Вытеснение миноритарного акционера

При приобретении корпоративного контроля в результате публичного поглощения возникает вопрос, может ли покупатель в дальнейшем понудить оставшихся акционеров против их воли продавать свои акции (право контролирующего акционера на вытеснение миноритарных акционеров) и могут ли оставшиеся акционеры требовать выкупа их акций, если они не хотят оставаться акционерами после появления нового контролирующего акционера (право миноритарных акционеров требовать покупки акций от контролирующего акционера). Вытеснение миноритарных акционеров или покупка акций миноритарных акционеров по их требованию, если они имеют место, является последним этапом процесса публичного поглощения компании-цели. И вследствие важности интеграции вовлеченных компаний и защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров эти правила являются важнейшими составляющими процедуры публичных поглощений.

В Великобритании правила о вытеснении миноритарных акционеров и продажи содержатся в Законе о компаниях 2006 г., а не в Кодексе Сити. Английский Закон о компаниях содержит положения, согласно которым покупатель наделяется правом приобрести акции несогласных акционеров в принудительном порядке. Если покупатель получил акцепты в отношении 90 процентов или более акций, к которым относится данное предложение, он может приобретать оставшиеся акции на тех же условиях, которые указаны в предложении.

Вводимая процедура вытеснения акционеров (squeeze-out procedure) может быть использована лишь только в случае, если приобретатель в результате публичного предложения станет владельцем не менее 90% акций компании-цели или приобретает (заключает договор на приобретение) не менее 90% акций компании-цели. В этих случаях приобретатель может требовать от оставшихся акционеров продать принадлежащие им акции по справедливой цене.

Миноритарный акционер в течение 6 недель с момента получения предложения имеет право обратиться в суд, чтобы противостоять «вытеснению». Суд может распорядиться либо о том, что принудительное приобретение не может быть осуществлено, либо что акции приобретаются на разных условиях, чем те, которые указаны в предложении. Миноритарный акционер должен показать «особые обстоятельства», которые делают приобретение акций несправедливым.

Практика же показывает, что доказать несправедливость публичного предложения, принятого более чем 90% акционеров, чрезвычайно проблематично. Суды расценивают акцепт оферты акционерами, владеющими более чем 90% акций, как презумпцию справедливости условий выкупа акций и не пересматривают условия публичного предложения.

Таким образом, вследствие принятия Великобританией подхода определения порогового значения со ссылкой на долю акцептов суды исходят из презумпции справедливости цены выкупа, если она равна цене оферты. Суды вмешиваются лишь в случаях, когда имеют место явные доказательства обмана или мошенничества. Например, в деле «Re Bugle Press Ltd». несколько владельцев 95% обыкновенных акций компании зарегистрировали новую компанию, акционерами которой являлись только они. После этого новая компания сделала публичное предложение о поглощении компании по заниженной цене, которое, как и ожидалось, было акцептовано владельцами 95% акций. Следовательно, у новой компании появилось право принудительного выкупа доли миноритарных акционеров по заниженной цене. Однако суд отказал оференту в таком праве.

Важное значение в целях защиты прав миноритарных акционеров имеют правила раскрытия информации при обжаловании права выкупа акций или цены выкупа в судебном порядке. Согласно Закону о компаниях 2006 г. акционер, который инициировал обжалование, обязан уведомить об этом оферента, а последний, в свою очередь, отправить копии указанного уведомления всем остальным акционерам, акции которых он намерен выкупить. Данное правило призвано пред

оставить всем остальным акционерам необходимую информацию, которая может понадобиться в том числе и для вступления в судебный процесс (предъявление коллективных исков).

В свою очередь в Законе также закреплено и право акционеров, оставшихся в меньшинстве после окончания публичного предложения требовать от акционера, владеющего контрольным пакетом акций, выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене (sell-out right).

Таким образом, правило вытеснения миноритарных акционеров представляет собой право контролирующего акционера, возникающее при достижении им определенной доли в капитале компании, понудить миноритарных акционеров продавать принадлежащие им долевые финансовые инструменты контролирующему акционеру, который в результате этой продажи станет владельцем 100% акций компании.

Отечественное законодательство предусматривает рассматриваемые нормы в Законе об акционерных обществах в качестве финальной части публичного предложения.

В статье 84.7 прямо указано, что лицо, которое стало владельцем более 95 процентов общего количества голосующих акций публичного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции публичного общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции публичного общества, по требованию их владельцев.

Требования владельцев о выкупе принадлежащих им ценных бумаг могут быть предъявлены не позднее чем через шесть месяцев со дня направления им уведомлений о праве требовать выкупа ценных бумаг публичным обществом.

Получается, что в данной статье предусматривается механизм защиты прав миноритарных акционеров, который позволяет им вернуть свои инвестиции. Это право тождественно английскому «sell-out right».

Конструкция выкупа акций по требованию миноритариев редко востребована, но, тем не менее, она является, необходимым элементом, обеспечивающим баланс интересов в условиях сверхвысокой концентрации корпоративного контроля.

Правом на вытеснение путем требования о выкупе ценных бумаг отражено в статье 84.8 ФЗ «Об АО». Для вытеснения требование о принудительном выкупе акций у оставшихся акционеров может быть направлено в общество превалирующим акционером в течение шести месяцев с момента 1) истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг поглощаемого общества, предусмотренного п.1 ст.84.2 Закона об акционерных обществах, или 2) обязательного предложения, в результате которого было приобретено не менее 10 процентов общего количества акций поглощаемого общества, указанных в п.1 ст.84.1 Закона об акционерных обществах.

Вполне очевидно, что лицо, стремящееся к полному единоличному контролю над хозяйствующим субъектом присутствие в компании миноритариев превращается в ненужный и мешающий элемент, создающий препятствия на пути к комфортному управлению компанией.

Следует помнить о так называемых «мертвых душах». Речь идет об умерших акционерах, наследники которых не вступили в свои права, или акционеры, фактически потерявшие связь с обществом. Во многих компаниях их число исчисляется тысячами, в то время как они владеют не более чем одним-двумя процентами акций. Такие лица не являются реальными инвесторами для компании и не исключены ситуации, когда среди них могут быть внедрены шпионы конкурентов.

Важно отметить, что при процедуре вытеснения должны быть соблюдены обязательные условия:

Во-первых, превышение порогового значения корпоративного контроля в 95 процентов.

Во-вторых, вытеснению должно предшествовать направление публичной оферты (добровольного или обязательного предложения) о приобретении всех голосующих акций общества и ценных бумаг, конвертируемых в эти акции.

В-третьих, оферент по публичной оферте должен не просто превзойти порог сверхвысокой концентрации корпоративного контроля, но и приобрести не менее 10% общего количества акций общества, предусмотренных п. 1 ст. 84.1 ФЗ «Об АО».

В контексте рассмотрения процедуры вытеснения миноритарных акционеров представляется очень интересным затронуть не актуальный, но занимательный вопрос о справедливости или несправедливости самой законодательной возможности вытеснения акционеров в контексте конфликта между мажоритарными и миноритарными акционерами общества. Считалось, что статьи закона нарушают права и свободы, гарантированные миноритарным акционерам Конституцией РФ. Однако «соразмерное ограничение прав миноритарных акционеров», по мнению КС, не нарушает Конституцию, поскольку права «преобладающих акционеров» обеспечивают «публичный интерес в развитии акционерного общества в целом». Таким образом, поскольку существует ряд экономических причин, право считает возможным некоторое ограничение права собственности миноритарных акционеров и предоставление контролирующему акционеру права требовать выкупа акций миноритариев, что было официально признано в 2007 году Конституционный Судом .

Действующая редакция закона предлагает акционерам несколько способов защиты их прав при вытеснении.

Во-первых, определение цены выкупаемых акций на основе принципа справедливости. Закон гласит, что выкуп ценных бумаг осуществляется по цене не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть определена оценщиком. При этом указанная цена не может быть ниже цены, по которой ценные бумаги приобретались на основании добровольного или обязательного предложения, при этом оплата выкупаемых ценных бумаг осуществляется только деньгами.

Во-вторых, судебная защита миноритария. Владелец ценных бумаг, не согласившийся с ценой выкупаемых ценных бумаг, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг. Указанный иск может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг узнал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг.

В-третьих, государственный контроль за приобретением акций публичного общества, предусмотренный статье 84.9. В ряде случаев Банк России направляет лицу, представившему добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предписание о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с требованиями Федерального закона. В частности, это применяется в отношении несоответствия порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг требованиям Федерального закона, в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в Банк России, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *