Выделение стратегических групп

Если мы определили привлекательность отрасли и решили, что мы будем работать на рынках этой отрасли, необходимо оценить теперь, какие компании имеют здесь конкурентные позиции (сильные или слабые).

Одним из инструментов, позволяющих это сделать, является Карта Стратегических Групп (КСГ).

Даже в рамках одной отрасли конкурирующие компании не выглядят как однородная группа компаний, которые продают одно и тоже и действуют одним и тем же образом. Как правило, продукция и действия компаний достаточно разнообразны. Поэтому разумным оказывается разделить всех операторов рынка на группы по схожим существенным признакам. Карта Стратегических Групп позволяет это сделать достаточно эффективно и наглядно (рис. 5).

Рис. 5. Карта стратегической группировки

Компании, действующие в одной отрасли, могут существенно различаться по следующим признакам, важным для ведения успешного бизнеса:

Диапазон цен и качества;

Территориальный охват (местный, региональный, общенациональный или глобальный оператор);

Степень вертикальной интеграции;

Диапазон ассортимента продукции;

Развитость каналов распределения;

Уровень послепродажного обслуживания.

Список существенных характеристик можно продолжить. Выбор характеристик зависит от характера бизнеса, например, часто бывает важно выделить группу операторов по уровню используемой технологии. В любом случае, на начальном этапе составляется список признаков, которые важны с точки зрения стратегического управления бизнесом.

Когда список составлен, можно переходить к построению двумерных матриц, придерживаясь следующего алгоритма:

Составить список компаний, которые будут подвержены анализу.

Выбрать наиболее важную пару дифференцирующих компании характеристик, например: «Цена» и «Асортимент».

Установить шкалу значений данных характеристик. Как правило, это ранговая шкала.

Нанести анализируемые компании на двумерный график соответственно значениям характеристик (рис. 6).

Компании, которые оказались рядом в этом двумерном пространстве, объединяются в одну стратегическую группу. Каждая такая группа компаний обносится окружностью, радиус которой пропорционален доле этой группы в общем объеме выручки от продаж в отрасли.

Рис. 6. Карта стратегических групп

Процедуры 2-5 повторить несколько раз, меняя пары характеристик.

Произвести сравнительный анализ двумерных графиков, чтобы установить Стратегические Группы по многомерному основанию. Та группа компаний, состав которой оказался относительно устойчивым в различных двумерных пространствах и которая является наиболее близкой по своим характеристикам к Вашей компании, должна быть подвергнута дальнейшему более детальному анализу.

Теперь надо решить, что делать со своей компанией. Очевидно, что чем теснее компании «прижаты друг к другу», тем сильнее между ними конкуренция. Компании, которые оказались в гордом одиночестве, не ведут острую конкурентную борьбу. Другое дело, что среди них есть, наверное, аутсайдеры и лидеры. Вопрос, куда на этой «карте» направить свою компанию.

Под влиянием изменения рыночной ситуации в отрасли могут происходить перемещения организаций из одной стратегической группы в другую, что скажется на изменении характера и интенсивности конкуренции и может потребовать пересмотра целей и стратегий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *