает более жесткие санкции за нарушения и вводит больше руководств по производству и производству потребительских товаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *